№ | Мероприятия | 2 младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная. |
| Утренняя гимнастика | В группе | Муз. зал | Спортзал |
2. | Занятия по физкультуре | В группе Проводит воспитатель Традиционное, игровое | Традиционное, тематическое комплексное | Традиционное, тематическое, контрольно-проверочное, комплексное |
Кол-во занятий | Занятия – 2 раза в неделю, 1- на прогулке. | 3 раза в неделю |
3. | физкультминутка | Имитационные упражнения | + упражнения на развитие мелкой моторики |
4. | Физкультпауза | Игровые упражнения + двигательные упражнения | + Игровые задания, гимнастика глаз | Подвижные игры, задания, ориентировка в пространстве |
| Двигательная активность на прогулке | Подвижыные игры+ закрепление двигательных навыков | Подвижные игры, задания, ориентировка в пространстве |
| Гимнастика после сна | Разминка в постели, воздушные ванны, упражнения. |
| Профилактика плоскостопия и нарушения осанки | Упражнения на формирование стопы, хождение по ребристой дорожке |
| Закаливание | Ходьба по солевой, ребристой дорожке | + обмывание рук по локоть холодной водой, |
| Профилактика заболеваний | Дыхательная гимнастика, точечный массаж, витаминизация, фитотерапия, физиотерапия, полоскание горла, пальчиковая гимнастика |
| Температурный режим | До – 20 Не выше +20 | До -25 Не выше +18 | До – 35 Не выше +18 |
| Оздоровительные мероприятия | Досуги, развлечения | + спортивные праздники, Дни здоровья, | + конкурсы, шашечный турнир, походы |
| Гигиена помещения | Влажная уборка, проветривание, кварцевание, генеральная уборка |
| | | | | | |
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Образовательно-коррекционно-оздоровительно-развиващий процесс выстраивается на основе сочетания основной программы и нескольких парциальных программ.
Образовательная область | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Физическая культура» | Формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Познание» | Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Дополнительная программа Программно-нормативные документы по физическому воспитанию для ДОУ/Под ред. В.П. Васильевой, О.А. Уржумцевой, А.В. Анахиной – Якутск: Управление физического воспитания и спорта, 2002 Методическая литература Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. ОРУ в детском саду – М.: Просвещение,1990; Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – М.: НЦ ЭНАС, 2004; Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников. 4-7 лет – М.: ВАКО, 2007; Занозина А., Гришанина С. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет – М.: Линка-Пресс, 2008; Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет – М.: Просвещение, 1983; Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет – М.: Просвещение, 1986; Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет – М.: Просвещение, 1988 |
Образовательные области | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Здоровье» | Достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация» | Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, совместная и самостоятельная деятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Периодические издания: - «Медработник»; - «Медицинское обслуживание и организация в ДОУ». Методическая литература Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях – М.: Мозаика-Синтез, 2005; Варенин Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера,1990; Никифорова М.В., Ситникова Н.В. Современная школа и здоровье детей – Якутск: ИРО МО РС (Я), 2004; Новикова и.м. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 2-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2009; Подольская Е.А. Формы оздоровления – Волгоград: Учитель, 2009. |
Образовательная область | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Безопасность» | Достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: - - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациямив двигательной активности и физическом совершенствовании | «Социализация», «Познание», «Труд», «Коммуникация» | Образовательная деятельность в режимных моментах, совместная и самостоятельная деятельность, образовательная деятельность в ходе организованной деятельности | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Методическая литература Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПб.: Детство-Пресс, 2005; Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2000; Попов В.Н. Нормативно0методические документы. Выпуск 7: Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях – Якутск, 2003; Соколова Т.О., Игаева В.Ю. У светофора нет каникул. Сценарии, игры, развлечения – Якутск, РИО НИПК, 1994; Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста – М.: Педагогическое общество России, 2005; Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей – М.: Книголюб, 2003; Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008. |
Образовательные области | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Социализация» | Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу | «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Физическая культура» | Образовательная деятельность в режимных моментах, игровая театральная деятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Методическая литература Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – М.: ЦГЛ, 2005; Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Игры-занятия – Волгоград: Учитель, 2009; Сушкова И.В. Социально-личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования – М.: ТЦ Сфера, 2008; Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями – М.: Школьная Пресса, 2008 |
«Труд» | Достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. | По мере запроса активно интегрируется со всеми областями | Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, совместная и самостоятельная деятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Методическая литература Буре р.С. Дошкольник и труд – СПб.: Детство-Пресс, 2004; Комарова Т.С., куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2005; Куцакова л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка – дошкольника – М.: Владос, 2003 |
Образовательная область | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Познание» | Достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | По мере запроса активно интегрируется со всеми областями | Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, совместная и самостоятельная деятельность | Основные программы Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006; Программа «Школа 2100» А.А. Леонтьев. Методическая литература Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе – Волгоград: Учитель, 2009; Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. Средняя группа – М.: Педагогическое общество России, 2000; Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников – М.: Баласс, 2003; Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе – М.: Мозаика-Синтез, 2010; Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2010; Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа – М.: Педагогическое общество России, 2007; Колесникова Е.В. От слова к звуку. 4-5 лет – М.: Ювента, 2009; Куревина О.А., Селунова Г.Е. Путешествие в прекрасное – М.: Баласс, 2004; Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2010. |
Образовательная область | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Коммуникация» | Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. | По мере запроса активно интегрируется со всеми областями | Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, совместная и самостоятельная деятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Программа «Школа 2100» А.А. Леонтьев. Методическая литература Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2010; Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2007; Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал – Волгоград: Учитель, 2009; Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте – М.: Центр педагогического образования, 2008; Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа – М.: Педагогическое общество России, 2007; Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации части №2 – М.: Баласс, 2003; Колесникова Е.В. От слова к звуку. 4-5 лет – М.: Ювента, 2009; Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом – М.: Мозаика-Синтез, 2006; Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2004; |
Образовательные области | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Чтение художественной литературы» | Достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса | «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация» | Совместная деятельность в режимных моментах, игровая, театральная деятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Программа «Школа 2100» А.А. Леонтьев. Методическая литература Зотов О.К., Молоканов Ю.А. Любимое чтение в детском саду – М.: Астрель, 2003; Ильчук Н.П., Гербова В.В., Елисеева Л.Н., Бабурова Н.П. Хрестоматия для дошкольников 2-4 лет – М.: Аст, 1997; Лебедева Л.В. Конспекты занятия по обучению детей пересказу. Средняя группа – М.: Центр педагогического образования, 2008; Мазнин И.А. 500 стихов – загадок для детей – М.: ТЦ Сфера, 2009; Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007; Ушакова О.С, Гавриш Н.В. Знакомство с литературой детей 3-5 лет – М.:. ТЦ Сфера, 2009; Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2008; Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий – М.: ТЦ Сфера, 2009. |
Образовательные области | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Художественное творчество» | Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству | «Труд», «Безопасность», «Музыка», «Художественная литература, «Коммуникация», «Познание» | Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, совместная и самостоятельная деятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Программа «Школа 2100» А.А. Леонтьев. Методическая литература Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество – М.: Прсвещение, 1985; Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детсвом саду – М.: Просвещение, 1991; Королева Т.В. Занятия по рисованию в детском саду – М.: Карапуз-дидактика, 2007; Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное – М.: Баласс, 2004; Куценко Л.В. Художественный труд в детском саду. Занятия по конструированию – М.: ТЦ Сфера, 2007; Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа – М.: Карапуз-дидактика, 2006; Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа – М.: Карапуз-дидактика, 2006; Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная группа – СПб.: КАРО, 2010; |
Образовательные области | Содержание образовательной области | Возможность интеграции | Вид деятельности | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
«Музыка» | Достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. | «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность» | Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах,совместная и самостоятельнаядеятельность | Основная программа Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 Дополнительная программа Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2006 Периодические издания «Музыкальный руководитель»; «Музыкальная палитра»; «Веселая нотка». Методическая литература Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группа – Ярославль: Академия развития, 2007; Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски – М.: Просвещение, 1983; Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски – М.: Просвещение, 1984; Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Хрестоматия. Музыка в детском саду – М.: Музыка, 1989; Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2005; Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников – М.: Просвещение, 1982; Радынова О.П. Слушаем музыку – М.: Просвещение, 1990 |
3.1. Формы образовательной работы
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Образовательная область «Физическая культура» |
Образовательный модуль «Веселые старты» (физическое воспитание) Игры с элементами спортивных игр Физкультминутки Динамические паузы Физкультурные упражнения Физкультурный досуг Физкультурные праздники Декада здоровья | Утренняя гимнастика Подвижная игра (в том числе на свежем воздухе) Гимнастика пробуждения Интегрированная детская деятельность Игры Игровое упражнение Проблемная ситуация ЛФК | Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Подражательные движения | Физкультурный досуг Физкультурные праздники Тренинги Соревнования и эстафеты Создание соответствующей предметно-развивающей среды |
Образовательная область «Здоровье» |
Игровая деятельность Чтение Рассказ Показ Беседа Наблюдения Декада здоровья Проблемная ситуация | Ритмопластика Умывание Мытье рук до предплечья Полоскание рта после еды Сбалансированное питание Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж, логоритмика Прогулка в 1 пол. дня Сон Гимнастика пробуждения Коррегирующая гимнастика Босохождение Прогулка во 2 пол. дня Проблемная ситуация ЛФК | Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Подражательные движения Свободная двигательная активность | Физкультурный досуг Физкультурные праздники Тренинги Соревнования и эстафеты Декада здоровья |
Образовательная область «Познание» |
Образовательный модуль «Математические ступеньки» Образовательный модуль «Ребенок и мир» Образовательный модуль «Знатоки природы» Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Наблюдение на прогулке Развивающие игры Экспериментирование Проектная деятельность Проблемно-поисковые ситуации Опыты Досуг | Интегрированная детская деятельность Экспериментирование Игровые упражнения Игры (дидактические, настольные) Показ Тематическая прогулка Музейный час Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный рассказ Сюжетно-ролевая игра Конкурсы Пиктограммы Кроссворды Сюжетно-ролевая игра | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Экспериментирование Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) Сюжетно-ролевая игра Познавательно-исследовательская деятельность Конструирование | Опрос анкеты Информационные листы Разработка сенсорных модулей Ситуативное обучение Упражнения Консультации Досуг Коллекционирование Просмотр видео Беседа Консультативные встречи |
Образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» |
Образовательный модуль «Азбука общения» Образовательный модуль «АБВГдэйка» Образовательный модуль «Почитай-ка» Игровые упражнения Объяснение Обследование Развивающие игры Экспериментир-е Проектная деятельность Проблемно-поисковые ситуации Игровые ситуации Чтение Досуг Кружковая работа Игра-викторина Беседы о прочитанном Игры-драматизации Показ настольного театра (би-ба-бо и др.) Инсценирование Разучивание стихотворений | Интегрированная детская деятельность Экспериментирование Игровые упражнения Игры (дидактические, настольные) Исследовательская деятельность Развивающие игры Экскурсии Наблюдение Ситуативный рассказ Сюжетно-ролевая игра Ситуации общения в процессе закаливания, самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке Словесные игры на прогулке Продуктивная деятельность Использование различных видов театра Разновозрастное общение | Игры (дидактические, развивающие, словесные) Наблюдение Сюжетно-ролевая игра Исследовательская деятельность Продуктивная деятельность Самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.) | Опрос анкеты Информационные листы Ситуативное обучение Упражнения Консультации Досуг Беседа Консультативные встречи Защита проекта |
Образовательные области «Социализация» и «Безопасность» |
Игровая деятельность Чтение Рассказ Показ Беседа Наблюдения Проблемная ситуация Досуг Инсценирование День вежливости | Образовательный модуль «Безопасность» Образовательный модуль «Осторожно, светофор!» Интегрированные детская деятельность Сюжетно-ролевая игра Игровые упражнения Показ Тематическая прогулка Музейный час Исследовательская деятельность Развивающие игры Экскурсии Ситуативный рассказ Конкурсы | Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Наблюдение Интегрированная детская деятельность Сюжетно-ролевая игра Исследовательская деятельность | Опрос анкеты Ситуативное обучение Тренинги Консультации Досуг Беседа |
Образовательная область «Труд» |
Проектная деятельность Проблемно-поисковые ситуации Объяснения Рассматривание картин Беседа Наблюдение Опыты Игровые ситуации Досуг | Мини занятия Интегрированные занятия Ознакомление с трудом взрослых Коллективный труд Ручной труд Игровые упражнения Показ Тематическая прогулка Музейный час Исследовательская деятельность Экскурсии Ситуативный рассказ Сюжетно-ролевая игра | Самообслуживание Наблюдение Подражательные движения Индивидуальный труд Ручной труд | Опрос анкеты Консультации Проектная деятельность Презентация Наблюдение Выставка Субботники Досуг |
Образовательная область «Художественное творчество» |
Образовательный модуль «Чудеса своими руками» Рисование Лепка Аппликация Игровые упражнения Объяснение Обсуждение Обследование Развивающие игры Экспериментир-е Проектная деятельность Индивидуальная работа | Интегрированные детская деятельность Экспериментирование Показ Индивидуальная работа Конкурсы Рассматривание иллюстраций и репродукций | Продуктивная деятельность Наблюдение Продуктивная деятельность Самостоятельная деятельность в изостудии Рассматривание иллюстраций и репродукций | Флаеры -памятки Анкеты Выставки Ситуативное обучение Упражнения Консультации Семинар-практикум Проектная деятельность Досуг Коллекционирование Создание соответствующей предметно-развивающей среды |
Образовательная область «Музыка» |
Образовательный модуль «Музыкальная мозаика» Образовательный модуль «Ритмика» Игровые упражнения Объяснение Слушание Обсуждение Исполнение Экспериментир-е со звуком Наблюдение за звуками природы Музыкально-дидактические игры Музыкально-подвижные игры Игровые ситуации Досуг «Музыкальная пауза» Музыкальные игры Упражнения Музыкальная деятельность на прогулке Викторина Заучивание наизусть | Интегрированные детская деятельность Экспериментирование Игровые упражнения Театрализованные игры Игры на музыкальных инструментах Показ Тематическая прогулка Развивающие игры Посещение концерта Сюжетно-ролевая игра Развлечения Конкурсы | Игра на ДМИ Игры (дидактические, сюжетно-ролевые) Самостоятельная музыкально-художественная деятельность Экспериментирование со звуком | Семинар-практикум Консультации Досуг Тренинги Моделирование и шитье костюма Беседа Консультативные встречи Создание соответствующей предметно-развивающей среды |
3.2. Примерные виды интеграции образовательных областей
«Физическая культура» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образов. процесса |
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья) «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств) «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение) «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности) «Труд» (накопление опыта двигательной активности) | «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей) |
«Здоровье» |
«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека) «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека) | «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье») «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области) |
«Познание» |
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми) «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира) «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни) «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире) «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности) «Безопасность» (расширение представлений о собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира) «Музыка и художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства) | «Чтение художественной литературы (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира) «Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области «Познание») |
«Социализация» |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения норм и правил поведения) «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире) «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношений в процессе трудовой деятельности) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье, обществе, а также безопасности окружающего мира) «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами) | «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Познание» (формирование первоначальных представлений социального характера) «Коммуникация» «Безопасность» (формирование основ безопасности в двигательной активности) |
«Безопасность» |
«Коммуникация» (развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, оказание помощи себе и другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологического сознания) «Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности) «Познание» (расширение кругозора в части представления о возможных опасностях, способах их избегания) «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве) «Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека) | «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области) |
«Труд» |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомство с трудом взрослых) «Познание» (расширение представлений о труде взрослых, детей) «Безопасность» (формирование основ безопасности в процессе трудовой деятельности) «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых) «Физическая культура» (развитие физических к |