Формирование сюжетной игры у детей младшего дошкольного возраста.
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игрыребенок познает мир,учится общению.Через игру ребенок готовится ксоциуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сюжетно - ролевые игрыимеют большое значение в психическомразвитии ребенка,ониразвиваютпроизвольное внимание,память.Правила,обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игрысо сверстниками дети учатся общению,умению учитывать желания идействия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в своюочередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
• Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
• Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.
• Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта.
• Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Задачи развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей младшегодошкольного возраста.
• повышение игрового интереса младших дошкольников к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;
• развитие игровых умений(распределение ролей,ролевоевзаимодействие) младших дошкольников;
• развитиеумений совместно с партнерами по игре и помощью воспитателясоздавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры.
• обогащение предметно-развивающей среды группы по игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами детского творчества, модульные предметы для придания динамичности среды.
Любимым сюжетом у детей младшего возраста остается игра в больницу, в которой ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт.
Чтобы углубить и развить интерес детей к этим играм, воспитатель организует
дополнительное чтение художественной литературы вне занятий, рассматривание иллюстраций, фотографийДля обогащения предметно-развивающей среды в игровую зону необходимовнести настольно-печатные игры«Профессии», «Что лишнее?», лото «Зайкинабольничка» Игру во «врача» можно начать с игры-занятия. Утром воспитатель обращаетвнимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Она осматривает «больную», ставит диагноз.
Игра-занятие «Выздоровление куклы и встреча ее детьми» способствует повышению интереса у детей к куклам и вызывает желание самим выступать в роли врача или медсестры.
Многие сюжеты самостоятельных игр детей в «больницу» повторяют игры-занятия,организуемые воспитателем,но в них всегда есть простор длясамостоятельного творчества, отражения личного опыта.
Дети младшего дошкольного возраста овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.
• В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится
к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и
намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты.
Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертыванияинтересного сюжета.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. отказотоднозначногосоответствиячисла
персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжетедолжно быть больше,чем участников.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем
многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет
предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.