Об этимологии этнонима «саяны»

На территории Курской области (губернии) фиксируются народные названия коренного населения (в зависимости от зоны): однодворцы, горюны´, севрюки´, саяны´, цуканы´, пе´ревертни, мамо´ны, щекуны´, зекуны´, же´ки, же´калы, гонуры´, галманы´, кулгу´ры, талага´и, когаи´.[47]

Сами саяны и их ближайшие соседи-крестьяне производили этноним-прозвище «саяны» от слова «саян» - разукрашенный и особым образом сшитый сарафан, который носят женщины-саянки.

В словаре В.И. Даля слово саян (с пометой: курское) фиксируется в значении 'род сарафана, высокой юбки с помочами'.[48] У М. Фасмера «саян I - 'сарафан из крашенины, распашной сарафан'; имеет соответствия в болгарском саян 'нижняя юбка'; известно в немецком, древнепольском sajan 'короткий солдатский кафтан', в итальянском saione 'грубая шерстяная фуфайка', латинском sagume 'солдатский плащ', французском sayon 'плащ', старофранцузском saie»;[49] «саян II – шутливое название крестьян, название монастырских крестьян в бывшем Курском, Льговском, Фатежском уездах… вероятно, по их одежде – саяну, который они носят с гордостью… Прочие этимологии представляются устаревшими, например, от мнимого сае вместо себе».[50] «Девки в красных саянах как пошли скакать! В Виногробле живут саяны» (Курский, Суджанский, Фатежский, Льговский районы).

В пользу существования тенденции к названию жителей какой-либо территории по их специфическому одеянию выступает свидетельство И.А. Бунина в повести «Суходол»: «Осенью пригоняли на косьбу, на молотьбу калужских баб и девок, которых звали за их пестрые сарафаны распашонками». Далее писатель характеризует их нрав и особенности говора: «… Слыли они распутными, дурноболезными, были грудасты, охальны и дерзки, ругались скверно и с наслаждением, прибаутками так и сыпали, на лошадь садились по-мужичьи, скакали как угорелые… Распашонки затягивали своими грубыми голосами, подхватывали их не в меру дружно и зычно, с ёканьем и свистом».[51]

Относительно этого необходимо сказать, что название народности по одежде, по костюму, которым она реально выделяется из среды других, являлось в прежние времена делом весьма обычным. Но в данном случае скорее всего не сарафан дал свое название народу, а наоборот, название народа было перенесено на характернейшую часть женского народа этой народности, и притом, в сравнительно недавнее время. Такие перенесения названия народа или даже местности, страны на одежду сплошь и рядом бывали в истории и даже практикуются и до сих пор: болгарка, венгерка, черкеска, китайка и прочие.

По другой версии, название "саяны" происходит от особенностей их говора: замены звуков ц, ш, ч звуком с и сильного яканья. "Зовем их саянами, - говорили местные жители, - потому что они все говорят на "с" и "я".[52] Лингвисты считают, что такой говор возник несколько столетий назад на границе литовского государства на базе белорусских говоров, которые смешались с южнорусскими.

Д.К. Зеленин предполагает следующие: когда предки нынешних саянов явились из-за западного рубежа в пределы нынешней Курской губернии, то их соседи, курские однодворцы, поспешили применить к ним свою обычную кличку для всех новых переселенцев – «цуканы». Хотя говор саянов от части и оправдывал для них эту кличку, но она для саянов показалась очень обидною, и вот, желая оттолкнуться от «цуканства», они дают сами себе новую кличку, в которой хотят подчеркнуть, что в их говоре совсем не звук ц, а звук с. Для такой своей клички ими взято было имя распространенного у них – но весьма обычного и в других местах губернии, и притом сравнительно нового.[53]

О том, что вполне согласно с только что высказанным предположением «саяны» и «цуканы», равно как и сами группы населения с этими именами смешивались между собой - об этом имеются бесспорные данные. Добротворский смешивал саянов и цуканов в одно целое, а кличку «саяны» считал искажением слова «цуканы». У анонимного автора из Курской губернии под именем «цуканов» описана группа населения, весьма сходная по говору с саянами.[54]

Саму кличку «саяны» можно связать с такой характерной чертой, как замена звуков ц на с, хотя достаточных доказательств для этого нет.

Предположительно, когда предки нынешних саянов явились из-за западного рубежа, в пределы нынешней Курской губернии, то их соседи, Курские однодворцы, поспешили применить к ним кличку для всех новых переселенцев – «цуканы». Хотя говор саянов отчасти и оправдывал для них эту кличку, но она для саянов показалась очень обидною – и вот, желая оттолкнуться от «цуканов», они дают сами себе новую кличку, в которой хотят подчеркнуть, что в их говоре характерен совсем не звук ц, а звук с, для такой своей клички ими взято было имя, распространенное у них, но весьма обычного и в других местах губернии и притом сравнительно нового.

О том, что вполне согласно высказанным предположениям клички «саяны» и «цуканы», равно как и сами группы населения с этими именами смешивались между собой – об этом имеются бесспорные данные. Добротворский смешал саянов и цуканов в одно целое, а кличку «саяны» считал искажением слова «цуканы». У анонимного автора описана группа населения, весьма схожая по говору с саянами[55].

ГЛАВА II

Наши рекомендации