Конкретизировать, мысленно увидеть и упростить
Чтобы подвести итог, давайте рассмотрим конкретизацию, мысленноепредставление и упрощение, три правила решения проблем, сформулированныхМартином Левиным, автором Effective Problem Solving. Конкретизация заключается в четком отображении информации, с которой выработаете. Запишите все или нарисуйте диаграмму, чтобы сделать более яснымислишком сложные связи. Таким образом вы будете видеть перед собой всюкартину. Мысленное представление: сначала пройдите в воображении все этапыработы с проблемой - до того, как вы будете их действительно выполнять, ипредставьте себе возможный результат. Вариант этого приема оказался оченьполезным для профессиональных атлетов и спортсменов олимпийского уровня. Мыпредлагали им репетировать в уме самые трудные и часто встречающиеся приемыи элементы их спорта и вызывать в воображении четкий образ самого себя,безупречно выполняющим свою программу, обходящим игроков противника,набирающим очки, забивающим гол, бросающим противника на лопатки и т.д. Онимогут делать это где угодно и когда угодно - в автобусе по дороге настадион, или ложась спать накануне игры. Готовясь преодолевать препятствияпо мере их появления, вы будете гораздо лучше подготовлены к реальности,когда до нее дойдет дело. И наконец, упрощение - это разложение проблемы на самые простыемножители. Если вы сосредоточитесь на самой важной информации, выразив еекак можно более определенно и конкретно, то даже самую как будто запутаннуюпроблему становится легче понять и охватить. Как это работает на практике? Давайте посмотрим на Дарлен, 32-летнююженщину, которая хотела найти перспективную и интересную для нее работу.Ориентироваться только на объявления в местной газете для полного решенияпроблемы было бесполезно, и поэтому она организовала для себя процессконкретизации/мысленного представления/упрощения. Во-первых, она описала какможно детальнее, какую работу она бы предпочла. Далее она рассмотрелапроблему под различными углами, вспоминая те работы, которые у нее уже были,и что ей нравилось и не нравилось в них. Это упражнение помогло ейопределить, что ей дает наибольшее удовлетворение на работе и в жизни. Далее, она начала перебирать в памяти всех ее теперешних и бывшихсотрудников, а также друзей и знакомых. Некоторые были более довольныработой, чем другие, и она попыталась разобраться, в чем дело. Далее онаподумала о том, что другие говорили (или могли бы сказать) о ней на еепредыдущих должностях. Были ли ее воспоминания и ощущения в согласии с ихвпечатлениями? Казалась ли она довольной? Потом Дарлен попыталась вообразить себя на всевозможных работах,которые так или иначе привлекли ее интерес. Она проверила всю гамму:должности, где требовалась высокая степень взаимодействия с другими, работыв одиночестве, работы, требующие технических умений, которые у нее были иликоторые она могла приобрести, работы, требующие художественного чутья,работы в помещении и вне его, и даже работы, которые можно было выполнятьдома. Она пришла к выводу, что заинтересована скорее в творческой работе, чемв высоко технической. Ей нравилось работать с другими, и она не хотела бытьпривязанной к письменному столу или изолированному помещению. И выявиласьеще одна неожиданная вещь: она испытывала самое большое удовольствие ивнутреннее спокойствие, когда готовила. Является ли готовка работой? Конечно, и этот вариант тоже следовалоизучить. Она сделала список возможных должностей, связанных с производствомеды и ресторанами, детально описав каждую. Она обдумала свое резюме, и какона будет представлять себя на интервью, и какое отношение ее прошлый опытможет иметь к каждой работе. Отметив все за и против, она выбрала нескольковариантов, к которым лучше всего было обратиться: ученичество в качествеповара по соусам в ресторане, штатный дегустатор на производстве пищевыхпродуктов или работа в кейтеринговой компании. Она произвела как можнобольше разысканий, посещая библиотеку и читая всевозможные коммерческиежурналы, расспрашивая каждого, кого она знала и кто имел контакты во всехэтих трех областях, и посещая возможных нанимателей. Со временем ееэнтузиазм и знания окупились: она была нанята местным рестораном и скоростала там незаменимой. Таким образом наш совет - набраться решимости и терпения на опытеДарлен. Проблемы - это нормальные события, часть нашей обычной жизни. Всепроходят через них, так что не воспринимайте их слишком лично и невоображайте, что они бывают только у вас. Успешные решатели проблемрассматривают их как очередную задачу, с которой надо справиться, или какслучай, который поможет им приобрести полезный опыт. Если начать сположительного подхода и сделать ударение на поисках решения, остальные шагиокажутся гораздо более простыми, легкими и более эффективными.
Решение проблем, как мы видели, связано с добросовестностью,дисциплиной, обдумыванием, методичностью и упорством. Самое главное -стремление сделать все возможное перед лицом сомнений или неприятностей -смотреть в лицо проблемам, а не избегать их. Но люди, которые успешно решают свои проблемы, обладают еще двумяспособностями. Первая - это интуиция, которая обычно известна какпредчувствие или впечатление. Тут тонкость в том, что нельзя слепо следоватьинтуиции или слишком полагаться на нее; следует не забывать о логике издравом смысле. Интуиция может быть сигналом раннего предупреждения, выявляяпроблемы, которые еще только зарождаются. Если вы можете улавливать этипочти подсознательные сигналы - а затем трезво и методически их проверять, ане отбрасывать и не пропускать мимо - у вас будет преимущество на старте,когда проблема встанет на обе ноги. Успешному решению проблем также способствуют новые идеи - способностьпредлагать свежий взгляд на существо дела и альтернативные решения. Однако,как и интуиция, новаторство должно сопровождаться трезвым учетом риска,который несут эти нетривиальные подходы. В итоге, наиболее опытные в решении проблем люди обладают существеннымипреимуществами, потому что они могут предвидеть препятствия, которые могутпомешать им в достижении цели в семейных, общественных и рабочихобстоятельствах, и они преодолевают их, сочетая интуицию и логику. Те, ктоне обладают этой способностью, часто не замечают препятствий, пока неразбивают о них лоб, - или, заметив препятствие, начинают волноваться итеряются. Они не могут правильно определить проблему, пока она несваливается им как снег на голову, и тогда их охватывает паника. Самооценка 1. Запишите в вашей тетради трудность, которая вам встретилась напрошлой неделе. 2. Опишите ее как техническую проблему (нехватка денег, необходимостьвыбрать между двумя программами страховки) или как межличностные затруднения(что-то, наносящее ущерб взаимоотношениям в семье, на работе или вобщественной ситуации). 3. Опишите, как вы пытались решить эту проблему. 4. Был ли результат позитивным или негативным? 5. Запишите в своей тетради шаги решения проблемы, описанные выше: каквы почувствовали, что проблема существует; были ли вы уверены и мотивированыэффективно с ней справиться; как вы определили и сформулировали проблему спомощью сбора относящейся к ней информации; какие решения были выдвинуты спомощью мозгового штурма и новаторского мышления; как вы взвешивали все за ипротив для каждого, выбирали лучшее и переходили к его выполнению; вашаоценка результата. Далее запишите, как вы проходили через каждую фазу и чтовы для этого делали. 6. Приходилось ли вам расплачиваться, если вы пропускали какой-то шаг,или результат был все-таки положительным? 7. Помните, что если вы привлекали к решению интуицию или новаторство,это могло выглядеть как пропуск какого-то шага, в то время как вы на самомделе воспользовались этими способностями. 8. Каким образом вы попытались взглянуть на проблему с новой точкизрения? 9. Вдобавок к следованию логическому, последовательному методугенерирования возможных решений, вы не обдумывали другие, "безумные" идеи,если они приходили в голову? Они казались вам целесообразными и выполнимыми- или совершенно фантастическими? 10. Уделяли ли вы внимание предчувствиям, инстинктам, необычнымпризнакам или "шестому чувству" как ранним указателям на проблему или на еерешение? 11. Если да, то укрепились ли эти предчувствия после реалистическойоценки? 12. Если даже ваша проблема кажется ограниченной местом работы, была лиона (что бывает очень часто) осложнена или ухудшена личными проблемами? 13. Если да то обращались ли вы к этим проблемам? Был ли результатположительным или отрицательным? 14. Если он был отрицательным, напишите, как следовало бы занятьсяэтими проблемами с помощью ваших способностей к эмпатии, ассертивности,независимости и созданию межличностных связей. Задания В течение следующих двух недель будьте особо внимательны к возникающимпроблемам и постарайтесь пользоваться информацией, которую вы приобрели извашей самооценки, для лучшего решения проблем - помня, что проблемы обычноявляются смесью технического и межличностного. 2. Каждый вечер используйте вышеприведенные самооценочные вопросы,чтобы определить (поставить отметку), как вы подходите к проблеме, исовершенствуйте ваш подход, так что со временем вы станете более искусны врешении проблем.
Упражнения
Решение проблем, как мы видели, связано с добросовестностью,дисциплиной, обдумыванием, методичностью и упорством. Самое главное -стремление сделать все возможное перед лицом сомнений или неприятностей -смотреть в лицо проблемам, а не избегать их. Но люди, которые успешно решают свои проблемы, обладают еще двумяспособностями. Первая - это интуиция, которая обычно известна какпредчувствие или впечатление. Тут тонкость в том, что нельзя слепо следоватьинтуиции или слишком полагаться на нее; следует не забывать о логике издравом смысле. Интуиция может быть сигналом раннего предупреждения, выявляяпроблемы, которые еще только зарождаются. Если вы можете улавливать этипочти подсознательные сигналы - а затем трезво и методически их проверять, ане отбрасывать и не пропускать мимо - у вас будет преимущество на старте,когда проблема встанет на обе ноги. Успешному решению проблем также способствуют новые идеи - способностьпредлагать свежий взгляд на существо дела и альтернативные решения. Однако,как и интуиция, новаторство должно сопровождаться трезвым учетом риска,который несут эти нетривиальные подходы. В итоге, наиболее опытные в решении проблем люди обладают существеннымипреимуществами, потому что они могут предвидеть препятствия, которые могутпомешать им в достижении цели в семейных, общественных и рабочихобстоятельствах, и они преодолевают их, сочетая интуицию и логику. Те, ктоне обладают этой способностью, часто не замечают препятствий, пока неразбивают о них лоб, - или, заметив препятствие, начинают волноваться итеряются. Они не могут правильно определить проблему, пока она несваливается им как снег на голову, и тогда их охватывает паника. Самооценка 1. Запишите в вашей тетради трудность, которая вам встретилась напрошлой неделе. 2. Опишите ее как техническую проблему (нехватка денег, необходимостьвыбрать между двумя программами страховки) или как межличностные затруднения(что-то, наносящее ущерб взаимоотношениям в семье, на работе или вобщественной ситуации). 3. Опишите, как вы пытались решить эту проблему. 4. Был ли результат позитивным или негативным? 5. Запишите в своей тетради шаги решения проблемы, описанные выше: каквы почувствовали, что проблема существует; были ли вы уверены и мотивированыэффективно с ней справиться; как вы определили и сформулировали проблему спомощью сбора относящейся к ней информации; какие решения были выдвинуты спомощью мозгового штурма и новаторского мышления; как вы взвешивали все за ипротив для каждого, выбирали лучшее и переходили к его выполнению; вашаоценка результата. Далее запишите, как вы проходили через каждую фазу и чтовы для этого делали. 6. Приходилось ли вам расплачиваться, если вы пропускали какой-то шаг,или результат был все-таки положительным? 7. Помните, что если вы привлекали к решению интуицию или новаторство,это могло выглядеть как пропуск какого-то шага, в то время как вы на самомделе воспользовались этими способностями. 8. Каким образом вы попытались взглянуть на проблему с новой точкизрения? 9. Вдобавок к следованию логическому, последовательному методугенерирования возможных решений, вы не обдумывали другие, "безумные" идеи,если они приходили в голову? Они казались вам целесообразными и выполнимыми- или совершенно фантастическими? 10. Уделяли ли вы внимание предчувствиям, инстинктам, необычнымпризнакам или "шестому чувству" как ранним указателям на проблему или на еерешение? 11. Если да, то укрепились ли эти предчувствия после реалистическойоценки? 12. Если даже ваша проблема кажется ограниченной местом работы, была лиона (что бывает очень часто) осложнена или ухудшена личными проблемами? 13. Если да то обращались ли вы к этим проблемам? Был ли результатположительным или отрицательным? 14. Если он был отрицательным, напишите, как следовало бы занятьсяэтими проблемами с помощью ваших способностей к эмпатии, ассертивности,независимости и созданию межличностных связей. Задания В течение следующих двух недель будьте особо внимательны к возникающимпроблемам и постарайтесь пользоваться информацией, которую вы приобрели извашей самооценки, для лучшего решения проблем - помня, что проблемы обычноявляются смесью технического и межличностного. 2. Каждый вечер используйте вышеприведенные самооценочные вопросы,чтобы определить (поставить отметку), как вы подходите к проблеме, исовершенствуйте ваш подход, так что со временем вы станете более искусны врешении проблем.
ДВЕНАДЦАТЬ
Оценка реальности
"Теория суха, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет" - Йоган Вольфганг Гете, 1808 г.ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Способность оценить соответствие между своим впечатлением и тем, чтообъективно существует. Реалистичность восприятия включает в себя умениеслушать, настроиться на непосредственную ситуацию. Это способностьобъективно смотреть на вещи, видеть их такими, как они есть, а не такими,какими нам хотелось бы их видеть или каких мы боимся. Проверка этой степенисоответствия включает в себя поиск объективных данных, которые подтверждают,оправдывают и поддерживают наши чувства, ощущения и мысли. Ударение тут надоделать на прагматизм, объективность, адекватность нашего восприятия иидентификацию (опознание) наших идей и мыслей. Важный аспект этойсоставляющей - способность сосредоточиться, когда мы стараемся понятьвозникшую перед нами ситуацию и справиться с ней. Нельзя при этомотстраняться от внешнего мира, тут требуется настроиться на то, чтопроисходит, и обладать прозрачностью и ясностью процессов восприятия имышления. Проще говоря, оценка реальности - это способность точно оцениватьнепосредственную ситуацию. Когда они встретились в коридоре, Дина улыбнулась Роксане, новомувице-президенту. Но Роксана не улыбнулась в ответ. "Боже мой", подумалаДина, "она не любит меня. Только этого мне не хватало! Наверно, я сделалачто-то, что могло ее задеть. Терпеть не могу, когда кто-то меня не любит..." Оценка реальности Диной была искажена безосновательным страхом. Она несмогла точно и объективно судить о своем взаимодействии с Роксаной; вместоэтого она увидела сигнал опасности. Если бы она была более объективна ирассудительна, она могла бы понять, что Роксана не игнорирует ее, а скореевсего слишком поглощена своими мыслями.Будьте объективны
Работа полицейского офицера не из легких, по целому ряду причин. Вотодна из неприятных вещей, с которыми приходится иметь дело: автокатастрофа итри очевидца, которые обычно излагают три в корне отличающиеся версиисобытия, предоставляя полицейским разобраться, что же произошло на самомделе. То же самое явление ежедневно разворачивается при каждом столкновении.Это хорошо выражает старая поговорка: во всем есть три стороны: ваша, моя иистина. Когда мы переживаем какое-то событие, насколько мы приближаемся кточному восприятию того, что действительно происходит, а не окрашиваем егонашими страхами, желаниями, предубеждениями и целой кучей оборонительных инаступательных эмоций? Распознать разницу между тем, что есть, тем, чего мыбоимся, или на что надеемся - это существо умения оценить реальность. Что необходимо для выполнения этой совершенно необходимой задачи? Впервую очередь это поиск объективных данных, которые могут подтвердить,объяснить и поддержать наши мысли и ощущения. (А могут и противоречить им.)И мы должны уметь точно "читать" ситуацию, понять, что происходит. В самомискушенном виде она позволяет нам увидеть эмоциональные токи ивзаимодействия в группе, движения политических сил, бурлящих подповерхностью. Правильная оценка реальности позволяет нам настраиваться наситуацию, видя ее в более широкой и точной перспективе, без излишнихфантазий и снов наяву. Она дает нам возможность сконцентрироваться наметодах, как нам справиться с тем, что бы обнаружили, и контролировать нашиэмоции, не окрашивая их иллюзиями. Люди с сильной способностью правильно воспринимать реальность смотрятна окружающий мир объективно и проницательно. Они умеют быстро увидеть, гдесуществует какая-то проблема, и могут так же быстро заметить возможности,когда они появляются в поле зрения. А те, кто обладает слабым умениемпроверить реалистичность своих впечатлений, либо прячут голову в песок,чтобы избежать встречи с проблемой, или видят (и обычно преувеличивают)только момент риска, и в результате неспособны воспользоваться темивозможностями, которые подворачиваются.Не бойтесь худшего ...
Давайте посмотрим, как разворачивается проверка реалистичности водном-двух сценариях. Сначала подслушаем разговор Боба и Нила во времяперерыва, в Acme Industries. Боб просто кипит по поводу нового главногоадминистратора: "Этот парень - не один из нас; он ничего не понимает изтого, что здесь происходит. Они перекинули его сюда из Филадельфии. Я незнаю, как его понять, но я знаю, что он слишком скор. Он тут два месяца иуспел все перевернуть вверх ногами. Все эти перемены меня достали. Я сдулпыль с моего CV (трудовой биографии) и начал посматривать вокруг, но мнеэтого очень не хочется. Мне нравится эта работа, и видит Бог, что она мненужна. У меня чудовищная ссуда на дом, и я не знаю, как еще я смогу еевыплачивать. А ты что думаешь?" Нил, выслушав это все, отвечает: "Я мало что знаю об этом новичке, но уменя есть друзья в Филадельфии, и они говорят, что он очень порядочен. Менявсе это не беспокоит. Почему собственно я должен беспокоиться? Наш отделприносит доход и его боевой дух на высоте, так что почему мы должны боятьсярасформирования? Я не думаю, что могут быть проблемы с оценкой моей работы,так что зачем ему вышвыривать меня за дверь? Все может случиться; можетбыть, он захочет привести сюда своих людей. Но я еще побуду здесь, и вслучае чего мне должны будут выплатить компенсацию за увольнение. Это дастмне время поискать что-то. Я десять лет работал у Frontier, так что знаю,что есть жизнь и вне Acme. Я не прячу голову в песок, но я думаю, что у меняесть будущее тут. Я не собираюсь портить себе жизнь, тратя время набеспокойство. Я могу справиться с необходимостью перемен не хуже любогодругого. На самом деле в последнее время я чувствую себя вполне хорошо ивполне устойчиво." Как вы оцениваете способности Нила к проверке реалистичности? Егосоображения хорошо продуманы, хорошо аргументированы и основаны напрагматичной оценке, которая поддержана фактами - ни его отдел, ни егоработа не боятся критики. Он готов работать с новой администрацией исобирается оставаться ценным работником, но уверен, что при необходимости онсможет успешно работать и в другом месте. Его не волнует возможностьперемен, и он хотел бы продолжать работать так же эффективно, как и раньше.С другой стороны, Боб дал волю пугающим фантазиям и начал предчувствоватькатастрофу без достаточных оснований; это только может повысить уровеньстресса, что помешает его способности эффективно работать - и тогда вседействительно может закончиться увольнением.Но снимите розовые очки
В случае Боба его безосновательный страх мешает ясной оценке ситуации.Но другие люди, тоже с недостаточным умением оценивать реальность, впадают впротивоположное заблуждение, дав волю наивным, иногда восторженнымпредставлениям, несмотря на многочисленные отнюдь не радужные данные. Нигде эта реакция так не преобладает, как в в романтической сфере.Любовь слепа, и много раз, особенно когда отношения только начинаются, обаучастника рисуют своего партнера в идеализированном свете - как в монологеАнны о своем новом бойфренде: "Ну да, я знаю, что вы считаете меня идиоткой,но я действительно люблю его. Он на самом деле изменился. Я верю в него, и язнаю, что моя любовь его изменила. Ну да, он был в дурном обществе, но чтоможно было ожидать, если его подкинули в воспитательный дом, и потомпроизошла эта история с наркотиками. Но он только держал в руках этот пакет;он не знал, что в нем. И сейчас он уже взрослый. И мне известно все о другихженщинах - настоящие стервы, вроде той, что забеременела, но это было оченьдавно, и ..." Но зачем продолжать? Совершенно очевидно, что способности Анныоценивать реальность нуждаются в серьезном усовершенствовании. Когда вы хотите завязать отношения (или пытаетесь улучшить сложные),оцените свои возможности и постарайтесь видеть ситуацию такой, какой онадействительно существует - это решающий фактор успеха; если вы будетенеправильно толковать информацию, которую вы получаете из вашего окружения,вы можете быть жестоко разочарованы.Упражнения.
Четкое, неослепленное "чтение" происходящего вокруг вас ведет к успеху,потому что оно приносит с собой способности выявлять проблемы и занятьсяими, а также опознавать и создавать возможности. Хорошо отточенная оценкареальности позволяет вам также чувствовать эмоциональный климат группы ивидеть внутренние силовые линии в коллективе. Если самоанализ дает вамспособность измерять вашу "внутреннюю температуру", правильная оценкадействительности позволяет вам измерять "внешнюю температуру". Самооценка 1. Хотя две зарисовки в этой главе - одна касается Боба, другая - Анны- представляют собой крайности в умении видеть реальность, какая из нихбольше напоминает ваш стиль? Часто ли у вас развиваются страхи по поводуданной ситуации? Или вы чаще приукрашиваете действительность? 2. Проставьте себе оценки по следующим вопросам, отвечая на нихсловами: Редко, Иногда, Обычно, Часто. а) Вообще говоря, обратная связь с окружающими преимущественно говоритвам, что ваше понимание различных ситуаций объективно? Реалистично? Логично?Обосновано? Достаточно ясно? По существу верно? б) Не указывают ли другие, что вы склонны не придавать значениятрудностям? Преуменьшаете проблемы? Делаете из мухи слона? Волнуетесь попустякам? Склонны к ожиданию катастроф? в) Часто ли вам говорят, что вы притворяетесь уверенным и бесстрашным,скрывая беспокойство? Предаетесь радужным мечтам? По вопросам а) ставьте себе оценку по каждому ответу, от -2 для Редко,-1 для Иногда, +1 для Обычно и +2 для Часто. По вопросам б) и в) ставьте +2для Редко, +1 для Иногда, -1 для Обычно и -2 для Часто. Просуммируйте вашиоценки. Положительный итог указывает, что вы двигаетесь в правильномнаправлении, в то время как отрицательный - что ваши суждения могут бытьискажены страхами или мечтательностью. 3. Запишите в вашей тетради столько, сколько сможете вспомнить,отдельных примеров, когда вам требовалось оценить важную ситуацию, в которойвы участвуете (вам нужно было принимать решения: они могли касаться рабочихдел, семьи, или мало знакомых вам людей). Как вы сейчас думаете - вашевидение ситуации было ясным и основанным на фактах? Или оно было либослишком негативным или чересчур оптимистическим? При этом учтите, что мы неговорим о том, был ли исход благоприятным для вас - только о том, было ливаше мышление и восприятие сфокусированным и точным. 4. Какой была (если была) ответная реакция тех людей, которые хорошознали эти ситуации, как они отзывались о вашем стиле и как вы оценивалиданные? 5. Опишите в вашей тетради эпизод, в котором, как вы полагаете,ретроспективно или в свете мнений из других источников, вы судили о ситуациисовершенно безосновательно. Запишите, что повлияло на ваше суждение - страхили радужные надежды. 6. Судя по информации, собранной из предыдущих вопросов, является лиобычно ваша оценка реальности точной? Слишком негативной? Слишкомпозитивной? Задания Напомните себе, как нарисовать таблицу ABCDE, заглянув в главу 2. Укрепление вашего умения оценивать реальность зависит от двухспособностей: от умения распознать иррациональный разговор с самим собой,который затуманивает ваше рациональное суждение, и от умения оспорить этотразговор. 1. Если посмотреть на эпизод, который вы привели в вопросе 5самооценки, какой иррациональный разговор с собой проходил у вас в голове?Запишите его, и напишите, как вы можете возразить самому себе. 2. В течение следующей недели, когда вам придется оценить ситуацию наработе (проблему или возможность), запишите, не склонен ли ваш образмышления пророчить страшную катастрофу или не вызывает стремления спрятатьголову в песок; а затем оспорьте разговор с собой, который толкает вас вкакую-нибудь крайность. Проделав это, вы разовьете более прагматический,основанный на фактах взгляд. И запомните последнее предостережение:некоторых людей постигает неудача, когда дело доходит до оценки реальности,потому что им нехватает независимости. Хотя они начинают с ясного пониманияпроисходящего, им нехватает уверенности в себе, которая приходит снезависимостью, и в результате они обращаются к другим, чтобы те оценили дляних ситуацию. Если и другим нехватает способности оцениватьдействительность, человек может быть сбит с толку их ошибочными взглядами. 3. Когда вы приходите с работы домой, запишите в своей тетради ситуациюна работе, ваши первоначальные мысли, некоторые из происходивших споров,обсуждений и отказов от прежних мнений, и каково было ваше окончательноепонимание ситуации. 4. Повторите это же упражнение, на этот раз сосредоточившись напредмете спора, который возник между вами и близким человеком - будь этосупруг, родитель, ребенок или близкий друг.ТРИНАДЦАТЬ
Гибкость
"Многообразие - соль жизни." - Вильям Каупер, 1785 г.ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Способность перестраивать наши эмоции, мысли и поведение применительнок изменяющимся ситуациям и условиям. Этот компонент эмоциональной культурыотносится к нашей общей способности приспосабливаться к незнакомым,непредсказуемым и динамичным обстоятельствам. Гибкие люди обладают быстройреакцией, склонны к совместной работе и реагируют на изменившуюся ситуацию,не проявляя тупого упрямства. Эти люди способны переменить свое мнение,когда получают доказательства своей ошибки. Они вообще открыты и терпимы кразличным идеям, ориентациям, методам и обычаям. Их способность менять мыслии поведение не является капризом или непредсказуемостью, а находится всогласии с обратной связью, информацией, которую они получают из окружающейсреды. Люди, которые не обладают этой способностью, склонны к излишнейтвердости и упрямству. Они плохо приспособляются к новым ситуациям и малоспособны увидеть новые возможности и воспользоваться ими. В начале восьмидесятых Мэри с удовольствием работала в большомпсихиатрическом центре. Ее близким компаньоном и верным инструментом былапишущая машинка Selectric (с вращающимся печатающим шариком), которая весилаполтонны и никогда не ломалась, как бы по ней ни колотили. Она привыкла ксвоей машинке и чувствовала, что та помогает ей хорошо справляться с работой- что, в то время и на том месте, было верно. Однако со временем организация решила, что время электрических пишущихмашинок прошло, и перешла на последнее слово офисной технологии - текстовойпроцессор. Начальник Мэри был в восторге. Мэри - нет. Только посленескольких недель мольбы и обхаживаний она попрощалась с верной Selectric иначала вникать в новое устройство. Вскоре, к своему удивлению, Мэри привыкла к текстовому процессору. Онапризнала, что зря цеплялась за старое и что текстовой процессордействительно облегчил ее работу. Она печатала на нем около года - и тут насцену выступили персональные компьютеры. Офис купил каждому служащему покомпьютеру, снабженному программой MultiMate. Снова шеф был счастлив, какребенок. И снова Мэри перепугалась - но она снова получила необходимые урокии приобрела новые умения. Но когда на рынке появилась программа WordPerfectи шеф объявил, что все должны перейти на нее со следующего четверга, Мэривесь уикэнд обдумывала ситуацию и в понедельник подала заявление об уходе. И она, и отдел, где она работала так много лет - оба потеряли нечтоценное в этом печальном сценарии. Мэри покорялась обстоятельствам, сколькомогла. Но дальше она уже не смогла приспособиться. (Как ни странно, новполне возможно, что она могла бы научиться работать в WordPerfect и егомногочисленных преемниках в другом месте. Это произошло бы, если бы онаначала работать в другом офисе; тогда у нее мог бы появиться свежий взгляд,и она была бы более открыта возможности перемен.)