Символ коня в мировой культуре
Конь и верблюд - вот два животных, которых изображали чаще других. Но если верблюда изображали еще за 2 тысячи лет до нашей эры, то изображение лошади можно увидеть на памятниках начала нашей эры.
Коней их владельцы берегли и просто так на них не ездили - или охотились, или воевали. Арабская поэзия полна описаний коней - этих сильных, благородных животных, конь в поэмах всегда “послушен и силен”. Он большой, выносливый, из-под его копыт летят искры, он “хорош оседланный, хорош и без седла”. Удивительно, но само слово “конь” в арабской поэзии практически не встречается, как правило, это животное обозначается эпитетом.
Есть упоминание о конях и в Коране. Часто конями здесь клянутся, описываются их скачки. Конь - это одно из чудес Аллаха. Это таинственное животное. Именно на коне Мухаммед был перенесен из Медины в Иерусалим, оттуда вознесся на небо. Конь связан и с другим героем священной книги - Сулейманом. По преданию, Сулейман не всегда поступал правильно, но если уж грешил, то непременно искренне каялся. Однажды во время молитвы он засмотрелся на чудесных коней, в чем потом устыдился. Далее у предания существует несколько финалов. По одному из них, Сулейман тут же раскаялся в своем легкомыслии. По-
другому, он взял нож и убил коней. В третьем варианте три коня Сулеймана все-таки убежали, и, соединившись с конями Мухаммеда, они дали начало арабским скакунам. Пиотровский напомнил красивую легенду об одном из коней Сулеймана, которого тот дал своим гостям, сказав, что когда они будут возвращаться домой и проголодаются, то пусть разожгут костер и верный конь найдет им пропитание.
Конь в мусульманской культуре - это охотник и воин, сидя на нем, правитель словно демонстрирует свою силу. Конь связан с небесами - именно он перенес Мухаммеда. Конь и всадник зачастую слиты воедино. Рассказывали о конях и трактаты по коневодству и ветеринарии, трактаты по руководству в военных действиях писали о том, как наступать и как отступать, сидя на коне.
Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь-бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря. [20]
Согласно верованиям древних славян. Люди считали, что мудрость богов являлась к ним через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что бог Солнца ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам в виде фигурок коня, их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и былинные герои.
Конь может быть знаком солнца, огня и света, примером этому являются огненные кони Гелиоса. У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно заходящему и восходящему светилу. Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера. Верхний контур двускатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце, а соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения.
Образы коня у скандинавов связаны со сменой суток: «конь-ночь» мчится впереди
с темной гривой, а за ним скачет «конь-утро», чья пена покрывает землю росой. И замыкает эти скачки «конь-день» со светлой гривой, озаряющей землю и воздух. В Упанишадах конь символизирует календарь: туловище означает год, другие части тела – времена года, суставы – месяцы, а ноги – день и ночь.
У разных народов существовали ритуалы убийства коня и его жертвоприношения.
Конь издревле олицетворял культ солнца, был атрибутом солнечного божества. Наскальные изображения изящных коней в Южном Кыргызстане (Араван, Айрымач-Тоо) подтверждают развитый культ коня. Под изображением животных сделаны полочки для жертвенных возжиганий. Священная роль коня была известна как у земледельческих, так и степных племен и народов. Уже в эпоху бронзы фигурками лошадей украшались навершия кинжалов. В раннежелезном веке распространяется обряд захоронения с конем. Предметы его почитания в огромном количестве находят на территории Туркестана.
Китайский автор IX в. сообщает, что арабы пытались уничтожить статую бронзовой лошади, которой поклонялись в храме, расположенном в Кобадиане (Таджикистан). Культ коня просочился и в мусульманские легенды. «В Ура-Тюбе (Таджикистан), Араване (Южный Кыргыстан) население почитает следы копыт и тень Дуль-Дуля, легендарного коня Али. У казахов и в XIX в. по окончании поминок голова любимой лошади умершего клалась на надгробный памятник или насаживалась на шест, иногда вместе с хвостом животного. По сей день некоторые восточные казахи, горные кыргызы могут оставлять на могиле череп коня, заколотого на поминках».
Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы с «усами» - каменными грядами и подбойные погребения. Курганы с «усами» были особенно распространены в Центральном Казахстане, меньше - в Семиречье и на Сырдарье. «Большие курганы содержат под насыпями погребения людей в глубоких грунтовых ямах овальной формы, а под насыпью малых курганов обычно находят конские скелеты и грубые глиняные горшки. Этот вид памятника был традиционен для населения степей Сары-Арки. Возникнув в VII веке до н.э., он намного пережил своих создателей и почти не изменил своего вида в течение целого тысячелетия». Причина такой долговечности объясняется большой стойкостью традиций культового строительного искусства и религиозных обычаев у древних скотоводов Центрального Казахстана, связанных с поклонением солнцу. С солярным культом тесным образом был связан обряд жертвоприношения коня. Много раз зафиксированный археологами обычай захоронения коней в курганах «с усами» находит объяснение в древних индо-иранских письменных источниках. «В Ригведе, например, коню посвящаются погребальные гимны, где он
уподобляется солнцу. В Авесте сюжет быстроконного солнца получает дальнейшее развитие. С солярным культом связан и третий элемент комплекса кургана «с усами» - каменные выкладки, всегда построенные входом на восток, к утреннему солнцу».
Таким образом, конь издревле олицетворял культ солнца и играл важную роль в жизни кочевников Евразии. Некоторые атрибуты коня являются и сегодня очень важными сакральными вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов. В шаманизме таковыми являются подкова и камча, они также являются предметом особого почитания у казахов и считаются оберегами, приносящими людям счастье. И поэтому часто встречаются в квартирах современных казахов. Как дань уважения прошлому и как наследие древней архаической культуры народов Евразии.