Formation of health culture of primary schoolstudents in the educational process

Malozemova Irina Ivanovna

Candidate of Pedagogy Associate Professor, Department of Natural Science and Methods of Teaching in Primary Classes, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University; Ekaterinburg, Russia.

Anokhin Polina Petrovna

Student, Department of Natural Science and Methods of Teaching in Primary Classes, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University; Ekaterinburg, Russia.

Key words: primary education; extracurricular activities; health.

Abstract. In the article the questions of health culture formation of primary school students are considered. There are uggested ways to solve the problem in educational activities (organization and content of the lesson) and extracurricular (class hours), as well as the organization of children physical activity.

Формирование культуры здоровья является задачей общеобразовательного учреждения. В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Профессиональный стандарт педагога определяет трудовые функции педагога, в которые входит формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Понятие «культура здоровья» трактуется как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты. Культура здоровья младшего школьника состоит из знаний о здоровье, способах его сохранения, и умений, направленных на решение задач здорового образа жизни и безопасного поведения. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что возраст ребенка 8-10 лет является более благоприятным периодом для осознанного формирования культуры здоровья и ценностного отношения к нему. С учетом этих знаний, умений и особенностей учащихся начальных классов строится педагогический процесс образовательного учреждения, способствующий формированию валеологически культурного, а значит, здорового ребенка. На формирование культуры здоровья учащихся направлена деятельность учителя, разрабатываются и внедряются в образовательный процесс здоровьесберегающие педагогические технологии, правильно организуется предметно-пространственная среда образовательного учреждения.

Отдельная роль в образовательном процессе, способствующем формированию культуры здоровья младших школьников, отводится уроку. Установлено, что урок, способствующий формированию культуры здоровья, должен отвечать определенным требованиям. Например, наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; использование различных видов учебной деятельности, препятствующее утомлению, и пр. Но, помимо урока, при формировании культуры здоровья учеников начальной школы немаловажным является правильная организация внеучебной деятельности.

Результатом валеологизации образовательного процесса должна стать валеологическая культура школьника, которая включает гигиенические, генетические, физиологические и психологические возможности человека, методы и средства контроля, сохранения и развития его здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. ФГОС НОО определяет «портрет выпускника начальной школы». В соответствии с ним, выпускник начальной школы должен уметь выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для выявления уровня культуры здоровья у учащихся начальных классов (3 класса) МАОУ лицея № 12 г. Екатеринбурга использовались следующие критерии и показатели:

1. Знаниевый критерий определяется через такие показатели, как: наличие знаний о здоровье и способах его сохранения; осознание необходимости соблюдения норм и ценностей разных аспектов культуры здоровья; понимание различных факторов, влияющих на здоровье.

2. Поведенческий критерий определяется через такие показатели, как: активное и грамотное применение знаний о культуре здоровья в повседневной жизни; инициативность и активность в овладении способами культуры здоровья.

3. Ценностный критерий определяется через такие показатели, как: желание, заинтересованность и потребность к овладению способами сохранения и укрепления собственного здоровья; сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению здоровья.

С целью выявления уровня культуры здоровья у учащихся начальных классов применялись диагностические методики.

1) Модифицированный тест «Строение и функции организма человека», позволяющий выявить уровень знаний детей младшего школьного возраста о строении и функции организма человека. Были предложены вопросы и возможные ответы: «Какой орган контролирует работу твоего тела? Ответы: 1) печень; 2) сердце; 3) мозг».

2) Адаптированная анкета на основе диагностики Гребнева М. В. «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни», выявляющая наличие знаний о способах сохранения и умений применять знания о культуре здоровья в повседневной жизни.Например, учащимся предложена ситуация: «Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом: Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка, шампунь, тапочки, полотенце для тела».

Количественный и качественный анализ диагностических методик показал, что культура здоровья учащихся начальных классов преимущественно сформирована на среднем и низком уровне (50% и 29% соответственно). Была организована следующая работа: начало учебного дня с организованной утренней гимнастики; включение в содержание уроков необходимой и соответствующей возрасту и программе обучения информации для овладения учащимися начальной школы знаниями о здоровье и способами его сохранения; а также организация отдыха детей – подвижные перемены, способствующих снятию утомления и повышению работоспособности учащихся.

Результат применения комплекса упражнений утренней гимнастики и подвижных игр на перемене оценивался с помощью наблюдений за учащимися в течение учебного дня. В результате: позитивный эмоциональный настрой учащихся на работу, дети активно включались в учебную деятельность, длительность активного внимания учащихся увеличилась, на протяжении почти всего урока учениками поддерживалась рабочая поза.

Доступной формой организации процессов воспитания и формирования культуры здоровья младших школьников является классный час. Были разработаны и проведены классные часы на темы: «Что ты можешь сам сделать для своего здоровья?», «Ты и твое здоровье», «Строение тела человека». Классные часы предполагали активную деятельность учащихся (путешествие по станциям, работа в малых группах, использование различных технических и наглядных средств).

После проведённой работы была проведена контрольная диагностика, результаты которой показали положительную динамику в исследуемых показателях: высокий уровень – 16 человек (56%); средний уровень – 10 человек (36%); низкий уровень – 2 человека (8%). Это позволяет сделать вывод о том, что организация работы по формированию культуры здоровья учащихся начальных классов была эффективной.

Тем не менее, мы считаем, что проблема формирования культуры здоровья учащихся начальных классов требует дальнейшей разработки. В большинстве образовательных учреждениях не реализуются все возможности образовательного процесса для воспитания культуры здоровья младших школьников. Во многом, кроме объективных причин, велика роль субъективного фактора – недостаточной мотивации педагогов к проведению данной работы, а также уровень готовности к ней. Следовательно, одно из направлений работы, как педагога, так и администрации образовательного учреждения, состоит в выявлении возможностей и условий образовательного процесса, способствующих формированию культуры здоровья учащихся начальных классов.

ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В КУРСЕ «ЭКОЛОГИЯ ПОЧВ»

Мещеряков Павел Викторович

кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания, географо-биологический факультет, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Казакова Марина Николаевна

студент, географо-биологический факультет, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26

Фенин Антон Владимирович

студент, географо-биологический факультет, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26

Ключевые слова: здоровье; население; функции; факторы; почва; экология.

Аннотация.Раскрыт потенциал специальных учебных дисциплин в формировании здоровьесберегающей компетентности будущих учителей биологии, географии и экологии. Обобщен опыт преподавания курса «Экология почв» и предложено рассматривать влияние почв на здоровье человека через изучение экологических функций почв.

Наши рекомендации