Понятие коммуникации, общения. Соотношение этих понятий.
Наиболее активно процессы общения начали изучаться со 2 половины 20 века. В 1950 –1960-е годы исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики, информатики. Общение рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передаче информации от автора к адресату.
В 1960-1970-е годы различные аспекты процесса общения заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правила и особенности речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Свое внимание исследователи при этом сосредоточили на психологических характеристиках участников общения, особенностях речевой деятельности, правилах речевого поведения, но почти не обращались к анализу механизма общения.
В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Тогда же появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социо- и психолингвистики. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт с личностью участника общения, понять общение как феномен того или иного типа культуры.
При изучении процессов общения зарубежные исследователи стали использовать термин «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов. Слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В этом случае, по мнению лингвистов, общение – это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях.
В психологической и социологической литературе общение и коммуникация – пересекающиеся, но не синонимические понятия. Термин «коммуникация» обозначает средства связи любых объектов материального и духовного мира, процесс передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачу и обмен информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера.
Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения данных понятий, в которой основной категорией считается общение, а в его структуре выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания).
Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узкое и широкое), что связано с их использованием в разных науках. За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение – информационный обмен в обществе. Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.
Коммуникация и общение являются важной частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Э. Холл утверждает, что культура – это коммуникация, а коммуникация – это культура. Многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми. Именно общение во всех своих формах (вербальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников. В зависимости от культурных различий в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский (распространен преимущественно среди восточных народов, в культурах которых главной ценностью является отождествление себя с коллективом) и индивидуалистский (распространен в западной культуре, акцент делается на личность, главной ценностью является индивидуализм) виды культуры. Тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средствах коммуникации, которые позволяют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить его отношение к ним. Представители индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения и открытые способы решения конфликтов, поэтому в процессе коммуникации они используют преимущественно вербальные способы.
Общение происходит на трех уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень представляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого уровня взаимодействия является взаимопонимание между людьми. Интерактивный уровень – это общение, учитывающее личностные характеристики людей. Оно приводит к определенным взаимоотношениям между людьми. Перцептивный уровень дает возможность взаимного познания и сближения людей на этой рациональной основе. Это процесс восприятия партнерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения.
1) Что такое общение и коммуникация? 2) Как эти понятия соотносятся между собой? 3) Назовите три уровня общения
Межличностная коммуникация.
Межкультурная коммуникация имеет место не между культурами, а между индивидами, которые в той или иной степени являются носителями различных культурных ценностей, т.е. межкультурная коммуникация проявляется в форме межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация – процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Она может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.
Модели коммуникационных процессов
Принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.
1. Линейная модель рассматривает коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал. Важным является влияние канала, по которому получено сообщение, на реакцию получателя. Линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоциональным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. У этой модели есть недостаток – она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Модель пригодна для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.
2. Трансакционная модель представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. В каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт коммуникации невозможно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Коммуникация – это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом.
3. Интерактивная (или круговая) модель – не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь – реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами. Коммуникация изображается как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, ключевой фигурой является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации.
Круговая модель состоит из следующих элементов:
– отправитель (источник) – создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация.
– кодирование – превращение сообщения в символическую форму, процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Успех коммуникации достигается лишь в том случае, если участники коммуникации обладают общей возможностью интерпретации определенного знака. При межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т.д. Проблема кодирования / декодирования информации приобретает важное значение, так как кодовые системы культур несопоставимы между собой или сопоставимы только ограниченно.
–сообщение – информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным. Процесс общения можно рассматривать как обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации. Символы – это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, явления или процессы, способные «замещать» реальные предметы или явления и выражать заключенную в них информацию. Символы являются таковыми только потому, что определенная группа людей соглашается принять их как символы. Между символом и его значением часто нет естественной связи, их отношения произвольны и варьируются в разных культурах.
– канал – путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным (вербальные, невербальные, паравербальные средства передачи информации) и массовым (пресса, издательства, радиовещание, телевидение и т.д.). К каналам коммуникации могут быть также отнесены публичные выступления, личные встречи, рекламные объявления и т.д.
– декодирование – процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне; расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной.
– получатель – объект, которому передается сообщение.
– обратная связь – принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.
Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Она никогда не будет абсолютной, так как даже при сведенных к минимуму технических помехах, упрощении языка послания, невозможно полностью унифицировать процессы восприятия информации, носящие индивидуальный характер.
Существенную роль в процессе коммуникации играют важные психологические и социальные характеристики акта общения. Психологические компоненты:
Коммуникативное намерение – это желание вступить в общение с другим человеком.
Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, проект, идея предстоящего сообщения.
Цели сообщения делятся на две группы: ближайшие, непосредственно выражаемые автором (интеллектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций и мнений, разъяснением и критикой; цели, связанные с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера, побуждение к действию), и более отдаленные, долговременные (установление хороших отношений с партнером).
К социальным компонентам коммуникативного акта относятся:
– статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом.
– ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации и влияют на характер коммуникативного акта. Человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.
–стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках.
Многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:
· Информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
· Интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
· Гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
· Аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
· Нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
· Семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;
· Практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.
Вступая в общение, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:
· Обмен и передача информации;
· Формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
· Формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
· Обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
· Изменение мотивации поведения;
· Обмен эмоциями.
Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Способы взаимодействия зависят от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
Функции коммуникации
В зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и помогает более точно понять ее сущность.
· Информационная функция. Коммуникация здесь играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами.
· Социальная функция заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей.
· Экспрессивная функция означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства.
· Прагматическая функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия.
· Интерпретативная функция служит для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний.
Все эти функции проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом (связан с выполнением ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм окружающей человека среды), деловом (совместное сотрудничество, целью общения является повышение эффективности совместной деятельности) и интимно-личностном (человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании, для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность).
Основные виды коммуникации
В теории коммуникации выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям и поэтому количество видов коммуникации в различных источниках отличается друг от друга. Функциональный подход к этому вопросу позволяет выделить следующие виды коммуникации:
1. информативная коммуникация – процесс передачи информации об окружающем мире, в котором живут коммуникатор и реципиент. При этом ожидается, что любые информационные сообщения являются правдивыми, непротиворечивыми и выражают беспристрастный взгляд на обсуждаемое событие или факт.
2. аффективно-оценочная коммуникация основывается на выражении либо положительных, либо отрицательных чувств в отношении другого человека (признание в любви, этнические стереотипы, предрассудки, всевозможные слухи). Здесь нет объективного изложения фактов, а есть пристрастность, которая также необходима во многих сферах человеческой жизни. Отличительная особенность – возможность усилить или ослабить оценку и выражение чувств. Важной составляющей является эмпатия.
3. рекреативная коммуникация включает в себя различные формы развлекательного общения, которые позволяют собеседникам расслабиться и отдохнуть (дискуссии, конкурсы, состязания, истории, анекдоты и т.д.)
4. убеждающая коммуникация – такой вид коммуникации, который направлен на стимулирование какого-либо действия (приказ, совет, просьба). Люди пытаются повлиять на убеждения или действия других людей (реклама). Содержит в себе элемент манипуляции поведением других людей.
5. ритуальная коммуникация заключается в соблюдении и исполнении социально установленных форм поведения (приветствие).
Ряд исследователей выделяют массовую (в обществе в целом), ограниченную (внутри различных социальных групп), межличностную (между двумя индивидами) и внутриличностную (между человеком и электронными средствами передачи информации) коммуникации.