Контроль над импульсивностью

"Я могу устоять перед чем угодно, кроме искушения." - Оскар Уайльд

Определение:

Способность устоять или задержать импульс, побуждение или соблазн(немедленно) действовать. Контроль над импульсивностью означает способностьопознавать свои агрессивные импульсы, быть сдержанным и уметь контролироватьагрессию, враждебность и безответственное поведение. Проблемы контроля надимпульсивностью появляются при низком пороге переносимости разочарования,импульсивности, при неумении сдерживать гнев, брань, при потере способностивладения собой и взрывном и непредсказуемом поведении. После лекции об эмоциональной культуре, прочитанной группе бизнесменов,несколько человек из аудитории подошли к нам, чтобы продолжить обсуждение.Один человек, сопровождаемый более молодой женщиной, нетерпеливо ждалвозможности заговорить. Когда пришла его очередь, он начал с того, чтосогласен со многим из того, о чем говорилось, но сильно сомневается в одномпункте. По его мнению, мы далеки от истины в том, что касается управленияимпульсивностью. Сам он очень импульсивен, сказал он, и был таким всегда. Если бы он небыл таким, он ничего бы не добился в жизни. Он сослался на то, что сумелзаработать миллионы, и упомянул других таких же успешных предпринимателей.Если бы они сдерживали свои импульсы, это ослабило бы их и затормозило.Внезапные решения были источником его жизненной силы; он этим знаменит и нестанет извиняться за них ни перед кем. Он доверяет своей собственнойинтуиции, своему собственному суждению. И он также не боится действовать также быстро, как он принимает решение; он никому не позволяет мешать ему тутже перейти к действию. Если бы он и те люди, о которых он упомянул,попытались бы отказаться от своей импульсивности, это было бы для нихпротивоестественно, и они бы потерпели неудачу. Это была интересная логика, и она как будто произвела впечатление натех, кто слышал его заявление. Но она требовала некоторого дополнения снашей стороны. Мы спросили, не приходилось ли ему упускать какие-то сделкииз-за своей импульсивности. Ну разумеется, ответил он, это в природе вещей.Вы всегда что-то выигрываете, что-то теряете. Ну ладно", поинтересовались мы, "вы женаты?" "Трижды." "Есть дети?" "Да, четверо." "Вы часто с ними видитесь?" "Конечно, каждые две недели. Но какое это имеет значение? А насчетимпульсивности ... Я просто хотел, чтоб вы это знали." С этими словами онповернулся и присоединился к уходящим. Когда он ушел, сопровождавшая его женщина немного задержалась. Онапредставилась как его заместитель. "А знаете, вы правы," сказала она. "Мне приходится с ним работать. Онвходит утром и тут же набрасывается на каждого, кто попадается ему на глаза.Это выбивает людей из нормального рабочего состояния еще до того, как ониприступили к работе. Он их беспрерывно подгоняет. В своих решениях он чащевсего прав - но когда он ошибается, это дикая ошибка. Я убеждалась в этомнеоднократно. Я могу с ним управиться, но мне приходится все времяоглядываться и проверять, не запугал ли он остальных сотрудников доотупения, и тогда они просто не смогут понять, что ему надо. Его личнаяжизнь - это другой вопрос, но вот так обстоят дела в офисе." Все точно так, как мы заподозрили - и как вы уже догадались, когдауслышали его ответы на наши вопросы. К счастью для него и его компании,порывистый бизнесмен был достаточно умен или везуч, если взял в свою командуидеального заместителя, должность которой состояла большей частью вкомпенсации его слабостей. Ее терпение и высокие способности в межличностныхотношениях пока что поддерживают офис в нормальном состоянии, несмотря наего упражнения в словесной пиротехнике. Что ж, пока все идет удачно, хотя как долго эта героическая женщинабудет способна нести столь тяжкий груз, неизвестно. Но только представьтесебе, насколько большего успеха ее босс мог бы достигнуть и в своей деловой,и в личной жизни, если бы он был способен действовать менее импульсивно.

Семь раз отмерь ...



Заметьте, что бизнесмен в рассказанном выше невыдуманном случаеприписывает свой успех импульсивности - но вносит путаницу, когда говорит,что вверяется своему чутью и действует согласно ему. Никто не говорит, чтоэффективный контроль импульсивности требует подавления интуиции илиневнимания к ней. Контроль импульсивности - это способность сначалаотмерить, а потом резать, т.е. разумно и спокойно управлять широким спектромизменчивых эмоциональных состояний и порывов. Мы говорим, что люди плохо контролируют свои импульсы, если онисуетливы, вспыльчивы, нетерпеливы или в лучшем случае непостоянны. У нихнизкий порог разочарования; сейчас они настроены прекрасно, но в следующуюминуту - плохо. Они склонны принимать неудачные решения и деньги тратятбезрассудно. Их любовная жизнь гиперактивна, но ни к чему хорошему неприводит, потому что они не умеют поддерживать отношения. Они частодействуют против своих интересов; их постоянно куда-то заносит. "Инстинкт",на который ссылался вышеупомянутый бизнесмен, на самом деле является серией"коленных рефлексов" - безотчетной, автоматической реакцией на события. Напротив, люди, эффективно владеющие своими импульсами, обладаютспособностью раньше подумать, а не реагировать рефлекторно. Это дает имвозможность взвесить альтернативы и оценить опции, так что их действияобдуманы и хорошо обоснованы. Это приводит к принятию разумных решений иответственному поведению. Обдуманные планы всегда имеют гораздо больший шансна успех. Как вы думаете, кто, в конце концов, успешнее достигает цели -люди, которые совсем не уделяют времени рассмотрению фактов и немедленнооткликаются на каждую идею или мысль, которая приходит им в голову, или те,кто спокойно планируют свои слова и дела, оставаясь невозмутимыми даже втрудных обстоятельствах? Кто более способен исправить напряженные отношения,которые сложились с беспокойными клиентами или успокоить расстроенногочеловека, вдумчиво и уважительно выслушав его? Тут не о чем спорить, не такли? Люди, которые развивают здоровый контроль над своими импульсами, в то жевремя сохранив гибкость и непосредственность (так что они не производятвпечатление напыщенных или безинициативных), останутся спокойными поддавлением неблагоприятных обстоятельств и каждый раз будут выигрывать. Каждый раз, когда мы слышим о яростной схватке между незнакомыми людьми- на дороге или в общественном месте, - мы понимаем, что имеем дело ссерьезным нарушением контроля над импульсивностью. (Разумеется, потреблениеалкоголя или других наркотиков разрушают даже имеющуюся способность ксамообладанию.) Насилие в семье и изнасилование во время свидания - средидругих его трагических проявлений. Большинство других нарушений моралипроявляется менее драматически - но они происходят ежедневно и в жизнибольшинства людей. В каждой дискуссии о контроле над импульсивностью есть соблазн обратитьглавное внимание на ярость и агрессивность. Нет сомнения, что они - главныепровокаторы, которые могут вовлечь вас в крупные неприятности; однако мы недумаем, что именно эти чувства возникают у вас, когда вы понимаете, чтонекто (скажем, ваш партнер) вышел за границы честного делового соревнованияили прибег к угрозам и запугиванию; натыкаетесь на слишком явные сексуальныедомогательства; уступаете желанию купить что-то ненужное (и возможно, неимея достаточно денег на счету); или просто идете на неоправданный риск, необладая достаточной информацией и не думая о последствиях. Каждый раз, когдамы прыгаем, не глядя куда попадем, мы скорей всего действуем импульсивно. Как мы можем уберечься от этого? Пересмотрев снова наш АВС -активирующее событие, убеждения и последствия. Все мы склонны к импульсивнымдействиям, когда наши мысли и чувства кипят. Если мы чувствуем, что наскритикуют несправедливо, мы накидываемся на виновного. Когда мы видимвозможность, которая слишком хороша, чтоб ее упустить (и возможно слишкомхороша, чтоб быть верной, но мы не даем себе труда и времени, чтобы признатьэто), мы пытаемся ухватиться за нее любой ценой. Мы хотим немедленнойотплаты или немедленного вознаграждения. И что мы делаем на самом деле? Мыне только прыгаем до того, как посмотрели, мы прыгаем прямо от А к С.Чувства заставляют нас переходить к действию со скоростью света, не прибегаяк логической оценке, обдумав В (убеждения), не говоря уже о D и C, описанныхв гл. 2. В результате мы реагируем на уровне рефлекса, резко инецелесообразно, восстанавливая против себя тех, кого следовало бырасположить к себе, и таким образом подрывая наши шансы на успех вдостижении наших целей.

Клапан для импульсов



Вспомните наш аэропортовский сценарий, когда Сэм сорвался с цепи и врезультате остался на земле, в то время как Джон, его гораздо болеесообразительный товарищ по несчастью, смог улететь. У Сэма - как и у всякогодругого человека, не владеющего своими импульсами - имеется также дефектпредохранительного клапана, называемого затвором импульсов. Вот как, наязыке метода АВС, работает этот клапан. Припоминаем, что последствия (С), возбуждающий агент (А) и нашипромежуточные убеждения (В) включают в себя и чувства, и поведение. Этозначит, что наши эмоции дают начало определенному образу действий. И здесьвступает в игру затвор импульсов. Представьте себе маленькую калитку междучувствами и поведением, которая может открываться и закрываться. Если онаработает должным образом, чувства слегка задерживаются на одной стороне - ихне пускает калитка. Мы их осознаем, но ничего не предпринимаем сразу.Разочарование, враждебность, стремление к разрушению и сонм другихпотенциально болезненных эмоций - всем предлагается не горячиться. Им непройти; калитка их не пропускает и не дает руководить поведением. Если клапан импульсов неисправен - если он застрял широко открытым и неможет поворачиваться туда и сюда - что происходит? Все эти чувствапрорываются через него, как покупатели в магазин при окончательнойраспродаже, и возбуждают немедленные действия. Тут нет времени и места, чтобвзвесить возможный результат, прикинуть шансы на успех и цену, которую мызаплатим за него. Мы можем почувствовать, что получили краткосрочный выигрыш(разрядка напряжения, которое приносит немедленное действие), но слишкомчасто обрекаем себя на долгосрочное страдание (так как не успели понять, чеми сколько времени придется расплачиваться). Можем ли мы что-то сделать с испорченной калиткой, смазать ей петли иубедиться, что она будет работать как следует? Да, сможем, если поработаемкак следует над процедурой АВС. Перепрыгивать с А на С всегда будет ошибкой.Это сильно выбивает нас из равновесия, потому что мы не исследуем и непроверяем основания наших убеждений. Мы не сможем повлиять на последствия,если не представим себе перспективу и не запретим себе автоматическиереакции. И это может быть сделано - по одной эмоции за один раз. Ранее в этойкниге мы указали, что над EQ, в отличие от IQ, можно поработать и изменитьего, поскольку эмоции не являются неизменными. Они приходят и уходят; мыможем подчинить их логическому процессу и обратить их нам на пользу. Онитолько кажутся такими могущественными и постоянными, потому что мы не знаем,как они функционируют. Вот вам пример, как действительно сильная эмоция может мгновеннорастаять. Вы в переполненном лифте; люди набились в кабину, как сардинки вбанке. Кто-то сзади задевает вас - и не один, а два раза. Как будто васпрощупывают, тыкают - и это страшно раздражает. Какой идиот тут так подлопользуется обстоятельствами? Естественное раздражение переходит в праведныйгнев, и вы готовитесь к столкновению со злоумышленником - пока вы невзглянули через плечо и не обнаружили, что за вами стоит слепой с тростью.Какие эмоции сейчас охватывают вас, если не смущение и стыд? Если бы выпотрудились обернуться пораньше, чтоб увидеть, что происходит, или сосчиталидо десяти, вы бы не почувствовали себя идиотом. Насколько уместной была вашапервоначальная реакция, и куда делся ваш гнев? Он не был изгнан в результатеанализа или катарсиса. И точно так же другие эмоции могут исчезнуть илиперемениться на более уместные, либо в силу изменившихся обстоятельств, либосознательным усилием с вашей стороны, чтобы справиться с ними болееподходящим образом.

Тест "конфетка"

Все мы, как рассудительные и разумные взрослые люди, обладаемспособностью контролировать свои импульсы - хотя для некоторых из нас этобывает слишком поздно. Вспомним, что младенец совершенно не умеетконтролировать свои импульсы. Когда его мочевой пузырь полон, он мочится;когда ему плохо, он плачет. Потом он начинает прислушиваться к своим самымранним эмоциональным наставникам - родителям. Иногда уроки усваиваются, но иногда - нет. Одна из наиболееубедительных иллюстраций этого факта - исследование, проведенное в 1960-хгг. психологом Уолтером Мишелем в Стэнфордском ун-те, так называемый тест"конфетка". В экперименте участвовали четырехлетние дети. Каждого ребенка приводилив комнату, где на столе лежала конфетка. Экспериментатор говорил ребенку,что он должен отлучиться по делу, а ребенку предлагалось следующее: еслиребенок хочет сразу съесть конфетку - пожалуйста. Но если ребенок подождет ине тронет конфетку, пока взрослый не вернется, он получит еще одну. Дети делали свой выбор, а Мишель записывал результаты, которые былиинтересны сами по себе. Две трети детей проявили стойкость и заработаливторую конфетку. Остальные - нет. Но это еще не было концом эксперимента.Поскольку большинство участников было детьми стэнфордских профессоров,аспирантов и служащих, они со временем окончили полный школьный курс. Тогдаон смог ознакомиться с с их академическими оценками и попросил родителейоценить, насколько успешны они были в школе и вне ее. И что, по вашемумнению, он обнаружил? У детей, которые съели конфетку сразу, были одна или две проблемы. Вцелом они были менее способны устанавливать социальные контакты, болеесклонны к упрямству и нерешительности. Они так же легко сдавались передразочарованием, как и перед искушением. Те, кто сумел отдалить удовольствие- и тем самым удвоил его - были более успешны: они выказали больше искусстваобщения, умения справляться с трудностями, и в целом были более успешны. Этоотразилось в их оценках. Проще говоря, они были лучшими учениками и получилигораздо более высокие баллы в тесте SAT (Scholastic Aptitude Test).(Психотест) В это трудно поверить, но способность в четырехлетнем возрастепотерпеть и дождаться второй конфеты была вдвое более точным предсказателембудущего балла на психотесте, чем IQ. Может быть, вам это уже пришло в голову, но давайте мы это скажем и наэтим покончим. Билл Клинтон вероятно провалил бы тест "конфетка".

Упражнения

Люди, обладающие эффективным контролем над импульсивностью, отмеряют,прежде чем резать, думают перед тем как действовать и в состояниипротивиться побуждению реагировать на уровне безусловного рефлекса.Те, ктозатрудняется управлять импульсами или задерживать их, отягощены плохойпереносимостью к разочарованиям (расстройству планов) и уязвимостью кстрессу, и ведут себя маниакально, капризно и бездумно. Они не умеютсдерживать раздражение и поэтому вспыльчивы, буйны, склонны к вспышкамбрани, ярости или взрывному и непредсказуемому поведению. А сейчас подумаем о человеке, хорошо владеющем своими импульсами, и одругом, который владеет ими плохо, используя только что перечисленныеописания. Как уже было упомянуто, люди, склонные немедленно реализоватьлюбую идею, мысль или импульс, который приходит им в голову и не дают себетруда подумать над фактами или информацией, и реагируют на разочарованиебуйными вспышками, навряд ли будут успешны в своей жизни. Люди, которыеобдумывают перспективы прежде, чем действовать; составляют план вместо тогочтоб рвануться вперед; взвешивают за и против, и остаются относительноневозмутимыми и спокойными даже перед трудными обстоятельствами, будутуспешны. Они успешнее смогут изменить отношения, которые испортились;справиться с требовательными и беспокойными клиентами; и вдумчиво выслушатьи понять близкого человека, когда он чем-то расстроен. Сдерживание импульсов нельзя путать с отсутствием гибкости. Сдержанныелюди вполне могут быть гибкими и непосредственными. Если кто-нибудь,повидимому обладающий хорошим контролем над импульсивностью, вдруг ведетсебя неестественно и негибко, это скорее всего отражение недостатка вкомпоненте гибкости. Самооценка Относятся ли к вам следующие утверждения? (Отвечайте в тетради словамиНикогда, Редко, Иногда, Часто и Всегда.) Я склонен сначала прыгнуть, а потом смотреть, куда попал (резать, неотмеряя). Я легко раздражаюсь. Мне кажется, что другие слишком медленно принимают решения. Я часто сожалею, что плохо обдумал свои решения. Я часто делаю покупки импульсивно. Мне говорят, что я склонен горячиться. Если другие водители меня подрезают, я их преследую и показываю им непристойные жесты. Если вы ответили либо Часто, либо Всегда на большинство из этихутверждений, есть большая вероятность, что у вас есть некоторые проблемы сконтролем над импульсивностью. 2. Ответьте на следующие утверждения Да или Нет. В течение последних трех лет я в гневе ударил кого-то. В течение последних трех лет я в отчаянии кидался вещами (от подушек доцветочных ваз). Если вы ответили Да на каждое утверждение, у вас трудности суправлением импульсами. 3. Опишите в вашей тетради ситуацию, которая случилась за последниенесколько недель, когда, как вы сейчас полагаете, вам следовало бы помедлитьи обдумать свою реакцию прежде, чем перейти к действию. Это не значит, чтовы обязательно вели себя раздраженно или погорячились; это может быть простопринятие торопливого, неразумного решения. 4. Запишите, как вы будете вести себя в следующей ситуации - вашимысли, ваши возможные действия и какие-то альтернативные образы действий,которым вы могли бы следовать. Стоя в очереди к кассе кинотеатра, вы видите, что стоящий перед вамичеловек увидел своих друзей и приглашает их влезть в очередь вместе с ним. Вы сидите и с удовольствием смотрите телевизионное шоу; тут входитребенок, говорит, что это скучная передача, и переключает программу намузыку. Родственник или близкий друг признается, что всегда считал вас лентяем. Член вашей рабочей группы не выполнил своей части большого проекта,который надо уже на следующий день представить важному клиенту. Что показали ваши реакции - вы в общем ассертивны, эмпатичны илиимпульсивны? Играет ли ваша внутренняя речь какую-то роль в вашем поведении,заставляя вас быть пассивным или агрессивным, неэмпатическим или чересчуримпульсивным? Если да, можете ли вы изменить свою внутреннюю речь в каждойситуации, чтобы вести себя более уместно? 5. Часто внутренняя речь, которая ассоциируется с импульсивнымивспышками, является результатом интерпретации поведения других людей какгрубого, оскорбительного или задевающего вашу личность. И так же частовнутренняя речь, которая сопровождает поспешные решения, связана с оченьсильными желаниями или потребностями, или чрезвычайным желанием произвестивпечатление на другого человека. Это верно для вашей внутренней речи вситуациях подобного рода? Задание Вспомните, как начертить таблицу ABCDE, заглянув в гл. 2. 1. В течение следующей недели уделите пристальное внимание раздражениюили отчаянию, когда они только начинают формироваться, стараясь понять своичувства и внутреннюю речь. Обсуждайте и оспаривайте их во-время, еслиможете. Во всяком случае, позднее в тот же день, подытожьте эти инциденты ввашей тетради, и посмотрите, позволили ли вам ваши усилия лучше справлятьсясо своими эмоциями. 2. Часто, если раздражение разгорается слишком быстро, вы можетеутратить способность справиться с внутренней речью в самый разгарстрессового инцидента. Тогда вы должны понизить температуру своегоэмоционального состояния. Как крайняя мера - вы должны просто уйти,извинившись и сообщив как можно спокойнее тем, кого это касается, что вывернетесь. Если это не помогает, то упражнения по контролю над стрессом,описанные в гл.14 - дыхание животом, акупрессура или целенаправленноеотвлечение - могут дать вам достаточно времени, чтобы остановитьимпульсивное поведение.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Сфера общего настроения

Эта область эмоциональных способностей касается вашего азгляда вбудущее, вашей способность доставлять себе и другим радость и ваших общихчувств удовлетворения или неудовлетворенности жизнью.

ШЕСТНАДЦАТЬ

Счастье (happiness)

"Счастье - не объект для шуток." -Ричард Вотли, 1854 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Способность чувствовать удовлетворение своей жизнью, доставлять радостьсебе и другим и уметь веселиться. Счастье состоит из удовлетворения собой,общего довольства и способности радоваться жизни. (как видно из этогоопределения, английское слово happiness не совсем эквивалентно русскомусчастье; во втором случае часто имеется в виду восторг, блаженство и т.д.)Счастливые люди обычно чувствуют себя хорошо и свободно и на работе, и всвободное время; они способны "распустить волосы" - быть непринужденными иполучать удовольствие от возможности повеселиться. Счастье связано с общимчувством жизнерадостности и воодушевления. Это следствие и/илибарометрический индикатор общего уровня ваших эмоциональных способностей иэмоционального функционирования. Человек, который обнаруживает низкуюстепень этого компонента, может обладать симптомами депрессии, такими каксклонность к тревогам, неуверенность в будущем, социальное отчуждение,отсутствие стимулов, депрессивные мысли, чувство вины, неудовлетворенностьжизнью и, в крайних случаях, мысли о самоубийстве и такое же поведение. Анна просыпается с мыслью: "Еще один день работы, работы, работы. Чтоподелаешь, надо вставать." По дороге на работу она думает: "Солнце слишкомяркое, следовало взять темные очки. Ну ладно, скоро буду в офисе." На работеона отсиживает свое время, разговаривает с коллегами, но посматривает начасы, дожидаясь конца рабочего дня. Когда сотрудники приглашают ееприсоединиться к ним и вместе пообедать, она благодарит их и говорит:"Как-нибудь в другой раз", сегодня по телевизору фильм, который ей до смертихочется посмотреть. А вот Адам, просыпаясь, выглядывает в окно и думает: "Вот здорово!Весна и солнце. День чудесный." Выезжая из подземной стоянки, он смотрит на верхушки деревьев вдольдороги и восклицает про себя: "Смотри, как эти ветки образуют свод наддорогой, кажется, будто едешь в прекрасном зеленом лесном тоннеле." Наработе он некоторое время перебрасывается шутками со своими коллегами, ихотя вечером он собирался смотреть спортивную программу, но, в ответ наприглашение пообедать вместе с сотрудниками, говорит: "Я собирался сегоднявечером посмотреть спортивный выпуск, но хорошая компания - это еще лучше!" Не в пример Анне, Адам ощущает радость с самого начала нового дня,приходя в восторг от таких обычных вещей, как синее небо и сомкнувшиеся наддорогой ветви, всегда готов пошутить и обладает непосредственностью, котораяпозволяет ему изменить свои планы и с радостью участвовать в общем обеде. Унего есть чувство радости жизни. У счастливых людей есть чувствожизнерадостности и воодушевления, большая способность получать удовольствиеот жизни, веселиться и быть непосредственными. Они получают удовольствие отмелочей жизни. Люди, чья способность к счастью занижена, редко испытывают восторг,склонны к подавленности и редко проявляют непосредственность. На самом краюэтого спектра люди, у которых нет счастья, могут обладать типичными дляклинической депрессии симптомами: глубокое чувство уныния и мрачности,пессимистический взгляд на вещи, мысли о самоубийстве и физические симптомы- расстройство сна, потеря веса и отсутствие интереса к сексу. Способность к счастью - это не отдельная, изолированная способность.Она влияет, и на нее влияют другие способности, такие как восприятиереальности, самоуважение и самореализация. Если, например, ваша способностьк пониманию реальности ущербна и вы склонны смотреть на мир сквозь темныеочки, то скорее всего ваша способность чувствовать себя счастливым будетослаблена. С другой стороны, сильное чувство самоуважения и самореализациибудут положительно влиять на вашу способность к счастью. Вообще говоря, есть две причины, почему некоторые из нас начинаютчувствовать себя несчастными. Первая - если мы надеемся получить нечтожеланное, или ожидаем, что с нами случится что-то хорошее, а эти надежды иожидания не сбываются, мы чувствуем себя разочарованными. И тогда мыначинаем верить, что это наша злая судьба - на веки вечные бытьнеудачниками. И вторая - мы ждем или боимся, что с нами случится нечтоплохое. Когда эти опасения сбываются, мы снова погружаемся в покорность ибеспомощность. Но есть и хорошие новости. Если мы можем изменить наши желания иожидания, мы повлияем и на чувство покорности, и на проистекающее из негоуныние. Лучше поняв реальность, мы можем изменить наши цели так, чтоб онибыли более реальными и достижимыми. Конечно, если они действительно реальныи мы все-таки не можем их достичь, мы будем вынуждены либо отказаться от них(что на короткое время нас расстроит), либо подойти к ним иначе, используяумение решать проблемы; это лучше всего, потому что сразу отказаться отнадежды достичь того, что вы хотите, будет отражением пессимистическойпозиции или недостаточного умения решать проблемы, а не единственновозможной реакцией на сиюминутную неудачу.

Природа или воспитание?

Стремление к счастью стоит в одном ряду с жаждой любви и поиском вечныхистин как одно из наиболее волнующих человечество страстей. С тех пор, каксевероамериканцы имеют в руках и время, и деньги, достижение счастья - этопросто развивающаяся отрасль промышленности. Каждый издательский сезонвыходит новая порция книг, названия которых говорят о нашей тоске посостоянию удовлетворенности. Тем временем профессора и исследователи тожестараются. Каждый год за последние двадцать лет более тысячи научных статейанализируют наше качество жизни и наши возможности быть довольными. В этом нет ничего нового. Многие древние философы проповедовалигедонизм, т.е. полагали, что наслаждение - высшая цель и основной мотивчеловеческого поведения. С их точки зрения, это благородная цель, самоевозвышенное и полезное использование нашего времени жизни. Сейас это словоприобрело дурную славу, и мы считаем гедонизм в первую очередь эгоистическойдеятельностью - борьбой за более или менее постоянное наслаждение. В отличиеот него, счастье считается более желанной, более всеобъемлющей и гораздоболее достойной целью. Но как достичь счастья? В 1996 г. два исследователя из университеташтата Миннесота смогли указать на одну замечательную зависимость. Ониопубликовали результаты изучения 1,300 пар однояйцевых и двухяйцевыхблизнецов, в котором обнаружилось совсем незначительное отличие в уровняхудовлетворенности у тех близнецов, которые воспитывались вместе, и тех, кторос в разных семьях. Способность к счастью, как предположили ученые,частично предопределяется генетически. Медицинская и психологическаяобщественность скептически отнеслась к возможности существования такназываемого гена счастья, и на некоторое время вопрос затих. Всеобщее мнениеосталось и остается таким: хотя мы можем родиться с какой-топредрасположенностью к тому, чтобы быть счастливым, реальное достижениесчастья в широкой степени зависит от внешних факторов и нашей реакции наних.

Наши рекомендации