Команда, без которой мне не жить»
Другим способом мотивации учащихся к сохранению и поддержанию их здоровья явилось участие в международном конкурсе «Команда, без которой мне не жить»,который проходил весной 2017 года в преддверии Кубка Конфедерации-2017 на английском, немецком, французском, испанском и китайском языках.
Участие в этом конкурсе могли принять как обучающиеся, которые увлекаются спортом, так и те, кто серьезно занимается избранным видом спорта. Вместе мы составляли презентации о любимых школьниками спортивных командах как России, так и зарубежных стран (в презентации обязательны фотографии спортивных коллективов).
В 2016/2017 учебном году мы заняли пятое (5) место по России по результатам конкурса. Учащиеся, а вместе с ними и их учитель, были награждены как сертификатами участия, так и призами (футболка, магниты, блокноты).
Авторитет учителя
И, наконец, я своим личным примером показываю ученикам, как важно заниматься спортом для сохранения своего здоровья, поддержания тонуса, жизненных сил. Часто я представляю вниманию детей свои презентации (на иностранном языке), где я запечатлён в бассейне, тренажёрном зале, на теннисном корте, футбольном поле, волейбольной площадке.
Я считаю, что все вышеперечисленные способы должны положительно повлиять на мотивацию подрастающего поколения к развитию и поддержанию здорового образа жизни. Ведь «если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически» [1, с. 47].
Литература:
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. - №3.
2. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы) / М. Ф. Стронин. - М., «Просвещение», 1984. – 111 с.
3. Тарасова, А. К. Физкультурные разминки на уроках / А. К. Тарасова // Физическая культура в школе. – 2011. - №5. – С. 4 – 18.
4. Учиться и играть. Сборник игр на немецком языке / Сост. Л. С. Левинсон, Т. М. Георгиевская. - М., Учпедгиз, 1959. – 103 с.
5. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М., «Просвещение», 2012.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РЕАКТИВНОСТЬ ГЕМОДИНАМИКИ У ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ
Шеремет Ирина Петровна,
кандидат биологических наук, заведующий кафедрой, кафедра физиологии человека, животных и химии, биолого-географический факультет, Абхазский государственный университет; 384904, Республика Абхазия, г. Сухум ул. Университетская, д.1; e-mail: [email protected]
Квеквескири Натела Львовна,
кандидат биологических наук, доцент, биолого-географический факультет, Абхазский государственный университет; 384904, Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская, д.1; e-mail: [email protected]
Ключевые слова:показателигемодинамики; подростки; соревнования по боксу; психоэмоциональное напряжение.
Аннотация.Скорость наступления адаптации определяет состояние здоровья и тренированность спортсменов. Реактивность гемодинамических показателей во время спортивных соревнований у школьников – спортсменов двух возрастных групп позволяет приравнять соревнования к физическим нагрузкам средней мощности на фоне высокого нервно-психического напряжения.
PSYCHO-EMOTIONAL STRESS AND HEMODYNAMIC
REACTIVITY STUDENTS –ATHLETES
Sheremet Irina Petrovna,
Candidate of Biology, Head of the Department, Department of Human, Animal and Chemical Physiology, Faculty of Biology and Geography, Abkhazian State University; Sukhum, The Republic of Abkhazia.
Kvekveskiry Natela Lvovna,
Candidate of Biology, Associate Professor, Faculty of Biology and Geography, Abkhazian State University; Sukhum, The Republic of Abkhazia.
Key words:hemodynamic parameters; teens; boxing; psycho-emotional strain.
Abstract.The speed of adaptation determines the health and fitness of the athletes. The reactivity of the hemodynamic parameters during sports competitions among schoolchildren-athletes two age groups allows you to equate competitions for endurance medium power amid high mental stress.
Реактивность сердечно-сосудистой системы (ССС) изучалась во время систематических тренировочных занятий боксом школьников-спортсменов, а также на фоне психоэмоционального напряжения во время трёх спортивных соревнований. Основные показатели гемодинамики изучались у 13 школьников, занимающихся боксом на базе детской спортивной школы г. Сухум. Были выделены две возрастные группы мальчиков: 1-ая группа – группа второго детства (7 человек в возрасте от 10 до 12 лет); 2-ая группа – группа подростков (6 человек в возрасте от 12 до 16 лет). В первой группе длительность занятий боксом составила 2 и 3-4 года, что составляет 29 и 71%, а во второй группе длительность занятий боксом была одинаковой.Средний вес школьников первой группы составил 40 кг, а второй группы – 50 кг.
Сердечно-сосудистая система (ССС) обеспечивает физическую и умственную работоспособность человека и лимитирует ее при различных функциональных состояниях. Фоновый уровень артериального давления (АД) в первой возрастной группе (табл.1) составил 103/64 мм рт. ст., (норма 118/76 мм рт.), а во второй группе - 105/62 мм рт. ст., (норма 123/78 мм рт. ст.). Известно, что регулярные длительные тренировки способствуют снижению АД в состоянии покоя [2]. Во время тренировки систолическое артериальное давление (АДс) увеличивается в обеих группах, а диастолическое артериальное давление (АДд), наоборот, снижается, что соответствует данным литературы [2].
Таблица 1.
Средние показатели функционального состояния гемодинамики у школьников-спортсменов двух возрастных групп
№ | Показатели гемодинамики | Группа второго детства | Группа подростков | ||||
Фон | Тренировка | Восст. период | Фон | Тренировка | Восст. период | ||
АДс, мм.рт.ст. | |||||||
АДд, мм.рт.ст. | |||||||
СО, мл. | |||||||
ЧСС, уд.в мин. | |||||||
МОК, л/мин | 5,418 | 8,145 | 6,836 | 6,618 | 10,648 | 7,414 | |
ОПСС, дин. сек/см -5 |
В первой возрастной группе частота сердечных сокращений (ЧСС) составляла 97 уд/мин, во время тренировок она увеличивается в 1,2 раза. Во второй группе ЧСС – 92 уд/мин, а во время тренировочных занятий увеличивается в 1,4 раза. В восстановительном периоде ЧСС снижается в обеих группах, но остается несколько выше, по сравнению с исходным уровнем. Таким образом, комплексное увеличение ЧСС, повышение АДс, уменьшение АДд и АДср свидетельствуют о хорошей адаптации к физической нагрузке.
Фоновый уровень систолического объема (СО) в первой возрастной группе составлял 56 мл, при физической нагрузке он увеличивается на 11 мл и в восстановительном периоде опускается ниже исходного уровня и составляет 53 мл. В группе подростков фоновый уровень СО составил 72 мл, при физической нагрузке он повышается на 12 мл, а в восстановительном периоде он снижается, но остается выше фонового уровня. СО максимально увеличивается при относительно лёгкой физической нагрузке, а с повышением мощности работы он или стабилизируется на определённом уровне или начинает снижаться [1]. В этом случае поддержание необходимого уровня кровообращения обеспечивается большей частотой сердечных сокращений, что зафиксировано в наших исследованиях.
Минутный объем крови (МОК) у спортсменов в большей степени определяется СО, а у нетренированных людей зависит от ЧСС. В первой возрастной группе фоновый уровень МОК составил 5,4 л/мин, при норме 3,45 л/мин, а при физической нагрузке он увеличивается в 1,5 раза и остается повышенным в восстановительном периоде – 6,8 л/мин. Средние фоновые показатели МОК второй возрастной группы составляют 6,6 л/мин, при норме 4,32 л/мин, при физической нагрузке МОК увеличивается в 1,6 раза и не возвращается к фоновому уровню, оставаясь повышенным – 7,4 л/мин. Общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС) служит расчетной величиной. Она зависит от тонуса сосудов мышечного типа, определяющего их радиус, длины сосуда и вязкости протекающей крови [3]. В первой возрастной группе фоновый уровень ОПСС составил 1173 единицы (дин∙сек/см-5), при физической нагрузке он уменьшается в 1,5 раза, а в восстановительном периоде ОПСС снижается в 1,6 раза, по сравнению с фоновым уровнем (табл.1). Во второй возрастной группе фоновый уровень ОПСС составляет 927 единиц (дин∙. сек/см-5), во время тренировок он снижается в 1,4 раза, а в восстановительном периоде он начинает повышаться, но остается ниже фонового уровня. Снижение ОПСС после начала сокращения мышц связано с рефлекторным расширением сосудов в ответ на недостаток кислорода в клетках стенок сосудов работающих мышц, это приводит к увеличению доступа большого количества крови к работающим мышцам [3].
У юных спортсменов различные эмоции быстрее и сильнее отражаются на ССС, чем у взрослых [2]. Перед началом соревнований исходный уровень АД в первой возрастной группе не отличался от фонового уровня перед тренировками. Во время соревнований АДс повышается на 25 мм рт. ст. (табл.2). Во второй возрастной группе фоновый уровень АД составил 118/65 мм рт. ст., что на 13 единиц было выше аналогичных показателей перед тренировочными занятиями. Во время соревнований АДс во второй группе повышается на 47 единиц. АДд в первой и во второй группах не изменяется.
Таблица 2.
Показатели гемодинамики во время соревнований у школьников двух возрастных групп
№ | Показатели гемодинамики | Группа второго детства | Группа подростков | ||||
Фон | Соревно вания | Восст. период | Фон | Соревно вания | Восст. период | ||
АДс, мм.рт.ст. | |||||||
АДд, мм.рт.ст. | |||||||
СО, мл. | |||||||
ЧСС, уд.в мин. | |||||||
МОК, л/мин | 4,925 | 9,379 | 9,073 | 7,602 | 14,658 | 8,689 | |
ОПСС, дин. сек/см -5 |
Фоновый уровень ЧСС для спортсменов обеих групп перед соревнованиями не отличался от тренировочного, а во время соревнований в первой группе он увеличивается на 32, а во второй группе увеличивается на 39 уд/мин. СО во время соревнований у спортсменов двух возрастных групп увеличивается на 31 мл (для сравнения - на 11,5 мл во время тренировок), с последующим снижением в восстановительном периоде. МОК во время соревнований у спортсменов первой возрастной группы увеличивается на 4,4 л/мин (для сравнения - на 2,7 л/мин во время тренировок).Во второй группе МОК повышается на 4 л/мин, также как и во время тренировок. ОПСС перед соревнованиями в 1,2 раза выше у школьников первой группы, по сравнению с фоном перед тренировками. Во время соревнований ОПСС снижается в 1,3 раза, (во время тренировок – в 1,5 раза), снижение ОПСС продолжается в восстановительном периоде. Во второй возрастной группе ОПСС перед соревнованиями незначительно повышено по сравнению с фоном перед тренировками. Во время соревнований ОПСС снижается в 1,8 раза, а во время тренировок в 1,4 раза.Таким образом, направленность изменений гемодинамических показателей во время спортивных соревнований позволяет сделать вывод, что у тренированных спортсменов происходит значительное увеличение функциональных резервов организма. Это обеспечивает высокую работоспособность и наивысшие достижения в спорте.
Литература:
1. Дубровский, В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. - М. : Гуманит Владос,1998. - 480 с.
2. Спортивная медицина. Руководство для врачей / Под ред. А. В. Чоговадзе, Л. А. Бутченко. - М. : Медицина,1984. - 83 с.
3. Смирнов, В. А. Физическая тренировка для здоровья / В. А. Смирнов. - М. : Знание, 1991. – 312 с.