Помогая другим, помогаешь себе

Эти способности являются частью сбалансированного пакета, необходимостькоторого получает все большее признание в сегодняшней деловой и частнойжизни. Хорошая новость, касающаяся социальной ответственности: так онанаправлена вовне, то по сравнению с другими компонентами эмоциональнойкультуры, она легче всего поддается изменению. Когда она улучшается, другиеумения склонны последовать за ней и занять свое место. Вот типичный пример. Наш приятель, которого мы будем называть Алексом,переживал приступ апатии, пониженной энергии и общей депрессии в свой первыйуниверситетский год, когда пришлось жить вне дома. Мы убедили его статьСтаршим Братом для мальчика, не имевшего отца, с которым мать не могласправиться. Не только поведение ребенка исправилось выше всяких ожиданий, ноеженедельные посещения этой семьи помогли Алексу вылечиться от уныния. Егосамооценка улучшилась, он стал более способным устанавливать приоритеты и собновленным энтузиазмом включиться в жизнь кампуса. Социальная ответственность обладает еще одним качеством - она частонеожиданно и значительно окупается даже при скромных усилиях. Помогаядругим, вы часто обретаете больше смысла в своей собственной жизни. Вникая вболее серьезные проблемы других людей, вы обретаете новый взгляд на своисобственные. Это само по себе имеет терапевтический эффект. И это может окупиться и более осязаемо. Подтверждение этого пришло изнеожиданного источника: два профессора, один из Вены, а другой из Оскфорда,решили исследовать, почему люди сотрудничают между собой, и развилиматематическую модель, которая описала и указала на выгоды сотрудничества.Если мы соглашаемся с принципом выживания наиболее приспособленного, тостремление ладить с другими людьми кажется не таким уж рациональным. Мы былибы вероятно запрограммированы терпеть наших родственников (это известно какродовой отбор или как ген эгоизма). И если два человека думают, что им ещепредстоит встречаться, они постараются вести себя хоть немного вежливо.Однако надо понять, что движет добрым самаритянином - тем, кто помогаетдругому, не ожидая, что в ответ ему помогут когда-нибудь в будущем. Можетбыть, дело в том, что когда весть о вашем добром деле распространится вобществе, о вас будут думать как о добром и альтруистичном человеке, и любойчеловек будет рад и готов помочь вам, когда это понадобится. Если это так, представьте себе социальную ответственность как сериюкамешков, которые кидают в воду. Волны будут распространяться в самыхнеожиданных направлениях. Посмотрим на Сэма и Дженет, которые оба началиработать ответственными сотрудниками рекламного агентства в одной и той жекомпании, занимающейся оптовой торговлей. Оба были добросовестнымиработниками, но у Сэма была склонность жить и умереть на рабочем месте,работая вдвое больше чем положено. Дженет, напротив, считала важнымучаствовать во всевозможных общественных мероприятиях в роли Старшей Сестры;кроме того, она вошла в совет директоров при лечебном центре психическогоздоровья для дошкольников. Со временем Сэм почувствовал, что его карьера застыла; он топчется наместе, напрягая все силы, но нисколько не продвигаясь. Он вполне справедивополагал, что целиком посвятил свою жизнь компании, но начал подозревать, чтожалование не отражает его вклада - другими словами, что он никогда неполучит полной отдачи за свой вклад. Тем временем деятельность Дженет принесла ей массу пользы. Преждевсего, она чувствовала, что способствует улучшению общества. Она, конечно,жертвовала деньги на благотворительность, но именно ее личное участиевыделяло ее и давало ей настоящее чувство удовлетворения. Кроме того,изменилось отношение Дженет к всевозможным осложнениям, которые всегдаслучаются и на работе и дома. Например, ее муж, Боб, воспринял небольшуюнеудачу с одним из своих проектов как серьезное несчастье. Но Дженет помоглаему иначе взглянуть на это. Она знает, как выглядит настоящее несчастье,потому что не раз видела его своими глазами у тех, кому она помогает. Деятельность Дженет доставила ей известность. Как член совета лечебногоцентра она завязала массу контактов, которые оказались чрезвычайно полезнымидля ее работы и ее личной жизни. Вскоре она привела в свою фирму новыхклиентов. Другой член совета, который владел фирмой "паблик релэйшнз"(попросту - пиар), помог ей убедить начальство развернуть более агрессивнуюмаркетинговую кампанию, которая включала пиар и в конечном счете привела кновому бизнесу в десятки тысяч долларов. Дженет также встречалась с широкимкругом других специалистов, которые могли оказаться ей очень полезными, еслибы она решила поменять поле деятельности или искать новые возможности.

Наши рекомендации