Глава 1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)

Содержание

Введение

Глава 1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)

1.1. Этимология слова (лошадь, конь)

1.2. Образ коня в мифологии (былины, фольклор, мифология, сказки)

1.3. Символ коня в мировой культуре

Глава 2 Образ коня в русской и казахской литературе.

2.1. Взаимоотношения коня и человека в современном мире.

2.2 Будущее коня. Памятники коню.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Лошадь, какое это благородное, красивое и умное животное! Как много пользы она принесла человечеству в прежние века. На ней пахали, возили грузы, воевали, состязались в быстроте и ловкости. История свидетельствует, что именно приручение коня позволило человечеству ускорить процесс освоения новых земель, резко шагнуть вперед по пути прогресса. Жизнь не знает другого животного, за исключением разве собаки, которое так близко стояло бы к людям, было их помощником и другом, вызывало бы у них столько прекрасных эмоций.

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии. Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня «отдавали полцарства» (иногда в буквальном смысле этого слова).

Легендарный конь Александра - Македонского - Буцефал - был похоронен с королевскими почестями, а казахский народный поэт — акын, певец — композитор Акан-Серэ Корамса-улы своего любимого коня Кулагера оплакал гибель своего любимца в песне. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, поэтому мы остановились на сравнительном изучении символики коня в казахской и русской литературах. В этом и заключается проблема научного исследования.

Объектом исследования в настоящей работе казахская и русская литература, а предметом исследования символ коня в данных культурах.

Цель исследования: анализ символа коня в казахской и русской литературе. В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

1. изучить происхождение и значение слова «конь»;

2. собрать и систематизировать материал, связанный с символом коня;

3. проанализировать образ коня в различных культурах;

4. провести сравнительный анализ образа коня на основе произведений казахской и русской литератур;

5. провести эксперимент среди учащихся и учителей нашей школы для концептуального понимания символа коня.

В данной исследовательской работе выдвинута следующая гипотеза: при сравнительном исследовании различных культур можно предположить, что символика коня многогранна, а также существует, как общее, так и различное, не схожее понимание символа коня.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ, обобщение, сравнение, аналогия научного и художественного материала).

2. Эмпирические (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседа, опрос).

Новизна данного исследования состоит в том, что проведен эксперимент среди учащихся и учителей школы с целью выделения общих и различных черт в понимании символики коня.

Этапы исследования:

1.Поисковый (подбор, чтение научной и художественной литературы, отбор материала).

2. Аналитический (анализ собранного материала, обобщение результатов).

Актуальность темы заключается в том, что при помощи данной работы мы сможем понять особенности менталитета разных народов, просмотреть особенности видения одного и того же объекта разным мировоззрением. Отсюда можно говорить и о практической значимости данной исследовательской работы. Она заключается в том, что данный материал можно дополнительно использовать на уроках литературы, истории.

Заключение

В данной научной работе мы рассмотрели символ коня в казахской и русской языковых культурах. В теоретической части исследования нами освещен вопрос о культурологическом аспекте анализа, рассмотрены понятия «языковая картина мира», «концепт», «символ», что помогло в сравнительном изучении образа коня в мировой культуре и мифологии.

Кроме этого, особое внимание было направлено на сравнительный анализ произведений казахской и русской литератур. Как результат нашего исследования проведен эксперимент по концептуальному пониманию слова «конь» представителями двух культур: казахской и русской.

Подведя итоги работы, можно утверждать, что символика коня не трансформировалась. Конь издревле был благородным, высшим животным.

«Конь – крылья человека», – так гласила старинная казахская поговорка, и в ней таился глубокий смысл. Лошадь была верным другом и спутником степняка – воина и скотовода – на всех этапах его жизни: от раннего детства, когда он ребенком получал в дар первого жеребчика-стригунка с полным седельным набором; и до самой кончины, когда любимый конь усопшего, снаряженный в парадную амуницию, выполнял ключевую роль в поминально-обрядовом цикле в качестве его «заместителя» (тұл ат).

Конь в славянской традиции был уникальным животным. Он представлялся одновременно и земным существом, и солярным символом. Мистическую природу коня обнаруживали уже в том, что он питается земной растительностью, причем, дважды в сутки – на восходе и закате солнца, словно встречая и провожая небесное божество. С архаических времен сохранилось представление о коне-пламени, которое связано не только с его независимым, «огненным», нравом, но и с древним обрядом сжигания лошади вместе с человеком. Культ коня лежит в основе различных оберегов с его изображением - от коньков на крышах до ювелирных украшений. Поясные пряжки и ожерелья, украшенные головками или фигурками лошадей, имели охранительную функцию.

Рассмотрев все вышесказанное, можно сказать, что образ коня перекликается в культуре всех народов. Образ коня описывался в произведениях с самых древних времен и до нынешних времен именно как помощник, верный чувственный друг человека, благородное животное.

Список использованной литературы

1. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры / Арутюнова Н.Д // Res philologica. - М., 1990.

2. Кулагина Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. М., 1999

3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

4. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1999

5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М, 1991

6. Боголюбский С.Н. Происхождение и преобразование домашних животных. М., 2000

7. Казахское слово: Избранное. - Алматы, 2009.

8. Сборник стихов. Абай Кунанбаев. Стихотворения. - Алматы, 2006.

9. Казахские народные сказки. -Алма-Ата: "ЖАЛЫН", 1985

10. Ильяс Джансугуров, Сакен Сейфуллин. Серия: "Библиотека поэта. Большая серия".- Л, 1973

11. М. Ауэзов. Путь Абая (в 2-х томах). – А., 1971

12. Русские народные сказки (Сост. В. П. Аникин). М, 1995

13. М. Лермонтов. Избранное. – М, 2004

14. Л. Н. Толстой. «Холстомер». – М, 1989

15. П. Ершов. Конек-Горбунок. - М.- Л, 1964

16. О.С. Ахманова Словарь лингвистических терминов./ Ахманова О.С - М. Высшая школа, 1966.

17. Игорь Георгиевич Добродомов. «Словарь тюркизмов в русском языке». – М,1979

18. Лошаков Р. А. Феномен и символ / Р. А. Лошаков // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2005. — № 6.

19. Уарзати В. Символика коня. URL: http:// www.anaharsis.ru./etno

20. http://encyclopedia.kz

21. http://history.kz

22. http://feb-web.ru/feb/pushkin/default.asp?/feb/pushkin/rub1.html

23. http://sigils.ru

24. http://simvolizm1.narod.ru/slovar.html

25. http://slovari.funplanet.ru/dictionary/symbols.html

Содержание

Введение

Глава 1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)

1.1. Этимология слова (лошадь, конь)

1.2. Образ коня в мифологии (былины, фольклор, мифология, сказки)

1.3. Символ коня в мировой культуре

Глава 2 Образ коня в русской и казахской литературе.

2.1. Взаимоотношения коня и человека в современном мире.

2.2 Будущее коня. Памятники коню.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Лошадь, какое это благородное, красивое и умное животное! Как много пользы она принесла человечеству в прежние века. На ней пахали, возили грузы, воевали, состязались в быстроте и ловкости. История свидетельствует, что именно приручение коня позволило человечеству ускорить процесс освоения новых земель, резко шагнуть вперед по пути прогресса. Жизнь не знает другого животного, за исключением разве собаки, которое так близко стояло бы к людям, было их помощником и другом, вызывало бы у них столько прекрасных эмоций.

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии. Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня «отдавали полцарства» (иногда в буквальном смысле этого слова).

Легендарный конь Александра - Македонского - Буцефал - был похоронен с королевскими почестями, а казахский народный поэт — акын, певец — композитор Акан-Серэ Корамса-улы своего любимого коня Кулагера оплакал гибель своего любимца в песне. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, поэтому мы остановились на сравнительном изучении символики коня в казахской и русской литературах. В этом и заключается проблема научного исследования.

Объектом исследования в настоящей работе казахская и русская литература, а предметом исследования символ коня в данных культурах.

Цель исследования: анализ символа коня в казахской и русской литературе. В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

1. изучить происхождение и значение слова «конь»;

2. собрать и систематизировать материал, связанный с символом коня;

3. проанализировать образ коня в различных культурах;

4. провести сравнительный анализ образа коня на основе произведений казахской и русской литератур;

5. провести эксперимент среди учащихся и учителей нашей школы для концептуального понимания символа коня.

В данной исследовательской работе выдвинута следующая гипотеза: при сравнительном исследовании различных культур можно предположить, что символика коня многогранна, а также существует, как общее, так и различное, не схожее понимание символа коня.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ, обобщение, сравнение, аналогия научного и художественного материала).

2. Эмпирические (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседа, опрос).

Новизна данного исследования состоит в том, что проведен эксперимент среди учащихся и учителей школы с целью выделения общих и различных черт в понимании символики коня.

Этапы исследования:

1.Поисковый (подбор, чтение научной и художественной литературы, отбор материала).

2. Аналитический (анализ собранного материала, обобщение результатов).

Актуальность темы заключается в том, что при помощи данной работы мы сможем понять особенности менталитета разных народов, просмотреть особенности видения одного и того же объекта разным мировоззрением. Отсюда можно говорить и о практической значимости данной исследовательской работы. Она заключается в том, что данный материал можно дополнительно использовать на уроках литературы, истории.

Глава 1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании)

Первым шагом моей исследовательской деятельности стал поиск художественных произведений, в названии и содержании которых есть слово «конь», «лошадь», «тулпар». Мне удалось найти следующие произведения в русской литературе:

1. П.П. Ершов «Конёк- горбунок»

2. К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

3. К.Д.Ушинский «Лошадка»

4. К.Паустовский «Тёплый хлеб»

5. С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»

6. Мери Дюваль «По следам любимых зверят»

7. В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

8. «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина

9. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

10. «Петя Ростов» Л.Н.Толстой

В казахской литературе:

1. Акан Серэ Корамсаулы «Кулагер»

2. Сказка «Кендебай на коне Кергула»

3. Сказка «Камбар батыр»

4. «Делдаш батыр»

5. Сказка «Шубарат»

6. Сказка «Сватовство Едиля и Жайыка»

7. Сказка «Тельконур»

8. Тарлан батыра Ер-Таргына,

9. Конь «Тайбурыл» батыра «Кобланды»

10. Алпамысовский конь «Байчу­бар»

Глава 1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании) - student2.ru Следующим шагом стал опрос учащихся и учителей школы. Как показали данные нашего социологического анкетирования среди учащихся и учителей школы, для 88 % из них лошадь является любимым животным, из них на вопрос «Почему?» ответили:

На вопрос «Какие произведения о лошади ты знаешь?» :

13 % «Конёк - горбунок»П.П. Ершова
10 % «Лошадиная фамилия» А.П.Чехова
5 % «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева
1 % «Слепая лошадь» К.Д.Ушинского
20 % Алпамысовский конь Байчу­бар
14 % Акан Серэ Корамсаулы «Кулагер»
12 % конь Тайбурыл батыра Кобланды,
9 % Тарлан батыра Ер-Таргына
12 % Сказка «Кендебай на коне Кергула»
4 % Не знаю

По мнению учащихся, значение лошади для человека выражается в следующем:

Глава 1. Поиск произведений, связанных с образом лошади (в названии, содержании) - student2.ru

Данные социологического опроса показали, что учащихся и учителей школы владеют незначительными сведениями о лошадях, о том, какое значение образ коня имеет в художественной литературе. Вследствие этого мне хочется рассказать более подробно об этих удивительных животных, о путях, которые они проходят вместе с людьми. Ведь в литературе, в частности в русской и казахской, тема дороги является наиболее важной.

Вспомним, например, Н.В.Гоголя, который считал себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Ведь именно с нею связана жизнь человека, путь, который он проходит, поступки, которые совершает.

Считается, что конь является верным другом человека в этом мире, также конь сопровождает его и после смерти, на небесах. Казахский народ вел кочевой образ жизни. Для волевого, кочевника, воина конь обязательный атрибут. Поэтому многие сказки, эпосы, пословицы и поговорки связаны с конем.

Наши рекомендации