Mayorova Marina Alexandrovna

Senior Teacher, «Kindergarten №36», Berezovsky, Russia.

Keywords: competence approach; competence; lifestyle; preschoolers.

Abstract. The article discusses the content and conditions of formation of competences of a healthy lifestyle in children of preschool age, describes the program for development of skills of a healthy lifestyle for older preschoolers.

В последние годы компетентностный подход рассматривается как один из ключевых в современных образовательных системах. В отличие от устаревшего, ориентированного на передачу определенной суммы знаний, подхода, новая парадигма образования направлена на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.

В дошкольном образовании компетентностный подход предполагает подготовку ребенка к жизни, формирование у него способов деятельности, необходимых для решения жизненно важных задач, связанных с освоением нравственных норм и ценностей, общением с другими людьми, построением образа Я [2]. Содержание дошкольного образования на основе компететностного подхода отбирается таким образом, чтобы обеспечить формирование компетентной (знаю и умею) и активной (хочу) личности.

И. А. Зимняя под компетентностью понимает формирование у ребенка-дошкольника адекватной его возрасту системы первоначальных знаний, опыта той или иной области деятельности, позитивных ценностно-смысловых отношений, желания и готовности реализовать их. Образовательная деятельность педагогов в ДОО, таким образом, направлена на формирование компетенций, которые затем переходят в компетентности [1].

Одна из ключевых компетенций / компетентностей, формируемых в дошкольном возрасте, − компетенция здорового образа жизни. Л. Т. Кузнецова трактует ее как интегративное качество личности ребенка, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни, мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию [3].

Конкретное содержание деятельности педагогов ДОО по формированию компетенции здорового образа жизни у дошкольников определяется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В ФГОС ДО не выделена самостоятельная образовательная область, посвященная здоровью. Формирование компетенций здорового образа жизни отражено в содержании других областей и включает в себя развитие основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; приобретение опыта двигательной деятельности; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); формирование первичных представлений о себе и других людях и т.д. [4].

На основе исследований Л. Т. Кузнецовой [3] мы в нашем ДОУ определили следующее содержание работы воспитателей по формированию компетенции здорового образа жизни у дошкольников в соответствии с их возрастом:

1. Расширять представления и знания дошкольников о своем организме, здоровье, способах его сохранения, влиянии окружающей среды на здоровье.

2. Воспитывать ценностное отношение к здоровью, стремление и желание вести здоровый образ жизни, интерес к приемам и способам сохранения здоровья, к различным видам двигательной активности.

3. Развивать практические навыки выполнения гигиенических, оздоровительных, закаливающих процедур; физической активности; здорового питания; охраны и укрепления своего здоровья; рационального взаимодействия с окружающей средой.

В ДОО создаются условия для эффективного формирования компетенции здорового образа жизни у детей:

· учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

· рациональная организация режимных моментов (утренней зарядки, прогулок, режима питания, послеобеденного сна, гимнастики после сна и т.д.);

· оптимальная организация двигательного режима дошкольников (физкультурные занятия, подвижные игры на прогулках, физпаузы, минутки здоровья и психологической разгрузки и т.д.);

· проведение закаливающих процедур (полоскание полости рта прохладной водой, хождение босиком по полу группы, по траве и грунту в летний период, обливание ног прохладной водой, хождение по массажным дорожкам и т.д.);

· организация в дошкольном учреждении и в группе спортивных, оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, эстафеты, развлечения и т.д.);

· организация совместной работы детского сада и родителей по развитию у детей представлений и навыков здорового образа жизни.

В старших группах реализуется программа по развитию навыков здорового образа жизни «Учусь быть здоровым», состоящая из 15 занятий и рассчитанная на 3 - 4 месяца.

Программа разработана с опорой на следующие принципы:

1. Достоверность – информация, предлагаемая детям, основана на научных фактах.

2. Доступность – научная информация адаптирована для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, имеет четкую логику изложения.

3. Наглядность, занимательность – в образовательный материал включаются образные, яркие примеры, сведения, вызывающие эмоциональный отклик у детей; используются художественные произведения и произведения русского фольклора (загадки, поговорки, пословицы), наглядность.

4. Активность – в образовательном процессе используются активные формы работы: наблюдение, экспериментирование, элементарные опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, проблемные ситуации и т.д.

5. Осознанность – формирование навыков происходит на основе понимания дошкольниками сущности предметов и явлений окружающей действительности, различных видов деятельности.

Содержание программы представлено несколькими разделами:

· Я, мой организм, мое здоровье.

· Окружающая среда и здоровый образ жизни.

· Мы и физкультура.

· Полезные и вредные привычки.

· Соблюдаем режим дня.

При реализации программы используются следующие формы и методы:

Занятия. Здесь дети получают знания и представления о строении тела человека, функционировании его органов, правилах гигиены, о взаимосвязи окружающей среды с состоянием здоровья человека. Расширение и закрепление полученных представлений происходит в процессе наблюдений, игр, бесед, прогулок, опытов, проблемных ситуаций и др.

Экскурсии. В ходе экскурсий дошкольники знакомятся с влиянием факторов окружающей среды (дым, грязь, выхлопные газы и др.) на здоровье человека, с последствиями деятельности человека (загрязнение травы и кустарников вдоль дорог, гибель деревьев). Также дети знакомятся со способами сохранения здоровья (наблюдение за деятельностью спортсменов в парке или лесу: лыжников, пешеходов, бегунов).

Эколого-оздоровительные прогулки. Во время прогулок проводятся оздоровительные мероприятия: физические упражнения, подвижные игры на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, также дети знакомятся с благоприятным влиянием природы на здоровье (солнце, воздух, вода).

Игровые формы. Используются различные виды игр, насыщенные содержанием о здоровье, способах его укрепления. Например, игра «Полезно-вредно» с мячом: называются предметы и объекты окружающей среды, продукты питания.

Опыты и наблюдения используются для непосредственного восприятия дошкольниками объектов и явлений.

Проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы помогают формировать опыт здоровьесберегающего поведения у дошкольников. Например, метод ситуационных задач – это обыгрывание воображаемых ситуаций, в ходе которого дети решают, как лучше поступить на основе имеющихся у них представлений о здоровом образе жизни. Так, в ходе обсуждения ситуационной задачи «Чем можно заниматься в выходной день», дети планируют свою деятельность и отвечают на проблемные вопросы (Почему ты выбрал именно это? Где лучше отдыхать: на природе или в городе? Почему?).

Во время занятий, экскурсий, игр, эколого-оздоровительных прогулок используются такие методы как рассказы, беседы, чтение художественной литературы, произведений русского фольклора.

Особенности данной программы состоят в том, что она направлена на развитие практических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников, и в ходе ее реализации обучение детей происходит, по большей части, в практической деятельности: на экскурсиях, эколого-оздоровительных прогулках, в играх, театрализованной деятельности, при постановке опытов, в процессе наблюдений и решения проблемных ситуаций.

Таким образом, формирование компетенции здорового образа жизни у детей дошкольного возраста проходит по трем направлениям: расширение знаний и представлений; воспитание ценностного отношения к здоровью, развитие навыков здорового образа жизни.

Литература:

1. Зимняя, И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. − № 5. − С. 34 - 42.

2. Компетентностная модель дошкольного образования: монография / Л. В. Трубайчук, Л. Н. Галкина, И. Е. Емельянова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. − 229 с.

3. Кузнецова, Л. Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Кузнецова Лариса Тимирьяновна. − Екатеринбург, 2007. − 23 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155 от17.10.2013 г. pdf (дата обращения: 28.09.2017).

Наши рекомендации