Возрастные изменения внимания у школьников-подростков Абхазии

Квеквескири Натела Львовна,

кандидат биологических наук, доцент, биолого-географический факультет, Абхазский государственный университет; 384904, Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская, д.1; e-mail: [email protected]

Шеремет Ирина Петровна,

кандидат биологических наук, заведующий кафедрой, кафедра физиологии человека, животных и химии, биолого-географический факультет, Абхазский государственный университет; 384904, Республика Абхазия, г. Сухум ул. Университетская, д.1

Ключевые слова: школьники-подростки; произвольное внимание; первичные и интегральные показатели внимания.

Аннотация. Проведен анализ состояния некоторых показателей произвольного внимания у школьников-подростков Абхазии в процессе обучения. Отмечено возрастное увеличение (от 5-го к 8-му классу) первичных и интегральных показателей внимания, а также возрастное уменьшение количества ошибок.

Age-related changes of attention among schoolchildren

And adolescents of Abkhazia

Kvekveskiry Natela Lvovna,

Candidate of Biology, Associate Professor, Faculty of Biology and Geography, Abkhazian State University; Sukhum, The Republic of Abkhazia.

Sheremet Irina Petrovna,

Candidate of Biology, Head of the Department, Department of Human, Animal and Chemical Physiology, Faculty of Biology and Geography, Abkhazian State University; Sukhum, The Republic of Abkhazia.

Keywords: schoolchildren; arbitrary account; primary and integral indicators of attention.

Abstract. Analysis of some indicators of arbitrary attention at schoolboys-teenagers in the learning process. Observed age increase (from 5th to 8th class) primary and integral indicators of attention, as well as an age reducing errors.

Сложная и разносторонняя учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. От развития и организации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала. Произвольное внимание – это, прежде всего организованное внимание, а так как учение - сознательная, целенаправленная, определенным образом организованная деятельность, то именно школьное обучение является важнейшим средством воспитания произвольного внимания [2].

В работе исследовали состояние произвольного внимания у школьников-подростков в процессе обучения: вычисляли среднегрупповые (по классам) первичные и интегральные показатели внимания (устойчивость, распределение и концентрация внимания); прослеживали динамику первичных показателей внимания на протяжении 5-тиминутного тестирования.

Исследования проводились на базе Сухумской средней школы №14. Были обследованы 72 ученика с 5-го по 8 класс в возрасте 10-14 лет. По показателю успеваемости (отлично и хорошо) успевающие дети составили во всех классах большинство, а обучающихся на удовлетворительные оценки - меньшинство. Все учащиеся были протестированы индивидуально по цифровой методике «Корректурная проба Бурдона». По данной методике можно измерить количественные характеристики внимания и выявить динамику этих характеристик в процессе кратковременной деятельности. Интегральные показатели рассчитывали по стандартным формулам [1].

Анализ полученных первичных данных по первой серии показал, что количество просмотренных строк, соответственно и цифр растет у детей по мере перехода из класса в класс (табл.1).

Таблица 1.

Сводная таблица показателей свойств внимания

класс серия Кол-во правильно вычеркнутых знаков Кол-во ошибок Темп работы (зн/сек) Коэффициент продуктивности Коэффициент устойчивости Ошибка работы (кол-во) Точность работы Коэффициент концентрации
9,1 3,4 3,4 1,62 1,53 0,81 0,36 0,86 0,44 24,9 20,6
6,4 3,4 3,4 1,67 1,59 0,85 0,67 0,90 0,73 26,7 22,8
2,3 6,8 3,5 3,1 1,75 1,46 0,95 0,48 0,97 0,52 31,8 23,5
1,4 2,5 3,6 3,6 1,79 1,72 0,98 0,93 0,99 0,95 32,7 30,7

Объем просмотренного материала обычно зависит от темпа работы, в данном случае большой объем просмотренного материала всеми классами можно объяснить скоростью (или темпом) выполнения теста. Если в 5-м классе средняя скорость работы была 3,4 зн/сек, то в 8 –м классе – 3,6 зн/сек. Индивидуальные колебания отмечаются во всех классах, но особенно в 5-м классе.

Выявлено, что в процессе 5-ти минутного тестирования у младших подростков постепенно увеличивался темп работы, они как бы врабатывались, в то время как старшие подростки изначально имели более высокий темп, и к 5-й мин он у них практически не изменился. Важным условием, поддерживающим внимание учащихся в процессе работы, является необходимый темп работы, а торопливость приводит к невнимательности, к ошибкам [2].

Следует отметить, что количество ошибок, допускаемых учениками, наоборот, уменьшается с возрастом. Так если дети в 5-м классе делали в среднем 9,1 ошибок, то в 8 –м классе уже -1,4. Но в каждом классе были дети, допускавшие минимальное и максимальное количество ошибок. Самое большое количество ошибок допустили ученики 5-го класса, в то время как в 8-м классе были дети, выполнившие тест без ошибок.

Изучение характера распределения ошибок поминутно показало, что у младших подростков ошибки нарастали по мере работы; у восьмиклассников ошибки распределились почти равномерно на протяжении всей работы. Увеличение количества ошибок к концу тестирования заметно больше у младших подростков, что возможно говорит о наступлении усталости у них. Нужно отметить, что у учеников 5-го и 6-го классов с нарастанием темпа работы увеличивалось и количество ошибок, в 7-м и в 8-м классах такой закономерности не отмечено.

Успех выполнения задания обусловлен степенью точности работы. Из табл. 1 видно, что точность работы растет из класса в класс. Во всех классах наблюдаются высокие показатели, уже в 5 классе точность работы равна 0,86, а к 8-му классу точность дошла до 0,99. Продуктивность работы в классах была различной, самый низкий коэффициент продуктивности в 5-м классе - 1, 62, а самый высокий в 8 –м классе - 1,79. Младшие подростки также были менее устойчивы и сконцентрированы в работе, по сравнению со старшими.

Распределение внимания, как одновременное выполнение двух действий в процессе одной деятельности, в корректурной пробе предполагает совмещение однородных действий, в результате чего осуществляется отбор релевантных (значимых) сигналов двух типов. Установка на необходимость реакции на два отличающихся раздражителя усложняют задание, что отражается, прежде всего, на деятельности испытуемых [1].

Во 2-й серии при оценке распределения внимания учащиеся просмотрели меньше цифр, сохранив первоначальный темп работы. Поминутный анализ темпа работы показал, что с самой высокой скоростью начали работать пятиклассники, но на пятой минуте она у них снизилась, восьмиклассники начали и закончили работу одинаково высоким темпом.

Количество ошибок неуклонно снижается с переходом из класса в класс. Наблюдается также большой внутригрупповой разброс по количеству ошибок особенно в 5-м и 6-м классах. Так у пятиклассников минимум ошибок 7, а максимум -44; в 6-м классе, соответственно, 7 и 30, в 7-м классе 1 и 15, а среди восьмиклассников есть дети, работавшие без единой ошибки. При анализе характера распределения ошибок поминутно во всех классах, оказалось, что младшие подростки делали больше ошибок на всех временных интервалах тестирования, по сравнению со старшими. Во всех классах наблюдается рост ошибок к концу работы, особенно у пятиклассников. О том, что распределять внимание школьникам было сложнее, показывает коэффициент точности выполнения задания. Самая маленькая точность у 5-тиклассников (0.44), а самая большая - у 8-классников – 0.95. Коэффициенты продуктивности, устойчивости, концентрации внимания при распределении, самые высокие у учеников 8-го класса.

Сравнение результатов двух серий показало, что учащимся проще было справиться с 1-й серией (табл.1). Средние показатели рассмотренных признаков внимания за одинаковое время работы всегда были ниже при распределении внимания во всех классах. При этом нужно отметить, что восьмиклассники дали значительное повышение всех этих условных чисел, по сравнению с пятиклассниками в обеих сериях, причем у восьмиклассников, по сравнению с пятиклассниками, и гораздо меньший разброс показателей. Интегральные показатели внимания: коэффициенты продуктивности, устойчивости, концентрации, а также точность в целом, увеличиваясь от 5-го к 8-у классу, также всегда были выше в первой серии.

Нужно отметить, что все классы проработали успешно в обеих сериях тестирования, при этом наблюдается возрастное увеличение работоспособности школьников. Сравнение показателей с 5-го по 8–й классы в обеих сериях позволяет выявить общую возрастную тенденцию улучшения функции произвольного внимания. Но несколько пониженные показатели при распределении, особенно у младших подростков, указывают, что это свойство внимания у них еще недостаточно развито. Количественные характеристики внимания в обследованных классах находятся в пределах возрастной нормы. Но внутригрупповые колебания в каждом классе указывают на то, что в классе учащиеся различаются по уровню развития внимания. Степень развития свойств внимания, во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого подростка. В то же время повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения делают работу подростков не всегда предсказуемой [3].

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для личности. Они развиваются в процессе учебы, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок, что было показано в наших исследованиях.

Литература:

1. Бруннер, Е. Ю. Лучше чем супервнимание: Методики диагностики и психокоррекции / Е. Ю. Брунер. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 316 с.

2. Мишанова, К. В. Возрастные особенности организованности внимания младших и старших подростков / К. В. Мишанова // Вопросы психологии. -1973. - №2. – С. 132-136.

3. Осипова, А. А. Динамика и коррекция внимания / А.А. Осипова. – М., 2004. - 104 с.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР СЕМЬИ И ПЕДАГОГА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Наши рекомендации