Rossokhina Elena Nikolaevna
Senior Teacher, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten № 12 of General Developmental Priority Implementation Activities for the Physical Development of Children, Tavda, Russia.
Key words: health; technology; factors; activity; sports; family; hardening.
Abstract. The health of children is a key indicator in assessing the performance of the preschool. For the preservation and strengthening of health of children, we offer a number of activities available to each family and to each educational institution.
Свои размышления на данную тему начнем с такого приятного факта, что сегодня для многих семей здоровье детей становится одной из главных ценностей.
Наступило такое время, когда и детские сады наряду с обучающей и воспитывающей функцией приоритет отдают оздоровительной функции. Состояние здоровья детей является основным показателем при оценке работы дошкольного учреждения, потому что самое главное для ребенка в течение первых 7 лет окрепнуть физически.
В каждом дошкольном учреждении разработаны и действуют программы «Здоровье», направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, на формирование у родителей, педагогов и воспитанников личной ответственности в деле сохранения здоровья.
Программа «Здоровье» нашего учреждения включает в себя следующие направления работы:
- создание условий (подбор мебели, оборудование спортивных залов и уголков, создание оздоравливающий среды, внедрение здоровьесберегающих технологий),
- выполнение санитарно-гигиенического режима,
- создание двигательного и оздоровительного режима,
- диагностика состояния здоровья детей,
- создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы,
- планы мероприятий по снижению заболеваемости детей,
- сезонная профилактика,
- иммунопрофилактика,
- диспансеризация,
- закаливающие мероприятия,
- проведение «дней здоровья»,
- работа с детьми группы риска,
- работа с родителями и кадрами (собрания, консультации, индивидуальные беседы, привлечение родителей к организации воспитательной и оздоровительной работы).
В детском саду ведется паспорт здоровья и физического развития детей, схема индивидуальных лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, два раза в год проводится тестирование физической подготовленности и измерения показателей физического развития воспитанников.
Возникает вопрос: родители заботятся о здоровье детей, в детских садах проводится большая оздоровительная работа, а наши дети продолжают болеть.
В чем же причины? Как же мы пришли к такой ситуации, когда один из самых здоровых народов планеты стал одним из самых больных?
Есть факторы, оказывающие влияние на здоровье, на которые мы с вами не можем повлиять:
- наследственность (генетическая отягощенность),
- экология (20 % здоровья зависит от окружающей среды),
- медицина (в 10 % случаев здоровье зависит от медицины),
- нарушение санитарных норм (мебель в детском саду и дома не всегда соответствует росту и пропорциям тела ребенка, освещение и тепловой режим).
Но также есть такие факторы, на которые мы с вами можем и должны повлиять:
- питание детей (оно должно быть калорийное, сбалансированное).
Хочется отметить, что сегодня в большинстве детских садов питание соответствует современным нормам и требованиям. Меню составляется согласно рекомендациям 10 - дневного меню, утвержденного Министерством здравоохранения. Учитывая 3-х разовый режим питания в нашем детском саду, следует ежедневно планировать домашний ужин для детей с учетом недостающих продуктов.
Следующий фактор повышения заболеваемости - малая двигательная активность детей. Родители усугубляют состояние здоровья детей, стремясь облегчить собственные заботы в воспитании детей. Раньше, когда не было этих расслабляющих приспособлений (коляски, каталки) дети очень много двигались: ползали, ходили, бегали. Причем большей частью – на воздухе. Именно в постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность, сила. Недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. А что делают современные родители? Они делают все для того, чтобы дети двигались как можно меньше, сея в них семена немощи и болезней.
А что говорят родители и педагоги детям: «Сядь и сиди! Сиди смирно! Не бегай, не прыгай - упадешь! Сиди и слушай! Пиши и не вертись!» - вот главные воспитательные установки, не говоря уже о сеансах телевидения и компьютерных играх.
Еще один немаловажный фактор, на который следует обратить внимание, педагогическая некомпетентность родителей. Родители предъявляют к детям высокие требования, отдают предпочтение умственному развитию ребенка иногда во вред здоровью и зачастую не знают, чего они хотят от ребенка.
Не все родители понимают специфику работы дошкольных учреждений. Нам приходится сталкиваться с непониманием тех родителей, которые, приводя ребенка в детский сад больным или недолеченным, создают опасность заражения не только для своего, но и для остальных детей, и обижаются, когда нам приходится изолировать их ребенка.
Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей предлагаем ряд мероприятий, доступных каждой семье и каждому образовательному учреждению:
- утренняя гимнастика,
- закаливание (наиболее приемлемые - воздушные ванны, обтирание, бани, полоскание горла, речные купания, игры с водой, хождение босиком),
- прогулки (это серьезная проблема, о которой много говорят и решение которой зависит только от нас, ежедневно дети должны гулять не менее 4 часов),
- занятия спортом и физкультурой,
- правильное питание,
- разумное восполнение дефицита поливитаминов,
- недопущение стрессовых ситуаций и создание комфортной эмоциональной среды в семье,
- правильное поведение в период подъема ОРВИ, гриппа (ограничение контактов, дополнительная дезинфекция, прием противовирусных препаратов),
- регулярное посещение врачей,
- чтение литературы о здоровье детей.
Подводим итог сказанного. Мы много говорим об отрицательном влиянии многих факторов на здоровье. Нет сомнения, что социальные проблемы и экологические вредности оказывают серьезные влияния на рост и развитие детей, никто не отрицает генетической отягощенности, но далеко не все педагоги и родители готовы признать свою вину. Мы призываем всех педагогов и родителей, найти время, проанализировать и ответить самим себе на вопрос «А в чем моя вина, что я делаю не так? Почему наши дети болеют?»