Borisova Marina Mikhailovna
Сandidate of Pedagogy, Associate Professor, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, State Social University of the Moscow State Pedagogical University; Moscow, Russia.
Key words: children's health camp; health; physical education; games; summer vacation.
Abstract.The article deals with the problem of using mobile and sports games in a children's health camp. Their significance is revealed for the preservation and strengthening of the health of children and adolescents.
К настоящему времени в нашей стране под влиянием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера происходит снижение уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья у детей и подростков. Отрицательно влияет на здоровье детей и подростков снижение двигательной активности, гиподинамия, гипокинезия, обусловленные интенсификацией современного школьного образования, недостаточностью самостоятельных занятий физической культурой, нарушение норм здорового образа жизни.
Доказано, что использование такого эффективного средства как игра может значительно повысить мотивацию детей к сохранению и укреплению своего здоровья. Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков [2].
Важной сферой применения игр является летний отдых детей и подростков: так большинство подвижных игр можно использовать в качестве элементов утренней гимнастики в оздоровительном лагере, а различные эстафеты и спортивные игры позволяют вожатым организовывать спартакиады и соревнования. Подвижные и спортивные игры обладают также и определенным воспитательным потенциалом, способствуя развитию ценных личностных качеств - взаимопомощи, коллективизма и общительности.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья нам видится в организации и проведении подвижных и спортивных игр с временным детским коллективом в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Наиболее благоприятный период для улучшения здоровья, физической подготовленности и развития, восстановления сил и спортивной реализации физической активности детей - это летние каникулы. Основным типом внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, организующих отдых детей и подростков в период летних каникул является детский оздоровительный лагерь. Анализ литературы показал, что в работах многих авторов, указываются благоприятные возможности созданные в летних оздоровительных лагерях для развития двигательных способностей и навыков, укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей, работоспособности и физического развития детей и подростков [2].
В работах О. Е. Нистратовой, В. П. Байкова, Т. А. Банниковой, Г. П. Бурановой изучалась специфическая роль детского лагеря для рационального физического воспитания детей. Е. М. Рыбинским были разработаны концептуальные основы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Вопросы оздоровления детей и лечебной педагогики в лагерях анализировались в трудах А. А. Дубровского. В исследованиях О. С. Газмана, В. В. Колыхалина, Н. И. Ларионовой раскрывались вопросы использования возможностей природного окружения не только для физического развития, но и для оздоровления подрастающего поколения. Несмотря на многочисленные исследования, проблема использования подвижных и спортивных игр в условиях детского оздоровительного лагеря с временным детским коллективом остается недостаточно изученной в области физического воспитания.
Физическое воспитание в детских оздоровительных лагерях - это сложный и многогранный процесс, одним из основных направлений которого является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований.
Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Эти особенности обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими возможностями, чем в школе, для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности. Только в условиях лагеря возможно проведение организованной, ежедневной утренней гигиенической гимнастики, наиболее эффективное использование естественных сил природы для закаливания детей, организация и проведение крупных комплексных спортивных соревнований и спартакиад [3].
Ничто не привлекает детей так, как подвижные и спортивные игры. Эти игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Они также содействуют укреплению дружеских отношений между детьми, приезжающими в лагерь.
Формы организации подвижных игр в оздоровительном лагере разнообразны. Игры планируются с учетом распорядка лагерного дня в сочетании с другими мероприятиями по физической культуре. Они могут проводиться как отдельные мероприятия между несколькими отрядами. Подвижные игры входят в программы спортивных соревнований, проводятся как самодеятельные встречи между командами на праздниках, прогулках, в свободной деятельности детей и подростков.
Игры на воздухе («Космонавты», «Хитрая лиса», «На лошадке Зорьке» и др.) ставят своей целью развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости, выносливости, быстроты реакции, координации движений. Игры учат детей действовать в соответствии с правилами, осознанно поступать в изменяющейся игровой ситуации, активизируют память, представления, развивают мышление, учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формируют такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу [1].
Хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми и подростками игры-эстафеты («Передал - садись!», «Игольное ушко», «Веселая парочка» и др.), направленные не только на совершенствование двигательных навыков, но и на развитие чувства ответственности и долга перед своим коллективом.
Целесообразно организовывать также игры-аттракционы, являющиеся разновидностью подвижных игр. Это особая группа упражнений и игр, представляющая собой короткие игровые упражнения, которые позволяют участникам проявить свою ловкость, быстроту, глазомер и координацию. Они не требуют громоздкого инвентаря, длительной подготовки, специальной тренировки участников. Для их проведения не требуется много места. Они привлекательны ещё и тем, что представляют интерес и для зрителей; кроме того, каждый участник может в любое время войти в игру и выйти из неё. Организация этих игр не представляет особых трудностей. Во время проведения игр-аттракционов участники выполняют упражнения по очереди и нетрудно выявить тех, кто лучше других справляется с заданиями [1].
В лагере необходимо организовывать команды по волейболу, пионерболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, фрисби и проводить встречи между командами. Стремление к общей победе – это замечательная особенность спортивных игр. Они имеют оздоровительное значение, так как проводятся на свежем воздухе, способствуют воспитанию психофизических качеств, развивают координацию, точность движений, ориентировку в пространстве. Детям приходится принимать быстрые, но разумные решения, что способствует развитию мышления, памяти и быстроты реакции. Во время проведения таких игр у участников развиваются волевые качества, дружеские взаимоотношения в коллективе, формируются положительные черты характера. Ребенок чувствует, что его достижение – это вклад в общее дело.
Таким образом, подвижные и спортивные игры направлены не просто на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, но и на сознательное, самостоятельное, ответственное отношение к своему здоровью.
Литература:
1. Педагогика детского оздоровительного лагеря. Практикум / Под ред. М. М. Борисовой. - М. :ИНФРА-М, 2017. - С. 136.
2. Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей / Под ред. В. В. Якжика. - Минск: Национальный институт образования, 2016. - 106 с.
3. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б .А. Ашмарина. - М. : Просвещение, 1990. - С. 240.