Условия возникновения и особенности синергетических процессов и синергетического эффекта.
Синергия – организационный эффект. Богданов: «Целое больше суммы своих частей». Современная формулировка закона синергии: совокупность элементов организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов, входящих или включенных в нее элементов по отдельности.
Основные источники синергетического эффекта:
· массовость (использование нескольких человек). Здесь существует вторичный эффект – психологическое взаимодействие участников;
· одноплановость (однонаправленность) деятельности;
· взаимодополняемость: если среда организована (если существует организация), то в ней энергия одного элемента как бы усиливается действиями другого элемента.
Закон синергии может иметь не только положительную направленность. Совместные действия группы людей – необходимое условие синергетического эффекта, но это условие не всегда достаточное [лебедь, рак и щука].
Для того, чтобы проявился синергетический эффект, необходимо согласование по целям, по средствам, по способу действия. Исходя из этих параметров, необходимо осуществлять подбор участников организации.
Впервые термин «синергия» в экономике был введен Ансоффом в 60-х годах для оценки деятельности внутри фирмы. Преимущества синергетизма Ансофф определил следующей формулой: 2+2=5.
Суммарная отдача всех капиталовложений фирм выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее отделениям. Синергетические эффекты проявляются не всегда. Неправильный подбор ведет к взаимоослаблению субъектов в организации.
С синергетических позиций, самым главным является не число и состав элементов, а связи между элементами. Чем больше взаимосвязи между элементами системы, тем в большей степени может проявляться синергетический эффект.
Связей
может
быть
множество:
Рис. 16. Связи между элементами системы
Связи между субъектами в организации можно классифицировать по различным основаниям:
1) Административные связи (принадлежность и подчиненность): в результате действия таких связей образуется субординация.
2) Технологические и хозяйственные: технологические диктуются производственной необходимостью, хозяйственные связи диктуются экономическими интересами.
3) Социально – психологические (либо профессионально – делового общения, либо межличностного общения) [магазин «Гермес»:
- связи между директором и администратором;
- продавцы в отделах связаны, т.к. единая касса;
- семья заведующей дружит с семьей товароведа].
Закон синергии применяется на практике при кооперировании, при комбинировании производства, при создании различных союзов, ассоциаций, объединений и т.п.
5. Закон единства анализа (синтеза).
Суть анализа (декомпозиции) состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза (агрегирования) — в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое. В целом люди различаются по доминированию аналитического или синтетического склада мышления. Например, чтобы разобраться в трудностях семейной жизни, человек с аналитическим мышлением выделит основные ее элементы (жилищные условия, отношения в семье, интересы и потребности членов семьи, материальное положение и др.), затем проанализирует их в отдельности, найдет неблагополучные элементы и попытается найти причины сложившегося положения и по возможности улучшить эти элементы. А далее в его понимании улучшенные элементы семейной жизни должны совместно привести к благополучию. Человек с синтетическим мышлением при семейных неурядицах попытается представить себе все элементы, окружающую семью (соседей, школьных учителей своих детей, отношение к работе, уровень жизни окружающих людей и т.д.). В таком наборе он постарается найти наилучшие условия для существования семьи, возможно, этим решением будет перевод ребенка в другую школу или переезд семьи в другой район города, страны. Аналитичность находит отражение в существовании различных наук, в продолжающейся дифференциации (разделении) наук, во все более глубоком изучении все более узких вопросов.
Синтетичность мышления приводит к развитию обобщенных наук о природе, человеке, космосе (например, кибернетика, теория функционирования мозга, космогония); а также к созданию пограничных наук типа бионики, биофизики, персономики, политологии и др.
Например, можно разделить студентов на две группы по преобладанию аналитического или синтетического мышления.
Каждая группа для повышения эффективности обучения должна заниматься по своей методике:
• для аналитической — больше времени можно уделять деталям процесса,
• для синтетической — больше внимания уделять сравнительному анализу процесса в целом с эталонами, моделями и др.
Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности. Анализ (разделение) некоторой системы может идти по трем путям:
• выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства (например, в Государственном университете управления (ГУУ) все входящие в него институты можно рассматривать как независимые части по учебной, методической и научной работе);
• выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств (например, в ГУУ кафедры институтов можно рассматривать как зависимые от административно-хозяйственных подразделений, единой бухгалтерии);
• выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные свойства (например, в ГУУ одного студента в отрыве от преподавателей, учебного процесса, общественной деятельности можно рассматривать как случайного человека, зашедшего в здание университета).
При различных путях выделения анализ частей должен проводиться так, чтобы не были потеряны важные свойства частей и была бы реальная польза для всей организации. Так, если в организации рассматривать каждое подразделение в отдельности как самостоятельное, довести до совершенства ее деятельность, то совсем необязательно будет работать наилучшим образом и состоящая из них вся организация. Например, если в ГУУ собрать всех Нобелевских лауреатов в качестве преподавателей, а в качестве студентов — только школьников-медалистов; всех поселить в общежитие, чтобы не тратили время на дорогу; для укрепления дисциплины ввести казарменное положение; для стимулирования ввести «розги и пряники», то эта система вряд ли будет совершенной, хотя каждая часть совершенна.
Важная сторона аналитической работы — анализ причинно-следственных связей между выделенными частями, который сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между частями целого. Трудность аналитической работы состоит в определении элемента, до которого следует производить разделение целого.
Здесь могут помочь опыт и интуиция, опыт помогает при повторяющихся ситуациях, а интуиция — при новых. Например, в Год семьи, периодично проводимый в США, внимание государства сосредоточено на методах по совершенствованию семейных отношений. Анализ можно вести на трех уровнях:
• государственном — для совершенствования семейного законодательства, в том числе внедрение контрактной системы; осуществление протекционизма при приеме на работу и продвижение персонала из благополучных семей;
• общественном — для создания клубов семьи, формирования общественного мнения о важности семьи;
• семейном — для проведения просветительской, воспитательной, примиренческой работы с членами семьи.
Наилучший результат, как нам кажется, получится при государственном подходе к решению этой задачи, хотя каждый из остальных также имеет свои преимущества.
Синтез (объединение) осуществляется на базе взаимной необходимости и взаимодействия. Получение при объединении элементов нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединенных элементов, носит названиеэмерджентность. Это явление находится в рамках диалектического закона перехода количества в качество.
Эффект синергии — составная часть эмерджентности. Эмерджентность больше относится к явлениям (новым товариществам, компаниям, объединениям, союзам и т.д.), а синергия — к процессам, происходящим в элементах организаций. Например, автомобильный завод объединился с экспортно-импортной фирмой в форме объединения; в результате существенно вырос объем закупок дизельных двигателей и объем продаж готовых легковых автомобилей за рубежом — это эмерджентность. Кроме того, приход на завод людей, хорошо знающих конъюнктуру мирового автомобильного рынка, резко усилил оптимизм в коллективах завода, стимулировал внедрение новых технологий и, как следствие, существенно повысилась производительности труда на ряде производств — это синергия. Если же объединились две однотипные компании по производству обуви и это не привело к суммарному увеличению продукции, то в этом случае нет ни эмерджентности, ни синергии.
Процесс объединения проводится в два этапа:
• моделирование нового целого либо мысленное, либо с помощью пакетов прикладных программ на компьютере (например, программа «ИМИТАК», разработанная на кафедре экономической кибернетики ГУУ);
• натурная реализация.
Процесс анализа и синтеза в природе идет постоянно и циклично.
Закон анализа и синтеза предопределяет объективное единство и взаимодополнение этих двух процессов в организации.
В организации данный закон проявляется, например, в построении дерева целей, когда производится анализ миссии и главной цели. При этом управленческая деятельность осуществляется синтетично, то есть через достижение целей самого низкого уровня с переходом на более высокие уровни. То есть, достигнув результатов низового звена, мы обеспечиваем результативность более высокого звена и так до самого высшего уровня – до достижения главной цели и реализации миссии организации. Аналогично формируется дерево решений – аналитически, от общего к частному - а реализация данных решений – синтетически, от простого к сложному. Также в организации циркулирует информация: от руководителя к подчиненным и наоборот.