Аргументы логические и психологические
В ораторской практике для доказательства правильности выдвинутых положений, убеждения слушателей в истинности того или иного суждения используются различные виды аргументов. Их принято делить на аргументы к существу дела, т.е. логические, и аргументы к человеку, т.е. психологические.
Аргументы логические имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения. К логическим аргументам относятся:
(1) основоположения или принципы некоторой теории;
(2) определения понятий, принятые в науке;
(3) суждения, описывающие установленные факты;
(4) ранее доказанные положения и т.п. [116, с. 23].
Аргументы психологические не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, споре. Они затрагивают личность оппонента, его убеждения, апеллируют к мнению аудитории и т.п. «С точки зрения логики эти аргументы не корректны и не могут быть использованы в дискуссии, участники которой стремятся в выяснению и обоснованию истины» [116, с. 23].
Наиболее распространенные психологические аргументы
(1) Аргумент к силе — вместо логического обоснования тезиса и убеждения прибегают к внелогическому принуждению — угрозе неприятными последствиями, в частности угрозе применения насилия или применения каких-либо средств принуждения: физических, моральных, административных, экономических.
(2) Аргумент к авторитету — ссылка на авторитетную личность (мнение великого ученого, общественного деятеля, писателя и т.д.). или коллективный авторитет вместо обоснования конкретного тезиса.
(3) Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей с целью привлечь их на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонента.
(4) Аргумент к личности — ссылка на личностные особенности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства или недостатки. Использование этого аргумента ведет к тому, что предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения оказывается личность оппонента.
(5) Аргумент к здравому смыслу — используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования.
(6) Аргумент к состраданию — вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, состраданию в надежде пробудить в слушателях сочувствие и желание уступить, помочь в чем-либо.
(7) Аргумент к тщеславию — расточение неумеренных похвал, комплиментов противнику в надежде, что он станет более уступчивым, покладистым.
(8) Аргумент к невежеству — использование неосведомленности или непросвещенности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.
(9) Аргумент к выгоде — вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.
Перечисленные психологические аргументы используются и в повседневных, и в научных спорах, поскольку спор — это не только столкновение умов, но и столкновение характеров, чувств. Тем не менее эти аргументы являются некорректными с точки зрения логики и не должны использоваться оратором при воздействии на аудиторию.
Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает доказательность рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.
7.5.Словесное оформление публичного выступления
В любом выступлении, устном или письменном, должны органически сочетаться две его стороны: (1) объективное, правильное, отвечающее реальной действительности изложение фактов и (2) убедительная, четкая, доходчивая подача материала.
Основные требования, предъявляемые к словесному оформлению публичного выступления, — это лексическая точность, орфоэпическая и грамматическая правильность, стилистическая выразительность.
Русский язык обладает огромными лексическими и фразеологическими ресурсами, большим разнообразием грамматических конструкций, и это позволяет сделать нашу речь более богатой и стилистически более выразительной.
Богатство речи.Понятие «богатство течи» в исследованиях по риторике отождествляется с понятием «разнообразие речи». Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств — слов, их значений, моделей словосочетаний и предложений, типовых интонаций, из которого человек выбирает нужные ему для построения речи и выражения необходимой информации средства.
Речь тем богаче, чем реже повторяются в ней одни и те же знаки и цепочки знаков, а это в свою очередь означает, что речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей языковой структуре... [31, с. 208].
Общее понятие богатства (разнообразия) речи конкретизируется в зависимости от того, какие структурные элементы языка участвуют в построении речи и ее воздействии на сознание слушателей.
Прежде всего принято говорить о лексическом богатстве речи — активном словарном запасе, который у современного взрослого образованного человека составляет в среднем 10—12 тысяч единиц. Лексическое богатство речи проявляется в том, что «непреднамеренные, не несущие специального коммуникативного задания повторения одних и тех же слов применяются в речи как можно реже» [31, с. 209].
Умелый отбор лексического материала — важнейшее условие правильного языкового оформления речи.
При отборе лексических средств оратору следует руководствоваться нормами словоупотребления.
Хотя литературная норма исторически изменчива, но для данной эпохи нормативными считаются те правила, которые устанавливают наиболее удачные в определенных конкретных условиях формы выражения мысли, обеспечивающие необходимое взаимопонимание между членами общества, т.е. выполняющие важнейшую функцию языка — служить средством общения.
Подбирая слова, мы учитываем не только присущие им значения, необходимые для выражения определенного содержания, но и то окружение, в которое попадает слово — в пределах фразы или в более широком контексте. Слова должны стилистически подходить друг к другу, что определяется их принадлежностью к тому или иному стилю речи, их эмоционально-экспрессивными качествами, оценочным элементом, заключенным в слове.
Неточность словоупотребления может быть связана с непониманием значения слова, неудачным выбором близкого по значению слова (синонима), смешением близких по звучанию слов (паронимов).
Для предупреждения и устранения ошибок в словоупотреблении, для выяснения точного значения слова рекомендуется обращаться к толковым словарям русского языка и специальным словарям (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
Как составную часть лексического богатства рассматривают богатство фразеологическое — использование в речи фразеологизмов различных типов, а также крылатых выражений, пословиц и поговорок.
Пристальное внимание ученых привлекает к себе семантическое богатство речи, «выявляемое разнообразием и обновлением словесных связей, лексической синтагматики» [31, с. 210]. Неумение пользоваться семантическими связями слов и возможностью их обновления приводит к бедности, однообразию речи, словесным штампам, иссушающим живую мысль.
В понятие «богатство речи» входит и синтаксическое богатство — использование простых и сложных предложений в их различных моделях, создаваемых за счет свободного порядка слов в русском языке.
В произносимой и слышимой речи выявляется интонационное богатство (или бедность). При этом интонация понимается как «ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально- экспрессивной окраски предложения» [62, с. 144].
Одним из обязательных требований к языку оратора является соблюдение орфоэпических и акцентологических норм — норм литературного произношения и ударения. Только при этом условии может быть использовано фонетическое богатство русского языка.