Определение целей и задач занятия.
2. Уточнение теоретических положений.
3. Методика и техника выполнения перестроений детьми дошкольного возраста.
4. Самооценка выполненного задания.
5. Обсуждение результатов, предложения по коррекции процесса физического воспитания, выставление отметок, сравнение с самооценкой.
Содержание заданий:
1. Уточнить теоретические положения по теме:
· перестроения – это переходы из одного строя в другой Обратное перестроение называется разведением и слиянием;
· практическая необходимость перестроениявозникает на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике, когда после вводной ходьбы нужно разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Кроме того, отдельные специальные упражнения, формирующие навыки строя, выполняются во время ходьбы;
· в младшей группе дети чаще всего выполняют общеразвивающие упражнения в кругу. Если они движутся колонной вокруг расставленных на полу кубиков, то перестроение в круг совершается естественно: дети подходят к предметам. Если используется один ориентир, вокруг которого должен быть образован круг, или ориентира вовсе нет, воспитатель перестраивает малышей в круг, предложив им взяться за руки, а сам соединяет "хвост" и "голову" колонны. Чтобы увеличить размер круга, надо всем вместе сделать шаг назад, после чего опустить руки;
· аналогично можно построить круг из шеренги: дети, стоящие на линии или у стены, берутся за руки. Воспитатель заводит образовавшуюся цепочку к противоположному флангу. В этом случае лучше использовать ориентир в центре площадки - игрушку, обруч и т.п.;
· в средней группе дети перестраиваются на общеразвивающие упражнения из одной общей колонны в несколько колонн, которые принято называть звеньями. Звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Звенья выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. К моменту подачи команды или распоряжения о перестроении воспитатель должен занять соответствующее место, что даёт возможность корректировать перестроение. Воспитатель является ориентиром для детей, они выходят "на него";
· на первых порах дети останавливаются перед перестроением, и звенья выводятся вперёд по очереди. Используются зрительные ориентиры. В последующем звенья "идут на воспитателя" одновременно и останавливаются в установленном месте, за 2 — 2,5 м до воспитателя;
· во время выполнения упражнений воспитатель стоит напротив свободного пространства, а не перед звеном. Если звеньев четыре — между вторым и третьим, если три педагогу следует перемещаться из одного пролета в другой при показе упражнений;
· после окончания упражнений все звенья выполняют непродолжительную ходьбу на месте: "На месте шагом марш!.. Первое звено, вперед - марш!.." - звено начинает ходьбу в обход. Звеньевые последующих звеньев шагают на месте до тех пор, пока к ним приблизится замыкающий предыдущего звена;
· в старшей группе дети должны уметь перестраиваться в звенья через середину по три. Они также «выходят на воспитателя» от противоположной короткой стены. Дети первой тройки разводят руки в стороны, обозначая тем самым интервал. Остальные равняются на них. Такой способ перестроения активно формирует навыки пространственной ориентировки, быстроту реакции, её сообразительность, самостоятельность в отличие от перестроения с помощью звеньевых, когда большинство детей перемещаются бездумно;
· обратное перестроение происходит так: дети должны на ходу сомкнуть строй и повернуться направо после чего, разворачиваясь влево, тройка за тройкой движется в обход, создавая общую колонну. В старших группах используется также перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением.Такое перестроение красиво смотрится на физкультурных праздниках, особенно, если для выполнения упражнений применяются разные предметы, например в крайних звеньях – флажки, в стоящих середине – «султанчики»;
· порядок перестроения дроблением и сведением таков: по сигналу колонна движется «на воспитателя» через середину площадки от короткой стены; когда направляющий дойдет до противоположной стены, подается команда: "Налево и направо через одного в обход – марш!"; когда направляющие колонны встретятся, подается команда: «Через середину парами – марш!»; затем: "Пара – направо, пара – налево – марш!"; и наконец: "На середину четверками — марш!";
· обратное перестроение называетсяразведениемислиянием;
· упражнения на перестроение во время ходьбы преследуют разные цели. Зачастую меняется не только строй, но и способ движения, и направление, стимулируется проявление разных физических и интеллектуальных качеств, например, старшие дети идут в колонне обычным шагом, а по сигналу разворачиваются в шеренгу (у длинной стены) и идут попёрек зала на носках или гимнастическим шагом, или подскоками, затем снова, повернувшись налево, идут колонной. Таким образом, дети выполняют задания, приучающие их контролировать свои действия. Не случайно такие упражнения обязательно имеют место во вводной части физкультурных занятий, которая по педагогической направленности является организационной;
· чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту – в старших группах или просто строиться – в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или исполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал;
· интересно перестроение из колонны или шеренги в несколько кругов (старшая группа). Воспитатель назначает звеньевых (3-4) в момент построения в колонну. Во время ходьбы в обход по залу по сигналу, который подается, когда колонна находится в положении вдоль площадки, каждый звеньевой ведет своё звено влево, и оно продолжает движение по автономному кругу. Обратное перестроение совершается естественно: каждый звеньевой выводит звено на край площадки, вливаясь в общую колонну;
· во всех группах используетсяперестроение на ходу из колонны по два в колонну по одному и наоборот. Выполнять это задание дети должны быстро и умело, не меняя темпа движения. Планируя такое перестроение целесообразно предложить ребятам сразу построиться колонну парами, чтобы каждому было изначально ясно; к кому он должен подстроиться в нужный момент;
· в младшей группе это задание выполняется с помощью зрительных ориентиров. У противоположной стены (стороны площадки) начерчена узенькая дорожка (20 - 25 см) - "по ней вдвоем нельзя пройти": пары разбиваются, дети идут друг за другом, а в конце дорожки опять берутся за руки;
· можно предложить дошкольникам следующее задание: после ходьбы парами по сигналу воспитателя дети, идущие слева, т.е. по внутреннему кругу, становятся за идущими справа, т.е. по внешнему кругу, а не наоборот, внешний круг больше по площади;
· целесообразность применения такого приема, подготавливающего перестроение, как расчёт "на первый второй" сомнительна для использования в работе с детьми дошкольного возраста;
· повороты. Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево (45°), кругом (180°), как на месте, так и в движении. Способы поворотов используются простейшие — переступанием и прыжком. Существующий в физкультуре для взрослых поворот «по разделениям» дошкольникам практически недоступен и применять его нецелесообразно. Поворот переступанием – самый доступный и естественный способ действия и потому в формулировке команды его можно не называть, а только обозначить направление движения: «Напра-во!», «Нале-во!» Если поворот совершается прыжком, надо командовать: «Прыжком, напра-во!»;
· поворот кругом на месте выполняется в левую сторону (через левое плечо);
· размыкания и смыкания. Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания – приёмы уплотнения разомкнутого строя. Приёмы варьирования строя используются при подготовке к выполнению упражнений и игровых заданий и после их окончания. Выполняются они как на месте, так и в движении в различных построениях – в колоннах, в шеренгах, в кругу;
· размыкание выполняется обычным шагом, приставными шагами, прыжками, бегом. Расстояние (интервал, дистанция) определяется шагами, зрительными ориентирами, вытянутыми вперед или разведенными в сторону руками. Подавая команду к размыканию, надо называть величину дистанции (или интервала), способ выполнения, направления действий. Например: "От середины на вытянутые руки – разомкнись!" Или при перестроении на общеразвивающие упражнения: "Через середину по три, шагом – марш! Первая тройка, руки в стороны – ставь!" После окончания упражнений в разомкнутом строю: «Вперед сомкнись!»;
· в работе с дошкольниками используются самые простые способы размыкания и смыкания и для их выполнения чаще прибегают к распоряжениям, реже – к командам;
· во время всех перемещений воспитатель должен находиться на краю площадки, чтобы видеть всех детей и совершенствовать навыки строя.
2. Показать методику и технику выполнения перестроений детьми дошкольного возраста:
ü перестроение из одной общей колонны в несколько колонн – звеньев (средняя группа);
ü перестроение из колонны в звенья через середину по три (старший возраст);
ü обратное перестроение (разведениеислияние);
ü перестроение дроблением и сведением;
ü перестроение из колонны или шеренги в несколько кругов (старшая группа);
ü повороты переступанием, прыжком, кругом на месте;
ü способы размыкания и смыкания;
ü использовать чёткие команды (не менее 10); зрительные ориентиры; игровые приёмы;
ü употреблять достаточно громкую, выразительную речь.
3. Дать самооценку выполненного задания.
4.Обсудить результаты, выслушать предложения по коррекции процесса физического воспитания, получить отметку, сравнить с самооценкой.
Требования к результатам работы:методика и техника выполнения перестроений детьми дошкольного возраста отработана на занятии.
Форма контроля:наблюдение за обучением методики и техники выполнения перестроений детьми дошкольного возраста с подгруппой обучающихся на занятии, получение отметки.
Критерии оценки:
Отметка5 (отлично) – показана методика и техника выполнения детьми дошкольного возраста всем перестроениям; использовались чёткие команды (не менее 10); зрительные ориентиры; игровые приёмы; речь достаточно громкая, выразительная.
Отметка 4 (хорошо) – показана методика и техника выполнения детьми дошкольного возраста всем перестроениям с небольшими неточностями; использовались чёткие команды (не менее 10); зрительные ориентиры; игровые приёмы; речь достаточно громкая, выразительная.
Отметка 3 (удовлетворительно) – методика и техника выполнения детьми дошкольного возраста перестроениям показана не в полном объёме (частично); использованные команды были не достаточно чёткими, их было менее десяти; зрительные ориентиры; игровые приёмы использовались недостаточно; речь не достаточно громкая, невыразительная.
Отметка 2 (неудовлетворительно) – методика и техника выполнения детьми дошкольного возраста перестроениям показана частично; использованные команды были не чёткими, их было менее пяти; зрительные ориентиры; игровые приёмы не использовались; речь негромкая, невыразительная.
Список рекомендуемой литературы: студенты подбирают самостоятельно.