Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним
Тип ошибки | Пример из сочинения | Комментарий эксперта |
1. Непонимание проблемы | В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов | Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной |
2. Неумение сформулировать проблему | В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека | Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилия автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается, ставится); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…) |
3. Неоправданное расширение или сужение проблемы | Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна | Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения |
4. Подмена проблемы авторской позицией | Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его | Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества? Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора |
5. Подмена формулировки проблемы пересказом | Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком | Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений |
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно.
Если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов.
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | Баллы |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | ||
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов |
Внимание! Предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»
Внимание!Необходимо внимательно прочитать информацию об авторе текста, чтобы избежать фактических ошибок. Например: Некрасов Виктор Петрович (1911-1987) – прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни. Информацию об авторе можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.
Задания для учащихся
Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.
1. В чём опасность политики национализма? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. В чём смысл человеческой жизни? 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? | А. Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная |