Isakova Svetlana Vladimirovna
Teacher of Additional Education, «Center of psychological, pedagogical, medical and social assistance «Resource», Ekaterinburg, Russia.
Keywords: children with disabilities; children with HIA; physical culture, optimal motor conditions; physical culture of the individual; distance educational.
Abstract. The article reveals the importance of physical activity for mental and physical development of disabled children and children with disabilities. Discusses the organization of occupations by physical culture (physical therapy) with the use of distance educational technologies for disabled children that are homeschooled.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. Причины этой тенденции - экология, наследственные заболевания, генные мутации, осложнения в родах и др. Вовремя замеченные нарушения в развитии, принятые меры по реабилитации детей с самого раннего возраста способствуют снижению осложнений, качественно улучшают психофизическое состояние ребенка. Но, к сожалению, не всегда удается избежать последствий нарушения деятельности центральной нервной системы (ЦНС). Это приводит к инвалидизации детей. Атаксия, нарушения крупной и мелкой моторики, речевого и сенсорного развития, когнитивные, эмоциональные или психические нарушения наблюдаются у детей с поражением ЦНС.
Учеными давно подмечена органическая связь между психикой и моторикой. Психика выражается в моторных актах, и благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. При нарушениях деятельности ЦНС недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость может усугубить любое заболевание, привести к патологии всего нервно-мышечного аппарата, отрицательно сказываться на функциях анализаторов [2].
Занятия физической культурой, ЛФК имеют особое значение для поддержания физического и психического развития, эмоционального благополучия и соматического здоровья детей-инвалидов, в том числе детей с поражением ЦНС. Они являются не только средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, но средством развития высших психических функций и формирования личности.
В. Я. Барышников рассматривает физическая культуру личности в виде отдельных аспектов и проявлений: самостоятельность, личная инициатива, собственные усилия, автономные (без посторонней помощи) занятия, волевой аспект, динамичность, самообразовательные умения и мотивы, непрерывность, интегративные знания в сфере физического самосовершенствования, интеллектуальное самосовершенствование [1]. Регулярные занятия физической культурой формируют у ребенка-инвалида стремление к самостоятельности, умение прикладывать волевые усилия, проявлять инициативу.
Физическая культура для ребенка с ОВЗ - это возможность психофизического и личностного развития, развития умственных способностей, расширения представлений о процессах жизнедеятельности организма, о здоровом образе жизни, спорте, спортсменах - параолимпийцах.
В ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс» занятия ЛФК с детьми-инвалидами, большая часть которых имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, проводятся с использованием дистанционных технологий. Занятия проводятся с использованием программы Skype, педагог и ученик имеют возможность видеть и слышать друг друга в режиме реального времени.
Коррекционно-педагогический процесс основывается на идеях Л. С. Выготского об использовании сохранных функций ребенка и зонах его ближайшего развития. На дистанционных занятиях физической культурой (ЛФК) педагог ориентируется на уровень физического и интеллектуального развития конкретного ребенка, подбирает индивидуальный комплекс упражнений, использует на занятиях спортивное и реабилитационное оборудование, которое есть дома у ученика (фитбол, вертикализатор, шведская лесенка, велотренажер, гимнастическая палка, мячи разных размеров). Особенностью проведения дистанционных занятий физической культурой (ЛФК) является возможность оказать ребенку только опосредованную помощь при выполнении того или иного упражнения, поэтому родители принимают непосредственное, активное участие в процессе занятий, осуществляя необходимую помощь ребенку (коррекционную и техническую). Коррекционная помощь заключается в умении помочь ребенку принять правильное исходное положение, качественно выполнить (пассивно или пассивно-активно) то или иное упражнение, в осуществлении поддержки и страховки (при необходимости). Техническая помощь заключается в подготовке места для занятия, удобном расположении видеокамеры, монитора (чтобы педагог и ребенок хорошо видели друг друга), настройке компьютера.
Возможности дистанционных занятий физической культурой (ЛФК) ограничены пространством (нельзя бегать, бросать мяч в баскетбольное кольцо, через сетку), поэтому педагог подбирает и выполняет вместе с ребенком (осуществляет качественный показ) комплекс специальных физических упражнений для развития крупной моторики, функции пораженной конечности в доступном и оптимальном для ребенка-инвалида исходном положении (стоя, сидя на стуле, лежа на гимнастическом коврике). На занятиях использует игры на развитие мелкой моторики, упражнения для развития межполушарного взаимодействия («Кулак – ребро - ладонь», «Лезгинка», «Ягода – гриб - солнце», «Ухо - нос», «Зеркальное рисование» и др.). Обучает глазодвигательным и дыхательным упражнениям, основам самомассажа [3]. Учитывая, что движение - это сложный двигательный акт, требующий первичного контроля самого ребенка, педагог обучает специальным статическим положениям и динамическим упражнениям для развития двигательной памяти, координации и согласованности движений, равновесия, формирует умение осуществлять самоконтроль, выполнять задание не только по показу, но и по устной инструкции.
Кроме практических упражнений на дистанционных занятиях дети знакомятся с основами здорового образа жизни, безопасного поведения, историей спорта, олимпийского и параолимпийского движения. Педагог представляет материал в форме презентации, видеороликов, интерактивных игр и привлекает учеников к участию в их создании. Педагог также организует участие детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дистанционных творческих конкурсах и предметных олимпиадах по физической культуре.
Важную роль в формировании физической культуры личности играют встречи со спортсменами-параолимпийцами (Аленой Кауфман, Артемом Арефьевым), тренером параолимпийской сборной Дворниковым Б. Г., тренером сборной России по Трейл-О Корчагиной О. Г. Встречи проводятся как в дистанционной форме в режиме видеоконференции, так и в очной — мастер-класс по керлингу на колясках (с участием параолимпийцев Андрея Смирнова и Оксаны Слесаренко), участие в акции «Зарядка с чемпионом». Все вышеперечисленные мероприятия способствует воспитанию мотивации к занятиям физической культурой, веры в собственные силы.
На занятиях особое значение имеет эмоциональный контакт с учеником и родителями, доверие, поддержка. Педагог акцентирует внимание на успехах ученика, вселяет в него уверенность, мотивирует к дальнейшим достижениям, представляет перспективу, формируя тем самым мотивацию к регулярным занятиям физической культурой. Педагог дает рекомендации родителям по организации оптимального двигательного режима, занятий ЛФК в домашних условиях, ведет информационно-просветительскую работу, оказывает родителям детей-инвалидов психологическую помощь и поддержку.
Литература:
1. Барышников, В. Я. Информационно-технологическая составляющая профессиональной деятельности учителя физической культуры: учебное пособие / В. Я. Барышников. – Екатеринбург: ООО «Меридиан», 2015. – 225 с.
2. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. Пособие для студ. Высших пед. учеб. заведений / А. А. Дмитриев. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 176 с.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. — 2-е изд,. испр. и доп./ А. Л. Сиротюк. — М., АРКТИ , 2009. - 69 с. (Развитие и воспитание)