Chernova Lyudmila Vladimirovna
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Key words: singing voice; functional disorders of the vocal apparatus; the mutation of the voice in boys.
Abstract. In the article the questions of mutation (age-related change of pitch and timbre) of the speech and the singing voice of boys. The causes of the disorders of the vocal apparatus, organic and functional disorders of sound production. Attention is drawn to the works of Russian and foreign scientists by studying the causes of voice disorders singers, the necessity of careful attitude to the voice of the boys in the mutation and poslematchevoy period. Methods are suggested for the proper use of voice in different periods of mutation and on the necessary conditions of preservation of the voices of the boys singing after the passage of the mutational period.
С древнейших времен песня сопровождала человека. Она помогла ему в работе, в искусстве пения наилучшим образом выражались чувства и эмоции. Развитие вокального голоса играет большую роль в жизни человека. Пение оказывает большое эмоциональное влияние как на слушателя, так и на самого поющего. Оно не только доставляет удовольствие певцу, но и развивает его слух, дыхательную систему, тренирует артикуляционный аппарат.
Вопрос его воспитания, предупреждение его преждевременной изношенности и потери имеет большое значение для людей, чья профессия связана с ним.
16 апреля 2012 г. исполнится 6 лет, как Россия присоединилась к международной инициативе о проведении Дня голоса. Основной задачей Международного Дня Голоса в России стало привлечение внимания россиян к оценке состояния своего голоса, разъяснения влияния вредных привычек на голос, правил его гигиены, способов предотвращения заболеваний голосового аппарата.
Международный День голоса впервые был проведен в Бразилии в 1999 году и стал ежегодно проводиться в и странах Евросоюза, в США, Англии, Аргентине и Португалии. Это событие объединяет представителей разных профессий, чья деятельность связана с его использованием. Голос, наряду со слухом и зрением, является основным механизмом для коммуникации, поэтому в современном обществе голосовые проблемы оказывают значительное влияние на качество жизни.
На основании п. 15 Резолюции Первого международного конгресса «ГОЛОС» (Москва, 29-30 ноября 2007 года) рекомендовано вводить обязательные курсы по физиологии и гигиене голоса для студентов-вокалистов, актеров и др., внося их в учебные планы творческих вузов страны, что является неотъемлемой частью по подготовке высококвалифицированных кадров. По решению участников XI Конгресса Российской общественной академии голоса от 15 мая 2009 года учебным заведениям, ведущим обучение по вокальному и актерскому искусствам, рекомендовано включать в учебные планы курс «Основы голосоведения».
Уже много веков назад существовало вокальное искусство. В прошлом, обучение детей пению, осуществлялось в церковных школах и монастырях. Голоса мальчиков широко использовались в богослужениях православной церкви. В начале ХХ века отношения к участию мальчиков в церковных хорах резко изменилось. Известно, что чаще в малых приходских церквях стали петь женщины, а к моменту революции 1917 года они почти, что совсем вытеснили мальчиков из приходских церковных хоров.
Противники участия мальчиков в хорах основывали свое мнение на таких соображениях:
1. Труд, затраченный на обучение мальчиков – напрасный труд, так как только что мальчик выучится петь, как у него наступает перелом голоса.
2. Мальчики (и вообще дети) в церковных хорах часто эксплуатируются.
3. Мальчики в церковных хорах обходятся дорого, у них ломается голос, требуются большие расходы на обучение мальчиков.
4. Мальчики на клиросе часто шалят (Городцов, Гричанинов, Смоленский «Из анкеты выходившего в Москве журнала «Музыкальный труженик», 1907 год).
Но были и высказывания в пользу участия голосов мальчиков вместе с мужскими голосами: «Для церковного хора чистый, лишенный всякого страстного оттенка, тембр мужских детских голосов (т.е. мальчиков) предпочтительнее тембра голосов женских (Кастальский, Компанейский).
После революции и в самой России и в эмиграции мальчики больше вовсе не участвовали в церковных хорах. Однако в дальнейшем, уже в советский период, в среде ученых и вокальных педагогов возрос интерес к изучению особенностей функционирования голосового аппарата мальчиков. Основной вопрос касался мутации. Это было вызвано приобщением мальчиков к массовому пению в школах и профессиональных светских хоровых училищах, где использовался уже иной музыкальный материал.
Итак, когда мальчики научались петь и их голоса начинали хорошо звучать, наступал период мутации. Течение этого периода зависело от многих физиологических факторов связанных с изменением физиологической функции гортани и всего организма в период полового созревания ребенка. В период мутации значительно увеличивается гортань – главный голосообразующий орган, как в продольном, так и в поперечном направлении. Также происходит увеличение голосовых складок по длине в полтора раза, вследствие чего голос может опуститься на октаву.
Мутационный период, то есть период полного перехода из детского в мужской голос, может длиться от нескольких недель, месяцев до двух, трех, а иногда и до пяти лет. Наиболее часто он продолжается около одного года. Но бывают случаи и исключительно быстрой смены голоса: мальчик, еще накануне разговаривающий детским голосом, на другой день уже обнаруживает голос взрослого мужчины.
Когда голос меняется медленно, незаметно для окружающих и для самого ребенка, элементы мужского звучания постепенно вплетаются в звучание детского голоса. При внезапной мутации мягкий голос мальчика сразу становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до афонии. Голос при этом в пении и даже в речи начинает срываться, появляются ноты грубого басового тембра, нередко перескакивающие на фистулу. Затем басовые ноты встречаются все чаще и чаще, пока голос не станет мужским.
Все изменения в гортани и в голосе тесно связаны с половым развитием. Если половое развитие запаздывает, может замедлиться и приостановится развитие гортани и голоса. У мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, значительно отстает в развитии и голосовой аппарат, оставаясь на стадии детской гортани. В этом случае голос может остаться инфантильным и у взрослого. В медицинской практике известны различные мутационные расстройства: затянувшаяся, преждевременная, поздняя мутация. Такие явления могут объясняться эндокринными нарушениями в организме подростков, недостаточностью функции щитовидной железы и др.
Весь период мутации как у певцов, так и у всех не занимающихся постановкой голоса, разделяют на три стадии: домутационный, собственно мутация и постмутационный. Каждый из периодов характеризуется своими особенностями. В первом периоде мальчикам труднее становится справляться с высокими звуками своего диапазона из-за роста голосовых связок. В самой стадии мутации, вследствие усиленного притока крови, выявляется покраснение голосовых связок как при воспалительных процессах. Отмечено, что мальчики, которые с 1-го класса обучались у опытных педагогов, поют в этот период легче и свободнее и сам мутационный период у них сокращается. То есть полностью отказываться от пения вовсе не обязательно, но нужно использовать свой голос в щадящем режиме: петь тихо и в небольшом диапазоне, соответственно индивидуально подбирая подходящий репертуар. Наблюдения показали, что те дети, которые правильно использовали свои голоса во время мутации под контролем преподавателя-вокалиста безболезненно проходят этот период. У тех же, кто неправильно эксплуатировал свой голос, появлялась охриплость, повышенная утомляемость, несмыкание голосовых связок. Певцы, не использующие щадящий режим в этот период, впоследствии теряли голоса. Последний период постмутационный, с 16-17 лет, когда голос подростка начинает оформляться в голос взрослого, заканчивается примерно к 20 годам, так как мышечная сила заканчивает свое развитие только к этому возрасту.
Вопросами воспитания, развития и сохранения детского голоса усиленно начали заниматься в нашей стране еще в начале прошлого столетии (В. А. Багадуров, Е. Я. Гембицкая, И. И. Левидов, Д. Л. Локшин, В. М. Металлов, М. А. Румер и др.). Особенности функционирования певческого голоса в разные возрастные периоды неоднократно обсуждались совместно с зарубежными музыкантами на научно-практических конференциях.
На одной из них (1961 г) чешский музыкант Ф. Лысек в своем докладе высказал мнение, что голос наиболее уязвим в третьей стадии мутации, когда он формируется. Ученик, поющий в тонах своего речевого диапазона, должен учиться образовывать звук естественно и петь бережно, усиливая звук очень осторожно. Здесь Ф. Лысек предлагает руководствоваться принципом, основанным на наблюдении: от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет. Третья стадия длится наиболее продолжительное время. Постепенно диапазон, сила и тембр голоса развиваются до полной зрелости. Пение определенного звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых складок, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые связки, чем речь. Мускулатура, управляющая голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием пения; чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением [4].
Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. У мальчиков, с детства обучающихся пению, по нашим наблюдениям, тот и другой голос изменяется более плавно, равномерно. Многие мальчики, обучающиеся пению с трёх-четырёх лет в хоре Мужского хорового колледжа г. Екатеринбурга, после мутации продолжают успешно заниматься сольным пением и поступают на вокальные отделения вузов. Это опровергает мнение некоторых, что певческий голос бывает один раз в жизни: у мальчиков в детстве или во взрослом состоянии.
Спорным часто является вопрос о том, какой тип голоса образуется после мутации у бывших дискантов и альтов. Одно время в хоровой практике наблюдалась тенденция перехода дискантов в низкие голоса, басы и баритоны, а альтов в тенора. Возможно, это объясняется тем, что мальчиков с высокими голосами определяли в партии альтов для того, чтобы придать этой партии легкость, полётность. А природные альты в партии высоких голосов обогащали её мягким, объемным тембром [5; 8].
Чаще всего, дети, поющие до мутации в партии дискантов, после мутации переходят в тенора, а поющие в партии альтов переходят в партии баритонов и басов. Нужно заметить, что если в период мутации мальчик басит, то из этого вовсе еще не следует, что у него будет именно бас. Наиболее часто наблюдается постепенное повышение голоса. Голос, казавшийся после окончания мутации басом, может в дальнейшем оформиться в баритон, и даже тенор. Бывает и наоборот, - когда уже после окончания мутации голос делается постепенно все более и более низким и постепенно переходит из тенора в баритон или бас.
Таким образом, уже в домутационный период у учащихся необходимо вырабатывать комплекс охранных вокальных навыков, учитывая, по возможности, тип голоса, что позволит сохранять и развивать голоса с ориентацией на будущую профессию хориста или певца солиста.
Основываясь на проведенных наблюдениях и анализе развития вокального голоса можно отметить, что нагрузка должна быть минимальной, режим щадящий, не следует форсировать звук, так как от этого теряется его звонкость – один из основных качеств детского голоса. Так певческий голос является не только частью музыкально-культурного развития ребенка, но и необходимым компонентом общего воспитания и развития всего организма. Особенно это касается мальчиков, поскольку они гораздо реже участвуют в хоровом пении и у них чаще наблюдаются ларингологические заболевания.
Литература:
1. Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. - М., 1990. - 448 с.
2. Ермолаев, В. Г. Руководство по фониатрии / В. Г. Ермолаев. - Л., 1970. - 271 с.
3. Локшин, Д. Л. О пении юношей в годы мутации / Д. Л. Локшин // Развитие детского голоса: материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26- 30 марта 1961 г. - М., 1963. - С. 292-300.
4. Лысек, Ф. Мутация / Ф. Лысек // Развитие детского голоса: материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26-30 марта 1961 г. - М., 1963. - С. 284-292.
5. Максимов, И. Фониатрия / И. Максимов. - М., 1987. - 288 с.
6. Митринович-Моджеевска, А. Патофизиология речи, голоса и слуха / А. Митринович-Моджеевска. - Варшава, 1965. - 351 с.
7. Таптапова, С.Л. Голос детей и подростков / С Л. Таптапова, Л. М. Телеляева // Фониатрия и фонопедия. - М., 1990. - С. 138-155.
8. Фомичев, М. И. Основы фониатрии / М. И. Фомичев. - Л., 1949. - 188 с.