Формирование сюжетной игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещѐ более усложняется.
У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становится не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний
Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитание ребенка в игре. Единственно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнять только «хорошая» игра. Можно выделять ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнять роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).
Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передают детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представлять изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуются помощь воспитателя.
Осуждения содержания игры, как дети хотят играть в «путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш «теплоход?» Дети начинают
спорить: один говорит - в Москву, другие - на север. Сережа предлагает - по Днепру в Киев. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.
В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное осуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.
В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры:
- «маме» - посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник»,
- «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей.
Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли даѐт возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.
Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлениях и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов.
Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство»
Содержательнее становятся игры в «семью», «детский сад» и другие, в которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно усложняются. Приведем план работы по теме «Детский сад» для старших дошкольников, реализация которого является перед посылкой для развития и углубления этой типичной игры детей дошкольного возраста.
Программное содержание | Вид и характер деятельности | |||||||||||||
Расширить | знание | детей о | Экскурсия в кабинет врача. | |||||||||||
работе | медсестры | и | врача | |||||||||||
детского | сада. | Воспитывать | ||||||||||||
интерес и уважение к их труду. | Внесение | атрибутов | для | |||||||||||
Способствовать | развитию | организации | игры | в | «детского | |||||||||
врача». | Чтение | (в | вечернее | |||||||||||
умения | детей | применять | ||||||||||||
время) | рассказа А. Кардашовой | |||||||||||||
полученные знания в игре. | ||||||||||||||
«Наш доктор». | ||||||||||||||
Уточнить знания | детей | о труде | Наблюдение | труда | прачки. | |||||||||
прачке. | Воспитывать уважение к | |||||||||||||
Организация | труда | детей | (в | |||||||||||
еѐ труду. | Вызвать | желание | ||||||||||||
Вечерние | время)-стирка | |||||||||||||
содержать | в | порядке | и | чистоте | ||||||||||
кукольного белья. | ||||||||||||||
одежду кукол. | ||||||||||||||
Углублять знания детей о труде | ||||||||||||||
повара. Воспитывать уважение к | Экскурсия на кухню. Провести | |||||||||||||
его труду. Вызвать у детей | занятие «Испечем для себя и | |||||||||||||
желание | сделать | другим | малышей булочки». Лепка (в | |||||||||||
полезное и приятное. | вечернее время) продуктов для | |||||||||||||
игры в «повара». | ||||||||||||||
Уточнить | и | обобщить | знание | |||||||||||
детей | о | работниках | детского | Беседа «Кто и как работает в | ||||||||||
сада (дворника, прачки, повара, и | нашем детском саду». Рисование | |||||||||||||
др). Развивать у детей чувства | на эту тему. Внесение атрибутов | |||||||||||||
благодарности за труд взрослых | для организации | коллективной | ||||||||||||
для них, желание оказать им | игры в «детский сад». | |||||||||||||
посильную | помощь. | Развивать | ||||||||||||
умение | применять полученные | |||||||||||||
знания | в | коллективной | ||||||||||||
творческой игре.
В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.
Валя провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: «Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».
После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривала детей.
Даша: «У Алины есть хрипы. Положите ее в постель и вызовите бабушку».
Маша «воспитательница» пошла звонить по телефону: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».
Аня как «заведующая» детским садом, обращаясь к Вале, говорит: «У меня тоже ребенок заболел, вчера температура была 38,5. А у меня так много работы».
Валя тут же дает ответ: «У меня тоже дочка вчера заболела, голова была очень горячая, а дома никого не было. Завтра отнесу ее к сестре». Затем пошла в кабинет к «врачу», там продолжался осмотр детей. Вот Катя заплакала, а «врач» говорит: « Не плачь, маленькая, тебе не будет больно».
После медицинского осмотра «дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Дима и спросил у «заведующей»: «Можно мне поиграть в детский сад с вами?».
Аня: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».
Дима направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран».
Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Как показывает исследование А.А. Анциферовой, сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы» является основной формирования ценных нравственных чувств (гуманность, любовь, сочувствие и др.» Например , одна из любимых игр детей « как будто мамы нет дома».
Стасик. Я – дедушка. Я на работу пошел. У нас там ясли строятся. Вадим. Давай отнесем Алину в ясли. Ваня. А кто с ней будет?
Стасик. Воспитатель. (Берет куклу Алину и передает ее воспитателю, а через некоторое время забирает куклу).
Стасик. Уже вечер. Скоро мама придет с работы.
Вадим. Ты принес Алину? Будем сейчас ужинать.
Ваня. У меня уже все готово, давайте ужин Алине (ставит на стол тарелку с едой).
Все поели, благодарят дедушку: «спасибо. Дедушка!»
Стасик. Я в магазин пойду, что-то куплю Алине.
Ваня. Выключи телевизор, дочке спать пора.
Большой интерес и в старшем дошкольном возрасте дети проявляют к играм «Путешествие по реке (озеру, морю и др.)»
Известно, что труд людей на реке является типичным для многих городов нашей страны. Поэтому ознакомление детей с рекой в старшем дошкольном возрасте даѐт возможность показать связь труда речников родного края с трудом людей разных профессий. Доступность наблюдения этого труда даѐт возможность детям представить и сам процесс труда, и взаимоотношения в нѐм взрослых.
Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников. Работа в старшей и подготовительной группах проводилась по приведѐнному ниже плану.
Ознакомление | Художественная | Художественная | Игрушки | |||||||
с окружающими | литература | деятельность | и атрибуты | |||||||
и развитие речи | ||||||||||
Старшая группа | ||||||||||
Экскурсии в порт, на | Чтение | Конструирование | Различные | суда: | ||||||
теплоходе | по Днепру. | отрывков, | из строительного | баржи, | лодки, | |||||
Формирование | рассматривание | материала | катера, теплоходы, | |||||||
представлений о порте, | иллюстраций из | судна, | здания | ракеты, самоходки. | ||||||
о слаженном | труде | книг М. Маркова | речного вокзала, | |||||||
членов | команды | « Про | Топку- | причала. | ||||||
теплохода | (раскрыть | моряка», | В. | |||||||
увлекательные | и | Маяковского | ||||||||
трудные | стороны их | «Кем быть»; С. | ||||||||
профессии). | Сахарного «Два | |||||||||
Беседы | о | труде | радиста». | Изготовление | Бинокль, | штурвал, | ||||
взрослых. | Закрепить | Чтение | рупор, | якорь, | ||||||
отрывков | из | альбома о судах | ||||||||
представление детей о | книги | Б. | на Днепре, о | спасательные | ||||||
трудевзрослых | на | круги, трап, мачта. | ||||||||
Житкова «Что я | труде речников. | |||||||||
теплоходе, | их | |||||||||
видел». | ||||||||||
Воспитатель рассказывает детям о том, что порт - специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдают прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов.
При последующих посещениях порта дети наблюдали пассажирский теплоход. Они осматривали его, повторяли название отдельных частей судна (борт, нос,капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети наблюдают за работой матросов (матрос убирает и подаѐт трап, делает приборку на палубе, объясняет пассажирам, ка сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспитатель обращает внимание детей на слаженность их действий, взаимопомощь, чѐткое выполнение всех команд капитана. Заботливое отношение к пассажирам.
Общение детей с капитаном помогают детям узнать, куда можно плыть по Днепру из нашего порта и откуда прибывают суда.
С целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту они также наблюдают работу кассира, продавцов буфета, книжного киоска, работников почты, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель подводит детей к мысли о важности труда людей разных профессий.
Проведение экскурсий способствует обогащению знаний детей, пробуждать у них любознательность. Однако для более глубокого осознания труда речников, их взаимоотношений одних наблюдений недостаточно. Особое место занимает художественная литература, позволяющая дать ребѐнку достоверные знания, через призму которых он осознаѐт наблюдаемые в жизни явления. Приведѐм пример занятия, в ходе которого были использованы отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моряка», Ф. Льва «Мыплывѐм на самоходке».
Самый главный на судне-капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на капитанском мостике, который называется ходовым: отсюда управляют ходом судна. Здесь и руль поварачивают, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно.
Капитан видит впереди сигнальные огни - белый и зелѐный. Он знает, что это идѐт навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонѐк, это значит, что идѐт пассажирское судно.
Капитан видит: вдали мигает зелѐный огонѐк. Он знает, что это маяк на берегу.
Очень много должен знать капитан.
После чтения, рассматривания иллюстраций дети отвечают на вопросы: Кто главный на судне? Кто подчиняется капитану? Что видит капитан с ходового мостика? Как он узнаѐт, какие суда идут навстречу?
Воспитатель: Вот ты, Андрей, капитан, видишь? Навстречу идѐт судно, а на матче белый огонѐк. Что это за судно?
Андрей: Это пассажирский теплоход.
Воспитатель: Правильно. Коля, а если на матче были бы белый и зелѐный огоньки?
Коля: Это бы самоходка. Она возит нефтепродукты.
При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, детям ставятся вопросы: Какие бывают грузовые суда? Что они перевозят?
Полученные знания прежде всего отражаются в конструктивной деятельности (постройки судов, причалов, вокзала).
Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащает игровую и познавательную деятельность дошкольников.
Детям, например, предлагается рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят катера, теплоходы, машины).
Юра: Со Славой я стал бы строить причал. А потом возил машиной руду на самоходку. Самоходка везла бы руду по Днепру.
Женя: Мы с Яном построили бы причал. А потом на барже везли продукты в пионерский лагерь.
Эдик: Я бы вместе с Вадимом, Яном и Славой построил порт грузовой и пассажирский. По реке плыла бы баржа с рудой, мы бы еѐ встречали и разгружали. А машинами везли бы руду на наши заводы.
Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также способствуют еѐ обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопрос «Куда же баржу буксируют? Что она везѐт?» заставляет детей вспомнить, что они знают о движении по Днепру. Эффективным приѐмом руководства детской игрой является использование карты-схемы Днепра.
Чтобы закрепить у детей интерес к реке, к движущемуся по ней транспорту дети рассматривают иллюстрации, воспитатель читает художественную литературу.
Составление детьми рассказов на тему «Какие суда мы видели на Днепре» способствует систематизации детских впечатлений. Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят, строят не просто суда, а теплоходы, самоходки, ракеты, танкеры. Все вылепленные из разноцветного пластилина суда имеют разные «огни».
Есть ребята, которых в играх привлекает главным образом возможность строить. Там самым игра «Порт» объединяет детей, любящих конструировать. Приводим пример одной из таких игр.
Андрей, Слава, Витя стоили порт: здание речного вокзала, книжный киоск, магазин, кассу, причал. Длинные пластины изображали Днепр. Ира, Юля, Витя построили теплоход и разместили на нѐм «пассажиров»-кукол. В процессе строительства у детей появлялось необходимость посоветоваться друг с другом, помочь товарищу.
Представления о труде команды теплохода, о том, куда можно плыть, обогащают игру новым содержанием. «Капитан» следит за порядком на судне, чѐтко отдаѐт приказы, контролирует их выполнение. В игре дети отражают дружную работу
команды: на остановках «боцман» руководит уборкой на корабле, «матросы», выполняя его распоряжение, усердно делают приборку на палубе, «кок» вовремя кормит команду обедами, судовой «врач» осматривает команду. В этой игре дети имеют возможность объединять несколько сюжетных линий. Появляются «почта», «магазин», медпункт» и др.
Игра «Путешествие по Днепру» объединяла несколько групп детей. Одни строили теплоход, другие-порт, третьи работали в порту, четвѐртые составляли команду судна и пассажиров, готовясь к путешествию. Вместе с тем в такой игре каждый имеет возможность действовать в соответствии со своими интересами, умениями, навыками. В играх дети шли к достижению социального значимых целей (построить причал для пассажиров, встретить гостей, помочь рыбакам и т.д.).
В результате развития игры, отражающей знания детей о характере труда речников родного края, и их взаимоотношениях, интерес детей к содержанию труда становится все более широким.
В подготовительной группе идет дальнейшее развитие содержания игры в «путешествия». Воспитатель уточняет и расширяет жизненные представления детей, формирует представления о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых в порту для городов и сел республики, страны. Так, в детских садах Запорожья детям рассказывают, что суда привозят в город руду, лес, щебень. Из руды, например, на металлургических заводах выплавляют металл, из которого делают станки, машины, посуду. Всю эту продукцию отправляют в города, села, поселки нашей страны. Воспитатель в беседе обобщает: «Очень нужны нам такие суда. Без них не смогли бы работать заводы, фабрики нашего города. Вот представьте, дети, что в наш город не привезли лес или песок. А из нашего порта не повезли в другие города металл, хлеб. Что было бы тогда?» Обобщая высказывания детей, воспитатель говорит: «Правильно, порт нам нужен. Города и села нашей страны помогают друг другу. Из нашего порта, как и из многих портов страны, отправляются нужные грузы в города и села, где их очень ждут».
В игре «Путешествие по Днепру» сочетается несколько форм детской деятельности: лепка, рисование, труд, ролевая и строительная игры. Одни лепят теплоходы, баржи, овощи или становятся пассажирами, речниками, жителями воображаемых городов; другие строят причалы, речные суда и т. д.
Это дает возможность детям перестраиваться и примыкать к тем или иным группам играющих, исходя из собственных интересов.
Игра будит в детях любознательность, желание как можно больше узнать.
Дети решили отправиться в путешествие по Днепру. Первая группа лепила машины, вторая — строила причал и самоходку.
«Капитан» самоходки Андрей перед погрузкой машин звонит на завод: «Товарищ директор, где же машины? Самоходка уже готова к отплытию».
Саша руководит погрузкой. Он командует: «Осторожно, не испортите машины, им еще далеко плыть». Машины аккуратно ставят на самоходку подъемным краном (дети очень бережно относятся к продуктам своей деятельности).
«Грузчики» помогают их установить. «Капитан» Андрей дает команду «матросам»:
«Полный вперед!».
Самоходка отправляется в путь. По пути следования она начинает тонуть — пробоина. «Матросы» ныряют в воду, сваривают дно самоходки. Один из них говорит: «Вот и все в порядке, ни одной машины не пропало».
В игре «Путешествие по Днепру» дети брали на себя несколько ролей. В старшей группе это были в основном роли речников. В длительной коллективной игре нашли отражение самые существенные стороны трудовой жизни людей родного края, направленность их действий и поступков. В играх дети выходили далеко за пределы родного края, в широкий мир родной страны.
Однако детскому восприятию в старшем дошкольном возрасте доступен не только непосредственно наблюдаемый труд взрослых, но и более сложный производительный труд, осознание его общественной значимости.
Мы надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.
Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.
В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».