Контрольный срез для 10-11 классов
Возникновение малой группы
Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утверждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь речь идет об организованных группах), однако номинальное заявление о существовании той или иной социальной «ячейки» еще не делает данную группу реальностью. Не менее важными (а для психологов, может быть, и более) являются причины, определяющие приход людей в заявленную социумом группу.
В числе первых назовем такой фактор, как престижность данной социальной сферы (профессиональной и т. д.) в обществе. С одной стороны, вхождение в ту или иную профессиональную группу имеет чисто социальный характер, но с другой — отношение к определенной социальной позиции (в том числе к профессиональной роли, например) имеет очень большое психологическое содержание.
Можно выделить также и собственно психологические причины вхождения в определенную социальную группу. Прежде всего нужно отметить стремление индивида к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. Малая группа выполняет функцию создания для человека поля межличностного общения, условий удовлетворения потребности быть включенным в систему отношений с другими людьми...
Затрагивая вопрос о факторах, побуждающих человека стать членом той или иной группы, следует подчеркнуть, что детерминанты группового членства не исчерпываются системой потребностей и ценностей человека, а включают в себя и ряд других переменных, например социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством, особенности группы с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т. д.
Е.М.Дубовская
А. Какие две группы условий, влияющих на возникновение группы, упоминает автор? Назовите их.
Б. Какой фактор, по мнению автора, в первую очередь определяет приход людей в заявленную социумом группу? Как вы думаете, почему? Приведите свое объяснение.
В. Характеризуя причины, определяющие приход человека в группу, автор употребляет выражение «детерминанты группового членства». Как вы понимаете смысл этого выражения? Назовите три любые «детерминанты группового членства» и приведите пример, иллюстрирующий одну из них.
Г. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, укажите три признака малой группы и назовите три любые малые группы.
Тест № 6.
1.К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть
А) территория, на которой живут люди; Б) определенный этап исторического развития;
В) группа людей, объединившаяся для поддержки друг друга; Г) все население Земли.
2.Тоталитарный режим в отличие от демократического имеет следующую черту:
А) гарантирует право на инакомыслие;
Б) ликвидируются конституционные права и свободы;
В) граждане грамотно и эффективно участвуют в политической жизни;
Г) существуют судебные и иные правоохранительные органы.
3.Цена товара упадет, если спрос…
А) возрастет в 2 раза, а предложение увеличиться в 3 раза;
Б) останется неизменным, а предложение уменьшиться;
В) останется неизменным и предложение останется неизменным;
Г) возрастет, а предложение останется неизменным
4.К элементам общества как системы не относиться:
А) университет; Б) нация; В) плодородная земля; Г) церковь.
5.Формой вертикальной социальной мобильности является:
А) создание семьи; Б) безупречная производственная деятельность;
В) постоянное проживание в городе; Г) повышение по службе.
6.К признакам любого государства относится:
А) уважение к законам; Б) наличие парламента;
В) унитарное устройство; Г) наличие публичной власти.
7.Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей включает в себя:
А) общественное сознание; Б) духовная жизнь общества;
В) система права; Г) общественная идеология.
8.Производительные силы это:
А) природные ресурсы; Б) система эффективного общественного производства;
В) люди с предметами и средствами труда; Г) общественные организации.
9. К видам деятельности, характерным только для человека, относится:
А) организация питания; Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования; Г) групповое взаимодействие.
10.К показателям достигаемого статуса личности относится:
А) социальное происхождение; Б) возраст; В) пол; Г) образование.
11.Верны ли следующие суждения?
А) Правонарушение всегда предполагает совершение определенных противоправных действий.
Б) Правонарушение может быть выражено как в действии, так и бездействии.
а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.
12.Верны ли следующие суждения?
А) Глобальными называются те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.
Б) Глобальными называются те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.
а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.
13.Установите соответствие между общественным институтом и сферой общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
I II
1) Социальная сфера А) Государство
2) Духовная сфера Б) Семья;
3) Политическая сфера В) Банковская система
4) Экономическая сфера Г) Образование
14. Вставьте пропущенные слова: «Быстрый скачкообразный переход от одного, общественно-политического строя к другому называется ______________________, а постепенный характер перемер - _________________ формой общественного развития.
15. Социальными характеристиками человека обусловлены его потребности:______________
Выберите и напишите соответствующую последовательность букв, располагая их в алфавитном порядке.
а) в трудовой деятельности; б) во сне; в) в отдыхе; г) в созидании; д) в пище;
е) в социальной активности; ж) в воздухе; з) в воде; и) в общении с другими людьми.
16.Запишите слово, пропущенное в схеме: «Структура деятельности»
Мотив | Цель | Средства | Действия |
17.Вставьте пропущенное слово: Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это ____________________________.
18.Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.
________________________________________________ .
19.Заполните схему «Типы экономомической системы».
20.Выполните схему, отражающую принцип разделения властей.
.
21. Запишите в схему пропущенное слово.
22.. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.
«Человек — существо не только биологическое, но и ___________________ . Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом».
23. "Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, в которой этот факт имел место. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго.
Факт Сфера жизни
общества
1) изобретение книгопечатания А) экономическая
2) производство обуви
3) снижение инфляции Б) духовная
4) выставка произведений искусства
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
24. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие материальную культуру. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) автомобиль
2) былина
3) одежда
4) электростанция
5) драматический спектакль
6) газопровод
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Экономика обозначает науку, которая исследует, как
люди используют имеющиеся ____________ (1) для удовлетворения своих неограниченных ___________________________________________________ (2) в жизненных благах. В экономической жизни общества есть три главных участника: семьи, фирмы и ______________(3). Но основное действующее лицо, решениями которого определяется хозяйственная деятельность, — это (4). Для производства жизненных благ люди используют раз
личные ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование и др.). Все это называется _____________________ (5).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А | умения | д | человек |
Б | потребности | Е | факторы производства |
В | объединения | государство | |
Г | ограниченные ресурсы | производители |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
26. Назовите любые четыре основные социальные роли человека.
27. Приведите три примера участия гражданина в политической деятельности.
28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.
Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.
Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя...
Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков... Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется...
Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.
Н. Макиавелли
А. Какими способами, по мнению автора, можно бороться с врагом? Почему, по мнению автора, необходимо использовать два способа борьбы?
Б. Какая форма правления существует в государстве, о котором рассуждает автор? Найдите в тексте Макиавелли обоснование своего ответа.
В. В каком государстве могут быть реализованы советы Макиавелли: в демократическом или диктаторском? Приведите три аргумента в защиту своей точки зрения.
Г. Из курса обществознания вы знаете, что любое государство может опираться на силу. Чем использование властью силы в диктаторском государстве отличается от использования силы в демократическом государстве? Сформулируйте любые три отличия.
Тест № 7.
1.Обществом в широком смысле слова называют
А) весь окружающий мир; Б) взаимодействие людей в повседневной жизни;
В) группы, в которых происходит общение; Г) совокупность форм объединения людей.
2.Связь всех сфер жизни общества:
А) обеспечивается идеологической работой;
Б) вытекает из целостности общества как системы;
В) устанавливается законодательным путем;
Г) достигается политической борьбой.
Цена товара возрастет, если спрос…
А) возрастет в 2 раза, а предложение увеличиться в 3 раза;
Б) останется неизменным, а предложение уменьшиться;
В) уменьшится, а предложение возрастет;
Г) останется неизменным и предложение останется неизменным
4.Важным отличием человека от животных является:
А) инстинкты; Б) рефлексы; В) потребности; Г) мышление.
5.Формой горизонтальной социальной мобильности является:
А) создание семьи; Б) перевод учителя на работу из одной школы в другую;
В) понижение по службе; Г) повышение по службе.
6.Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:
А) закон «падающего бутерброда»; Б) закон спроса;
В) закон стоимости; Г) закон фотоэффекта?
7.Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в науке:
А) вызывающим; Б) отклоняющимся; В) легкомысленным; Г) нестандартным.
8. Назовите одну из мировых религий:
А) конфуцианство; Б) иудаизм; В) кришнаизм; Г) буддизм.
9. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»:
А) В.И. Ленин; Б) К. Маркс; В) А. Тойнби; Г) А. Смит.
10.К показателям предписанного статуса личности относится:
А) материальное положение; Б) возраст; В) квалификация; Г) образование.
11.Верны ли следующие суждения?
А) Демократическое государство характеризуется наличием одной партии, сросшейся с государством.
Б) Демократическое государство характеризуется доминированием исполнительных и силовых органов власти.
а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.
12.Верны ли следующие суждения?
А) Любое государство характеризуется наличием собственных силовых структур.
Б) Любое государство характеризуется наличием публичной власти.
а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.
13.Установите соответствие между общественным институтом и сферой общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
I II
1) Социальная сфера А) Церковь
2) Духовная сфера Б) Семья;
3) Политическая сфера В) Фирма
4) Экономическая сфера Г) Суд
14. Вставьте пропущенные слова:
А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, - это ______________.
Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода – это ___________________.
В)Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств – это _____________.
15. Выберите и напишите соответствующую последовательность букв, располагая их в алфавитном порядке. Биологическими характеристиками человека обусловлены его потребности:______________
а) в трудовой деятельности; б) во сне; в) в отдыхе; г) в созидании; д) в пище;
е) в социальной активности; ж) в воздухе; з) в воде; и) в общении с другими людьми.
16.
Запишите слово, пропущенное в схеме: «Факторы производства».
Труд | Земля | Капитал | Информация |
17.Закончите фразу. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе ____________________________.
18.Вставьте пропущенное слово: Средства систематического распространения информации ( через печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети, звукозапись, видеозапись и др.) называются ________________________________________________ .
19.Заполните схему «Способности человека»
20.Выполните схему, отражающую историческое развитие этнических общностей
.
21. Заполните пробел в приведенной ниже схеме.
22. Какому понятию соответствует следующее определение?
«_____ — естественная среда, окружающая человека».
23. Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Признаки Область
культуры
1) формирование чувства прекрасного А) наука
2) выдвижение гипотезы Б) искусство
3) проведение эксперимента
4) эмоционально-чувственное отражение реальности
5) создание художественного образа
6) поиск доказательств
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
24.Найдите в приведенном ниже списке права потребителя. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) право на достоверную информацию о товаре
2) право на свободу передвижения
3) право на стабильный доход
4) право на безопасность товара
5) право на свободу слова
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Брак заключается путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Законным супругам вы
дается свидетельство о браке. Супружеские права и обязанности возникают после _______________ (1) союза мужчины и женщины. Для заключения брака необходимо _______________ (2) вступающих в брак и достижение (3), т. е. установленного законом возраста, с достижением которого разрешается вступление в брак. (4) устанавливает единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет. Как правило, ранние браки отрицательно сказываются на учебе, здоровье
супругов и их детей. При наличии уважительных причин (например, беременность, рождение ребенка и пр.)
___________________________________ (5) могут разрешить вступление в брак лицам 16 лет.
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А | Семейный кодекс РФ |
Б | официальная регистрация |
В | взаимное согласие |
Г | органы местного самоуправления |
Д | нотариальные конторы |
Е | обряд венчания |
Ж | Гражданский кодекс РФ |
брачный возраст |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
26.Назовите пять признаков политической партии.
27.Приведите три примера административного правонарушения.
28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.
Нас могут спросить: «Как вы можете подчиняться одним законам и нарушать другие?» Ответ состоит в том, что существует два типа законов: справедливые и несправедливые. Я первый готов выступить за подчинение справедливым законам. Подчиняться справедливым законам — не только юридическая, но и моральная обязанность... Несправедливый закон — это разногласие, превращенное в закон. С другой стороны, справедливый закон — это единомыслие, превращенное в закон...
Несправедливый закон навязывается меньшинству, которое не принимает участие в создании или принятии его, ибо лишено права свободно голосовать... В Алабаме пускаются в ход все способы, чтобы помешать неграм регистрироваться в качестве избирателей, и есть целые графства, где вообще не был зарегистрирован ни один негр, хотя негритянское население составляет в них большинство. Можно ли считать хоть один закон, принятый в таком штате, демократическим?
Ни в коей мере не призываю я к тому, чтобы обходить или игнорировать законы... это дело привело бы к анархии. Тот, кто нарушает несправедливый закон, должен делать это открыто, без ненависти, с готовностью принять наказание. Я считаю, что человек, нарушающий несправедливый, как подсказывает ему совесть, закон, с готовностью принимающий наказание и остающийся в тюрьме, чтобы пробудить у общества стыд за несправедливость, подает в действительности пример глубочайшего уважения к закону...
Мартин Лютер Кинг. Письмо из Бирмингемской тюрьмы
А. Какие два типа законов называет автор? Какие определения автор дает каждому из них?
Б. Автор приводит в качестве несправедливых законов законы Алабамы. Почему эти законы являются несправедливыми? Приведите два обоснования с опорой на текст.
В. Автор утверждает, что человек, не подчиняющийся несправедливому закону, должен быть готов принять наказание. Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, доказывающих правомерность этого требования.
Г. Какие правовые способы существуют для борьбы с несправедливыми законами в демократическом государстве? Назовите любые три способа, опираясь на знание обществоведческого курса.
Тест № 8.
1.В переводе с греческого слово «экономика» обозначает:
А) занятие сельским хозяйством;
Б) распределение материальных и духовных ресурсов;
В) искусство ведения домашнего хозяйства;
Г) организацию хозяйства с целью укрепления своих позиций на рынке.
2. Чем определяется социальный статус:
А) оценкой обществом той или иной позиции личности;
Б) поведением человека, которое должно соответствовать ожиданиям окружающих;
В) положением человека в обществе;
Г) приспособлением человека к постоянно меняющейся среде.
3.Разновидностью, прежде всего, каких отношений являются межнациональные отношения:
А) социальных; Б) политических;
В) экономических; Г) духовных
4.Какая этническая историко-культурная общность людей является наиболее развитой:
А) народность; Б) племя; В) род; Г) нация.
5.Создателем учения о ноосфере является:
А) Л. Гумилев; Б) А. Тойнби; В) Ж.-Ж. Руссо; Г) В. Вернадский.
6.Конституция РФ провозглашает высшей ценностью:
А) человека, его права и свободы; В) природные ресурсы страны;
Б) частную собственность; Г) государственную власть.
7.Назовите одну из мировых религий:
А) буддизм; Б) иудаизм; В) конфуцианство; Г) индуизм.
8.Дефицит государственного бюджета – это:
А) уменьшение налоговых поступлений;
Б) превышение расходов над доходами;
В) увеличение государственного долга;
Г) сокращение финансирования социальных программ.
9. Система обязательных норм и правил поведения, установленных государством, соблюдение которых гарантируется специальными органами власти и судопроизводства, называется:
А) право; Б) традиция; В) мораль; Г) культура.
10.Направлением политики государства является политика:
А) гуманная; Б) творческая; В) деятельная; Г) внешняя .
11.Верны ли следующие суждения?
А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.
Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
12.Верны ли следующие суждения?
А)Человеческая деятельность имеет цели и мотивы
Б) Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
13.Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
I II
1) Спрос А) Борьба за потребительский рынок.
2) Товар Б) Продукт, произведенный производителем для продажи
3) Предложение В) Определенная ценность покупки
4) Цена Г) Определенное количество товаров и услуг, выброшенных на рынок
5) Деньги по цене производителя
6) Конкуренция Д) Общепринятое средство платежа, которое потребитель может
обменять на любые товары и услуги
14. Запишите слова пропущенные в следующей фразе: «Человек – существо _____________; это значит, что _______________________________________________________.
15. Распределите перечисленное ниже следующим образом:
I гр. - позиции должны представлять предписанный статус, II гр. – позиции достигаемого статуса. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования. 1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, … .
а) пол, б) образование, в) материальное положение, г) возраст, д) квалификация;
е) социальное происхождение; ж) профессия; з) национальность; и) положение в обществе.
16.Определите ступени овладения деятельностью в ходе жизни человека:
А) учебная; Б) трудовая; В) игровая
1 - | 2 - | 3 - |
17.Вставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях экономических связей и единого рынка страны.
18.Закончите фразы. Потребность человека в общении способствовала появлению _________. Важным отличием человека от животного является _______________. Определяющим условием превращение первобытного человека в человека разумного был _______.
19.Назовите основные ступени познания (выполнить схемой)
20.Выполните схему «Структурные элементы экономической деятельности».
21.. Какое слово пропущено в схеме?
22. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе. «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте называется__________ ».
23.Установите соответствие между основами брака и семьи и их проявлениями; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Проявления Основы
брака и семьи
1) взаимное уважение супругов А) нравственные
2) забота друг о друге
3) расторжение предыдущего брака Б) правовые
4) взаимное добровольное согласие
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
24. Найдите в приведенном ниже списке признаки, свойственные политической партии, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) четкая организационная структура, закрепленная уставом
2) законодательная деятельность
3) стремление к завоеванию власти
4) объединение людей с общими взглядами, изложенными в программе
5) сбор налогов
6) стремление создать для себя массовую опору
7) суверенитет
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Вслед за Конституцией РФ в иерархии нормативных актов идут федеральные ____________(1). Они принимаются высшим законодательным органом простым большинством голосов. Во всех демократических странах установлен строгий регламент принятия и введения в действие закона. Этот регламент называется законодательным процессом. Его отправной точкой является законодательная ________________ (2), то есть предложение парламенту проекта закона. После принятия закона Государственной Думой и
Советом Федерации он в течение пяти дней направляется ___________________ (3), который в течение двух недель подписывает закон и публикует его. Все законы должны быть опубликованы. Закон не распространяются на события, происшедшие до его принятия. Это выражается формулой «закон обратной ______________ (4) не имеет». Из этого правила есть два исключения. Первое: обратная сила придается уголовному закону, смягчающему _____________________ (5). Второе: если об этом сказано в самом законе.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А | председатель правительства | Д | ужесточение |
Б | сила | Е | инициатива |
В | закон | Ж | наказание |
Г | президент | связь |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
26. Назовите любые четыре качества личности, способствующие общению.
27.Приведите три примера позитивного влияния общества на состояние природной среды.
28.Прочитайте тексты и выполните задания.
Что тут невозможного и как может быть иначе? Если минералы преобразовались в человека, то как же человеку не избавиться от своих недостатков и не достигнуть высшей формы? Уже теперь среди человечества мы видим необыкновенных по своим свойствам членов: одни никогда не болеют, другие доживают чуть ли не до двухсот лет, третьи гениально делают великие изобретения, открывают истины, обладают необыкновенной памятью, отличаются высокой нравственностью, красотою ума, красноречием, разными талантами. Стоит только поставить таких людей в условия благоприятного размножения, и они заполнят землю.
Теперь скажем нечто еще в отношении технического прогресса. Если пассивный камень, глупое животное дошло, развиваясь, в настоящее время до постижения Вселенной, до железных дорог, пароходов, фабрик, аэропланов, то почему же не надеяться, даже как же молено сомневаться, что прогресс пойдет далее и доведет нас до победы над всей планетной системой и окружающими нас солнцами. Современный поражающий нас прогресс техники, собственно, дело нескольких сотен лет. Но впереди еще тысячи, миллионы, биллионы лет!..
К. Э. Циолковский
Слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу, человечество готовит себе экологическую катастрофу. Когда оно почувствует ее экономические последствия — оно, может быть, осознает свои ошибки; но весьма вероятно, что тогда это будет поздно. И меньше всего человечество замечает ущерб, наносимый этим варварством душе. Всеобщее и быстро распространяющееся отчуждение от живой природы в значительной мере повинно в эстетическом и этическом очерствлении цивилизованного человека. Откуда возьмется у подрастающего человека благоговение перед чем бы то ни было, если все, что он видит вокруг себя, — это дело рук человеческих, и притом весьма убогое, безобразное? Горожанин не может даже взглянуть на звездное небо, закрытое многоэтажными домами и химическим загрязнением атмосферы...
К. Лоренц
А. Какими словами К. Э. Циолковский определяет перспективы развития человечества? Назовите любые две из этих перспектив.
Б. Разделяет ли К. Лоренц оптимизм К. Э. Циолковского в оценке перспектив развития человечества? Каким К. Лоренц видит ближайшее будущее человечества?
В. Какими словами К. Лоренц определил влияние экологического варварства, отчуждения людей от живой природы? Подтвердите правоту автора двумя примерами.
Г. Какой из представленных взглядов на будущее человечества кажется вам более правдоподобным? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Тест № 9.
- Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:
А) эволюцией; Б) развитием; В) прогрессом; Г) реформами.
2.Приме