Krapivina Irina Aleksandrovna

Senior Lecturer, Department of Educational Processes Management in the Educational Organization, Institute for the Development of Education, Ekaterinburg, Russia.

Keywords: motivation; motivation for a healthy lifestyle; value approach; game method.

Abstract. This article discusses about modern methods of motivation of teenagers to the lessons of physical culture, the peculiarities of motivation of adolescents, a values-based approach and a play method in the formation of motivation at lessons of physical culture.

Научно – технический прогресс, появление гаджетов и интернета заменили существование реальных друзей, подвижных игр, вследствие чего нормой становится сидячий образ жизни подростков, который провоцирует гиподинамию, ослабление иммунитета и появление различных заболеваний. Поэтому одним из приоритетных и актуальных направлений в государственных образовательных стандартах является укрепление и формирование здорового образа жизни школьников, так как от здорового образа жизни молодежи зависит здоровье нации, поэтому в создавшихся неблагоприятных условиях среды в образовательных организациях необходимо организовать процесс повышения мотивации к здоровому образу жизни.

Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, которое стимулируется внутренними и внешними условиями, вызывает активность и определяет направленность деятельности [1].

Мотивация к здоровому образу жизни – это осознание человеком ценности здоровья в различных сферах жизнедеятельности, как основы гармоничного развития личности [5].

Проблема формирования мотивации к здоровому образу жизни и здоровье сбережению у школьников решается во многих педагогических исследованиях по-разному. С. Д. Добротворская обуславливает ориентацию личности на здоровый образ жизни через ценностный подход, который формирует условия повышения мотивации через ценностное отношение к здоровью с учетом потребности общества[2]. Мотивация в данном случае выступает как ценностная смысловая ориентация школьников к здоровому образу жизни, включающая познавательный интерес к проблемам здоровья и являющаяся отражением мировоззрения индивида на данную проблему. По мнению К. В. Сундукова подростков необходимо обучить способам удовлетворения потребности в здоровом образе жизни. Без актуализации потребности в занятиях спортом невозможен переход к другим формам побуждений, например постановке целей. Каждому подростку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящих в ненасыщенную познавательную деятельность.

Для формирования условий мотивации подростков необходимо использовать принцип индивидуального подхода и принцип доступности. Очень важен учет возрастных психолого – физиологических особенностей, при отборе содержания методов, форм и средств мотивации в здоровом образе жизни. Для детей подросткового возраста существует потребность в признании, важно взаимодействие со сверстниками. Быть как все и в то же время отличаться от других, актуальна самопрезентация. Мотивация самосохранения для них относительно не высока, так как они считают, что ничего страшного с ними не может произойти. Говоря о вреде курения на занятиях лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы и на проблемы со здоровьем у курильщиков. Характерна мотивация подчинения правилам общества - очень важным становится воспитание командного духа учащихся, так как компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни отдельно взятой личности.

В подростковом возрасте мотивом для улучшения здоровья может стать знание о том, что это «полезно для меня», что это «нужно мне». Поэтому для повышения мотивации в здоровом образе жизни необходимо наполнение мотивационной сферы смыслами и выявление направлений воздействия на личность для перевода содержательной составляющей в активное действие. Становится важным личная готовность и способность подростка к саморазвитию, утверждению «Я – концепции», владение знаниями о здоровье и образе жизни, умение оценивать свой образ жизни и здоровье, владение навыками физического и психического самосовершенствования, изменения своего образа жизни.

Одним их современных подходов к формированию мотивации подростков к здоровому образу жизни является ценностный подход - формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни на уроках физкультуры.

Ценностный подход, как условие становления мотивации делится на этапы [3]:

· Создание условий осознания успешности как ценности здоровья. Подростки выясняют, что здоровье является основным фактором успешности человека. Средствами могут быть видео – конференция, презентация. С помощью анкетирования составление учащимися своего ценностного портрета, выяснение каково представление школьников о здоровом образе жизни, на каком месте стоит ценность здоровья - сбережения для каждого лично.

· Изменение ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни, включение ситуационных заданий, примеров из жизни, акцентирование внимания на связь здоровья и образа жизни человека, использование приемов противопоставления здорового поведения и нездорового образа жизни, выполнение исследовательских заданий и проектов.

· Анализ самооценки жизненных ценностей учащихся, планирование новых методов воздействия на школьников для повышения мотивации к здоровому образу жизни.

Немаловажным важным становится создание привлекательных условий среды для формирования ценностных аспектов и условий мотивации к здоровому образу жизни подростков: красивый спортивный зал, привлекательная одежда и аксессуары для спорта.

Игровой метод повышения мотивации учащихся на уроках физической культуры включает в себя использование таких как: «Три царства», «Познавайка» и проч. Включение в спортивные игры изучение иностранного языка - в процессе игры вопросы, ответы, команды произносятся на английском и немецком языках. Понимание смыслов услышанного, говорение, ответы на английском языке повышают интерес школьников к самому процессу игры, тем самым. Это в значительной степени облегчает обладание иностранными языками на уровне понимания и говорения.

Только систематическое повышение мотивации, привитие ценностного отношения к своему здоровью, сможет повлиять на формирование гармонически – развитой, здоровой личности. Поэтому стимулирование подростков к здоровому образу жизни и повышению своего здоровья на уроках физической культуры может способствовать развитию здоровой нации и положительного будущего нашей страны.

Литература:

1. Баскаев, Б. А. Моделирование процесса формирования у подростков мотивационно – ценностного отношения к здоровому образу жизни / Б. А. Баскаев, М. О. Ревизова, А. М. Хубецев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16476 .

2. Добротворская, С. Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Добротворская Светлана Георгиевна. – Казань, 2003. – 413 с.

3. Здвездина, М. Л. Методика формирования мотивационной готовности школьников к здоровому образу жизни [Электронный ресурс] / М. Л. Звездина // Вопросы фундаментальной и прикладной науки: сборник материалов международной научной конференции, Тверской государственный университет, г. Тверь, 2016. – С. 214 – 226. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=24088354 .

4. Макарова, Л. П. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования / Л. П. Макарова, М. С. Матусевыч, О. В. Шатрова // Молодой ученый. – 2014. - №4. – с. 1021-1023

5. Чекмарева, Т. К. Внутришкольное управление формированием мотивации здорового образа жизни школьников / Т. К. Чекмарева, Е. Б. Черникова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 10. - С. 20-27.

Наши рекомендации