Культура Западной Европы в период раннего средневековья.

Учебные вопросы:

1. Истоки средневековой европейской культуры.

2. Культура эпохи Меровингов.

3. Каролингское возрождение.

4. Культура Европы в X – начале XI века.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных направления развития средневековой культуры; о подъемах и спадах в развитии культуры в период раннего средневековья;

знать основные элементы средневековой западноевропейской культуры;

уметь определять романский стиль архитектуры;

владеть навыками анализа источников;

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый вопрос студент должен выделить три основных элемента средневековой западноевропейской культуры: культура варварских народов, античные традиции и христианство. Студент должен охарактеризовать состояние языческой культуры и христианского наследия на рубеже античности и средневековья, соотношение языческого и христианского начал в процессе генезиса средневековой цивилизации, а также исторических личностей, творчество которых было определяющим в развитии культуры на заре средневековья.

Рассматривая культуру эпохи Меровингов, следует обратить внимание на этнокультурный синтез галло-римлян, франков, алеманов, бургундов и других германцев, на ассимиляцию пришлых варварских народов. Необходимо выделить типичные черты искусства франков: ярков выраженный орнаментализм, испытавший на себе влияние христианства, приверженность к малым формам искусства, использование дерева в архитектуре, декоративная резьба.

Отвечая на третий вопрос необходимо обратить внимание на личность Карла Великого, реформу школьного образования, его содержание и воспитание. Следует также проанализировать основные направления деятельности Дворцовой Академии Карла Великого, изучить деятельность Алкуина и его представления о человеке, мире, роли нравственной философии. Необходимо определить историческое значение "Каролингского возрождения" и причины его быстрого угасания.

Рассматривая вопрос о развитии культуры в X – начале XI века, студент должен иметь в виду, что это был период политической раздробленности, центры культуры переместились в церкви и монастыри. Наиболее важной отраслью искусства в этот период была архитектура, в которой появляются черты романского стиля. Студент должен выделить основные черты этого стиля.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Дряхлов В. Н. Языческое противодействие христианизации в Западной Европе в раннее средневековье. // Вопросы истории. 2007. № 1. С. 21 – 38.

2. Арзаканянц, М.Ц. История Франции: учебник для вузов. – М., 2005. – С. 25 – 35.

3. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

4. Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. - Мн., 2000. – С. 343 – 348; 369 – 371; 387 – 390; 422 – 427; 439 – 443; 459 - 465.

5. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 623 - 637.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 4.

2. Законспектировать работу Ж. Ле Гоффа "Цивилизация средневекового Запада", глава V "Генезис" (любое издание).

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные элементы западноевропейской средневековой культуры?

2. Чье творчество оказало решающее влияние на формирование средневековой культуры?

3. Что такое скрипторий?

4. В чем заключался вклад варваров в становление европейской культуры?

5. какое влияние на формирование культуры оказали монастыри?

6. В чем значение "Капитулярия о науках" Карла Великого?

7. Назовите наиболее выдающихся деятелей придворной академии в Ахене.

8. В чем значение творчества Эриугены?

9. Как развивалась архитектура в IX – XI веках?

10. Что такое " оттоновское возрождение"?

Тест:

1. Года правления Карла Великого:

а) 763 – 812 гг.; б) 768 – 814 гг.; в) 773 – 812 гг.; г) 779 – 815 гг.

2. Каролингское возрождение – это:

а) восстановление династии Каролингов; б) расцвет культуры; в) подъем сельского хозяйства при Карле Великом; г) раннее возникновение городов.

3. Инициатором монастырского движения в раннесредневековой Европе считают:

а) Бенедикта Нурсийского; б) Фому Аквинского; в) Людовика Благочестивого; г) Августина Блаженного.

4. Короли дарили книги феодалам:

а) при заключении договоров; б) на свадьбу; в) в качестве приглашения на пир; г) при рождении ребенка.

5. Отметьте предмет, в IX в. не изучавшийся на первой ступени обучения в школе:

а) грамматика; б) риторика; в) диалектика; г) музыка.

6. Биографию Карла Великого составил:

а) Алкуин; б) Эйнхард; в) Августин; г) Фома Аквинский.

7. Автор "Церковной истории франков" был:

а) Павел Диакон; б) Алкуин; в) Григорий Турский; г) Эйнхард.

8. Выдающийся христианский писатель, которого церковь признает наиболее авторитетным толкователем Священного Писания:

а) Аврелий Августин; б) Сигер Брабансткий; в) Фома Аквинский; г) Бернар Клервосский.

9. Настоятель монастыря в средневековой Западной Европе:

а) игумен; б) аббат; в) епископ; г) приор.

10. Трансепт – это:

а) орган местного самоуправления у древних германцев; б) рукопись с двойным текстом; в) поперечный неф в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной неф и выступающий концами из общей массы сооружения; г) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Наши рекомендации