Рецензент: В.Т. Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Кафедра теоретических
основ физвоспитания
«ЭКОНОМИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы экономики физической культуры и спорта
(Лекционный материал)
Йошкар-Ола
Составитель: М.М. Полевщиков, профессор кафедры ТОФВ.
Рецензент: В.Т. Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ
Утверждено на заседании учебно-методического совета факультета.
Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОТРАСЛЬ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СУЩНОСТЬЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: КОНЦЕПЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Таблица 1.
Классификация отраслей народного хозяйства
Материальное производство (производственная сфера) | Нематериальное производство (непроизводственная сфера) | |
Промышленность | Жилищно-коммунальное хозяйство | |
Сельское хозяйство | Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | |
Лесное хозяйство | ||
Рыбное хозяйство | ||
Транспорт и связь | ||
Строительство | Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | |
Торговля и общественное питание | ||
Материально-техническое снабжение и сбыт | ||
Народное образование | ||
Заготовки | Культура и искусство | |
Информационно-вычислительное обслуживание | Наука и научное обслуживание | |
Финансы, кредит, страхование, | ||
Операции с недвижимым имуществом | пенсионное обеспечение | |
Управление | ||
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | Общественные объединения | |
Экстерриториальные организации и органы | ||
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | ||
Прочие виды деятельности сферы материального производства |
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛУГИ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА РЫНКЕ УСЛУГ ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Экономические аспекты законодательства зарубежных стран о физической культуре и спорте
Одним из важнейших предметов рассмотрения в законодательных актах о физической культуре и спорте различных стран мира являются разнообразные аспекты отраслевой экономики. Охарактеризуем законодательную практику регулирования развития экономических сторон физической культуры и спорта на примере ряда зарубежных стран.
Аргентина
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, в том числе экономического характера, в сфере физической культуры и спорта в Аргентине, является закон "О развитии спорта".
Государственным органом исполнительной власти, отвечающим за реализацию названного закона, является Министерство по социальным вопросам. В рамках своей компетенции министерство решает следующие основные экономические вопросы в области спорта (ст. 5): выделяет и распределяет средства Национального фонда спорта в зависимости от годового бюджета, предлагаемого Национальным советом спорта, определяет условия получения спортивными организациями субсидий, пособий или займов на развитие спорта; одобряет смету доходов и расходов, предлагаемую Национальным советом спорта; контролирует использование финансовых средств; проводит процедуру аннулирования займов, пособий, субсидий, если выявляется, что не соблюдаются условия их предоставления, и др.
Национальный фонд спорта объединяет на специальном счете под юрисдикцией Министерства по социальным вопросам следующие средства (ст. 12): 50% чистой прибыли от деятельности залов развлечений, управление которыми осуществляется Национальной благотворительной лотереей, и от казино; фонды, поступающие со специального счета от проведения Спорт прогнозов (ПРОДЕ); средства, ежегодно выделяемые государственным бюджетом; компенсации и проценты с займов, предоставленных спортивным организациям; поступления от штрафов; имущество ликвидированных спортивных организаций, если в их уставах относительно имущества не предусмотрено иное; любые другие поступления из различных источников.
Законом предусмотрено (ст. 13), что средства Национального фонда спорта направляются на строительство, модернизацию и эксплуатацию спортивных сооружений, на помощь спорту вообще, на подготовку научных кадров, технических специалистов и спортсменов, на проведение спортивных соревнований национального и международного масштаба. Фиксированная часть средств (4%) предназначается национальным университетам на проведение пропаганды физической культуры и спорта. Получателями средств могут быть как государственные, так и частные организации.
Лица, занимающие руководящие посты в спортивных организациях, несут в соответствии с законом (ст. 14) персональную и солидарную ответственность за расходование средств, поступающих из Национального фонда спорта, и за решение задач, для реализации которых эти средства были выделены.
Испания
Многообразные отношения в сфере спорта регулируются «Законом о спорте», последняя редакция которого принята в 1990 г.
Закон содержит значительное количество норм, связанных с решением экономических и социально-экономических проблем отрасли.
Деятельность государственной администрации в области спорта осуществляется через Высший совет спорта как автономный орган Министерства образования и науки (ст. 7).
В рамках своей компетенции (ст. 8) Высший совет спорта предоставляет субсидии спортивным федерациям и другим спортивным организациям, контролируя их адекватность установленным законом целям по развитию спорта; согласовывает бюджеты федераций по видам спорта; формирует предложения по подготовке специалистов для отрасли; разрабатывает и реализует в сотрудничестве с общинами автономий планы по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование; разрешает регистрацию акционерных спортивных обществ и включает их в национальный Реестр спортивных ассоциаций и др.
Средства Высшего совета спорта состоят из (ст. II): ежегодных ассигнований из государственного бюджета; доходов от сборов и установленных государством цен; субсидий, предоставляемых административными органами и государственными объединениями; даров, наследств, завещаний, премий; экономических льгот, предоставляемых государственными нормативными актами; прибыли от собственного имущества; займов и кредитов.
Спортивные клубы в Испании подразделяются на первичные, базовые и акционерные спортивные общества (ст. 14).
Первичные и базовые клубы представляют любительский спорт и могут осуществлять собственную финансово-хозяйственную деятельность.
Клубы или их профессиональные команды, принимающие участие в любительских или профессиональных соревнованиях общенационального масштаба, в обязательном порядке приобретают статус акционерных спортивных обществ. Для этого типа спортивных клубов закон устанавливает минимальный размер капитала, тип (только именные) и стоимость акций (ст. 21), требования к акционерам и объему пакета акций, им принадлежащих (ст. 22), требования к администраторам и характер их экономической ответственности (ст. 24), правила отчуждения спортивных (вооружений и иного имущества (ст. 25), порядок разработки бюджетов, ведения бухгалтерской отчетности и осуществления аудиторских проверок (ст. 26), систему распределения дивидендов (ст. 27) и льготного налогообложения (ст. 28) и др.
Федерации по видам спорта формируют и утверждают собственные бюджеты. Средства бюджета федерации складываются из субсидий государственных организаций; пожертвований, наследств, завещаний, премий; прибылиза счет проведения спортивных мероприятий и соревнований; доходов по контрактам; прибыли от собственного имущества; займов и кредитов и др. (ст. 35).
Закон определяет основные правила ведения федерациями финансово-хозяйственной деятельности (ст. 36): обязательное использование прибыли от основной деятельности на реализацию уставных целей; возможность ведения неосновной деятельности промышленного, коммерческого и т.п. характера без права распределения прибыли между членами; обязательное проведение ежегодного финансового аудита и т. д.
Закон устанавливает, что национальные спортивные федерации и входящие в них территориальные федерации (ст. 44), а также Испанский олимпийский комитет (ст. 48) являются объединениями, полезными для общества. По решению Совета Министров полезными для общества могут быть признаны и спортивные клубы, участвующие в официальных соревнованиях общенационального масштаба.
Признание спортивной организации как общественно полезной влечет за собой (ст. 45) приоритет в получении средств для дальнейшего развития от государственной и местных администраций; преимущества при получении официального государственного кредита; налоговые льготы.
В целях полной социальной и профессиональной интеграции высококвалифицированных спортсменов в общество как на протяжении их спортивной карьеры, так и по ее завершению законом предусмотрены следующие меры (ст. 53): квоты для поступления в высшие учебные заведения; льготы при занятии должностей в различных спортивных организациях; обеспечение социального страхования; отсрочка от призыва на военную службу, выбор места ее прохождения, создание необходимых условий для тренировочной и соревновательной деятельности во время прохождения военной или альтернативной службы и т.д.
В целях борьбы с насилием при проведении спортивных зрелищ закон предусматривает использование мер административного и экономического характера. Все возможные нарушения классифицированы законом на три группы: 1) очень грубые правонарушения (неисполнение, в первую очередь неоднократное, нормативов регулирования проведения спортивных зрелищ, в результате которого причиняется значительный вред зрителям) влекут наложение экономических санкций в размере от 5 млн до 100 млн песет; 2) грубые нарушения (неисполнение нормативов регулирования проведения спортивных зрелищ, в результате которого зрители потенциально подвергаются риску) наказываются штрафом от 100 тыс. до 5 млн песет; 3) незначительные нарушения предусматривают применение санкций в размере от 10 тыс. до 100 тыс. песет (ст. 69).
Закон устанавливает, что планирование и строительство спортивных сооружений общественного назначения, финансируемое из фондов государственной администрации, должно осуществляться таким образом, чтобы содействовать их многостороннему использованию, максимальной загрузке в течение суток, доступности для граждан с различным уровнем физической подготовленности, лиц с физическими недостатками и пожилых граждан (ст. 70).
Финляндия
Экономические отношения в области спорта регулируются двумя основными отраслевыми нормативно-правовыми актами - Законом о спорте и Уставом о спорте, принятыми в 1979 г.
Совокупность норм названных нормативно-правовых актов, имеющих экономическое содержание, можно дифференцировать на несколько групп.
Первая группа норм устанавливает необходимость осуществления прямой финансовой помощи отрасли, а также льготного кредитования со стороны государства с тем, чтобы создать нормальные условия для развития спорта и обеспечить равные возможности для участия в спортивной деятельности всех граждан страны. Государственное финансирование, поддержка и кредитование выделяются в первую очередь из тех средств, которые поступают в национальный бюджет от проведения лотерей.
Вторая группа норм регулирует порядок предоставления государственной финансовой помощи и льготного кредитования для развития материально-технической базы спорта.
Муниципалитетам, а также спортивным организациям оказывается прямая финансовая помощь и предоставляются льготные кредиты для покрытия расходов на строительство, приобретение и оборудование спортивных сооружений, предназначенных для удовлетворения потребностей в области спорта широких групп населения. Прямая финансовая помощь и предоставление кредитов на развитие материально-технической базы могут предоставляться как автономно, так и в сочетании. Максимальный объем общей помощи составляет 75 % от суммы расходов, а в ряде случаев может достигать 90 % такой суммы.
В случае предоставления кредита он должен быть применен в течение 15 лет с момента получения первого кредитного взноса. Использование кредита должно начаться не позднее третьего календарного года, считая с момента получения первого кредитного взноса.
Третья группа норм определяет порядок предоставления государственной финансовой помощи различным спортивным организациям.
Государственный бюджет ежегодно выделяет определенную сумму для оказания финансовой помощи национальным спортивным организациям.
Право на государственное финансирование имеют:
национальные центральные спортивные федерации (Финская спортивная федерация, Центральный спортивный союз Швеции в Финляндии, Финская футбольная ассоциация, Рабочий спортивный союз);
зарегистрированные национальные спортивные ассоциации, ориентированные на развитие определенного вида спорта;
зарегистрированные ассоциации, ориентированные на развитие общеразвивающих физических упражнений, физического воспитания и спортивной науки.
При предоставлении государственной помощи определяются характер, диапазон и социальная значимость деятельности национальной спортивной организации, а также учитывается то, какой объем государственных и собственных средств она выделяет своим организациям на местах.
Государственная финансовая поддержка оказывается на основании заявления, поданного по утвержденной форме (с приложением необходимых справочных материалов) и в установленные сроки. Организация может получать государственную помощь в течение ряда лет практически в одинаковых объемах. Об использовании выделенных средств организация должна представлять бухгалтерские отчеты по утвержденной форме и в установленные сроки.
В случае, если в заявлении на получение государственной поддержки или льготного кредита организация указала ложные или вводящие в заблуждение сведения и т. п., к ней могут быть применены санкции в виде обязательной выплаты всей или части суммы помощи с учетом размера кредитной ставки 6 % годовых.
Четвертая группа норм регулирует вопросы кадровых ресурсов отрасли и оплаты их труда.
Квалификацию (образование, опыт работы) муниципальных спортивных работников (директор по делам спорта, секретарь по делам спорта, инструктор по спорту, инструктор по спорту для специальных групп населения), заработная плата которым выплачивается из государственного бюджета, определяет муниципальный спортивный комитет.
Муниципальный округ Финляндии с населением не менее 10 тыс. человек или несколько муниципальных округов общей численностью не менее 10 тыс. человек имеют право на государственное финансирование заработной платы одного инструктора по спорту для специальных групп населения.
Франция
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, в том числе экономического характера, в сфере спорта, является Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности (1984 г., с последующими дополнениями).
В ряде статей закона излагаются условия, при которых спортивные ассоциации и федерации получают помощь от государства. В качестве одного из основных условий оказания такой помощи выступает наличие у спортивного объединения делегированных полномочий (ст. 8). Школьные и университетские спортивные ассоциации получают помощь и от государства, и от органов местного самоуправления. Последние оказывают содействие деятельности ассоциаций тем, что обеспечивают возможность использовать принадлежащие им спортивные сооружения и оборудование (ст. 9). Федерации по видам спорта получают финансовую помощь от государства для осуществления в первую очередь тех функций, которые связаны с развитием вида спорта, повышением квалификации и профессиональным трудоустройством спортсменов после завершения ими своей карьеры (ст. 16).
Несколько статей закона содержат требования к функционированию спортивных объединений с особым статусом. Суть этих статей (ст. 11-14) состоит в том, что, если спортивная ассоциация получает доход от платных услуг сверх предела, установленного декретом Государственного совета, она должна юридически преобразоваться в акционерное общество, действующее в спортивных целях. Прибыль такого общества используется для создания финансовых резервов, которые не могут никоим образом распределяться.
Закон нормирует посредническую деятельность в области коммерческого спорта (ст. 15-2), вводя ряд ограничений организационно-экономического характера: во-первых, для проведения посреднической деятельности по заключению контрактов, в соответствии с которыми спортсмены берут на себя обязательство участвовать в соревнованиях за вознаграждение, физическое или юридическое лицо должно получить специальное разрешение властей; во-вторых, Государственный совет определяет перечень должностей и профессий, не совместимых с осуществлением посреднической деятельности; в-третьих, посредник может действовать только в пользу одной из сторон контракта, которая и выплачивает ему вознаграждение, сумма которого максимально может составлять 10% от суммы заключенного контракта, и др.
Занятия физической культурой и спортом по месту работы рассматриваются законом как важнейшее условие развития спорта lля всех (ст. 20), а также в качестве средства предупреждения профессиональных производственных рисков (ст. 21). В этих целях рабочие комитеты предприятий призваны способствовать развитию физической активности и спорта на производстве и участвовать в их Финансировании, в частности, в различных формах поощрять тех сотрудников, которые систематически участвуют в занятиях Физическими упражнениями и видами спорта.
Закон содержит ряд норм, защищающих социальный и экономический статус спортсменов высшей квалификации. Эти нормы, как правило, связаны с предоставлением определенных преимуществ высококвалифицированным спортсменам, а именно: возможностей продолжать спортивную карьеру спортсменам - студентам высших учебных заведений за счет индивидуальной организации их образовательного процесса (ст. 27); трудоустраиваться в высшие учебные заведения независимо от наличия у них академических званий (ст. 28); участвовать в конкурсах на замещение должностей в государственных, департаментских, коммунальных государственных и общественных организациях и учреждениях (ст. 29) и т.п. Статьи 30-32 закона содержат нормы, обязывающие руководство различных организаций, в которых в данный момент находится высококвалифицированный спортсмен, создавать необходимые для его тренировок условия (материально-технические, временные и т.д.) без ущерба для его спортивной карьеры.
Особенностью закона является введение широкого спектра штрафных санкций за невыполнение содержащихся в нем норм (ст. 15-1, 15-2, 17, 17-2, 18, 42-4, 42-5, 42-46 и др.). В частности, штрафные санкции предусмотрены за организацию и проведение спортивных соревнований, по итогам которых присваиваются международные, национальные, региональные или департаментские звания, без делегированных на то полномочий министра по делам спорта (штраф 5-15 тыс. франков); осуществление посреднической деятельности без разрешения властей (штраф 12- 120 тыс. франков); нахождение в состоянии опьянения на спортивном сооружении во время проведения на нем мероприятия (штраф от 600 до 50 тыс. франков); буйное поведение в состоянии опьянения, повлекшее за собой полную потерю трудоспособности длительностью до 8 дней (штраф от 600 до 100 тыс. франков); внесение на спортивное сооружение во время проведения на нем спортивного мероприятия алкогольных напитков (штраф 50 тыс. франков и тюремное заключение на 1 год); проведение публичного спортивного мероприятия в несертифицированном помещении (штраф до 500 тыс. франков); провокацию зрителей на ненависть и насилие в отношении арбитра, игрока, любого другого лица (штраф от 600 до 100 тыс. франков) и др.
Литература
Самуэлъсон П.А., Вильям Д. Нордхаус. Экономика. - М., 2000.
Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Экономика физической культуры и спорта». - Тула, 1998.
• Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1998.
Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. - М., 1994.
Экономика физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Кузина. - М., 2001.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Предмет экономики физической культуры и спорта | |
1.1. Место физической культуры и спорта в отраслевой структуре народного хозяйства | |
1.2. Физическая культура и спорт как отрасль непроизводственной сферы: состояние и перспективы развития | |
1.3. Предмет экономики физической культуры и спорта как научной и учебной дисциплины | |
1.4. Сущность экономики физической культуры и спорта: концепции зарубежных специалистов | |
Глава 2. Продукт отрасли «физическая культура и спорт» | |
2.1. Социально-культурные услуги как основной продукт отрасли «физическая культура и спорт» | |
2.2. Классификация социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» | |
2.3. Предложения и спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» | |
Глава 3. Экономические аспекты законодательства различных стран мира о физической культуре и спорте | |
3.1. Экономические аспекты международных нормативно-правовых актов по физической культуре и спорту | |
3.2. Экономические аспекты законодательства зарубежных стран о физической культуре и спорте | |
3.3. Экономические аспекты российских нормативно-правовых актов по физической культуре и спорте | |
Вопросы для самоконтроля | |
Литература | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Кафедра теоретических
основ физвоспитания
«ЭКОНОМИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы экономики физической культуры и спорта
(Лекционный материал)
Йошкар-Ола
Составитель: М.М. Полевщиков, профессор кафедры ТОФВ.
Рецензент: В.Т. Николаев, к.п.н., доцент, зав. кафедрой физвоспитания МарГУ
Утверждено на заседании учебно-методического совета факультета.
Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА