Задачи обучения и воспитания
Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие, поддерживать эмоционально-положительное состояние каждого ребенка. Обеспечивать режим дня, соответствующий возрасту и физическому состоянию ребенка. Способствовать своевременному формированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребенка.
Формировать зрительные и слуховые ориентировки, расширять и обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительные этапы к овладению активной речью. Поощрять попытки включаться в процесс самообслуживания. Формировать элементы нравственного поведения, поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать у них доброжелательное отношение к близким людям.
Формировать предпосылки эстетического восприятия, пробуждать интерес к картинкам, музыке, пению, поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.
Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Организация жизни и воспитания детей
Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличающихся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2,5-3 месяцев; от 2,5-3 до 5-6 месяцев; от 5-6 до 9-10 месяцев; от 9-10 до 12 месяцев.
Примерный режим дня
Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.
Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и в будни, и в выходные дни.
Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать
определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование (с 9-10 месяцев такая последовательность сохраняется частично).
Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток
Возраст | Кормление | Бодрствование | Дневной сон | ||
количество | интервал, час. | длительность, час. | количество периодов | длительность, час. | |
1-3 мес. 3-5-6 мес. 5-6-9 мес. 9 мес-1 год | 7 6 5 4-5 | 3,5 44-4,5 | 1-1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3 | 3-4 3 2 | 1,5-2 1,5-2 1,5-2 2-2,5 |
Примечание.Длительность ночного сна постоянна (10-11 часов). В первой группе раннего возраста дети живут по двум (иногда трем) режимам, что позволяет избегать скученности детей, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, способствует повышению качества воспитательно-оздоровительной работы. Работа с небольшой подгруппой детей обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Примерный режим дня
От рождения до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 до5-6 мес. | От 5-6 до 9-10 мес. | От 9-10 до 12 мес. | |
Дома | ||||
Подъем по мере | ||||
пробуждения | ||||
Бодрствование | 6.00-7.00 | 6.00-7.30 | 6.00-8.00 | 6.30-9.00 |
Кормление | 6.00 | 6.00 | 6.00 | — |
В дошкольном учреждении | ||||
Прием детей | — | — | 7.00-8.00 | 7.00-8.00 |
Сон на воздухе | 7.00-9.00 | 7.30-9.30 | 8.00-10.00 | — |
Кормление | 9.00 | 9.30 | 10.00 | 7.30 |
Бодрствование | 9.00-10.00 | 9.30-11.00 | 10.00-12.00 | 7.30-9.00 |
Игры-занятия | 9.30-9.40 | 10.00-10.30 | 10.30-11.30 | 8.00-8.40 |
Сон на воздухе | 10.00-12.00 | 11.00-13.00 | 12.00-14.00 | 9.00-11.30 |
Кормление | 12.00 | 13.00 | 14.00 | 11.30 |
Бодрствование | 12.00-13.00 | 13.00-14.30 | 14.00-16.00 | 11.30-14.00 |
Игры-занятия | 12.20-12.40 | 13.30-14.00 | 14.30-15.30 | 12.00-13.30 |
Сон на воздухе | 13.00-15.00 | 14.30-16.30 | 16.00-18.00 | 14.00-16.00 |
Кормление | 15.00 | 16.30 | 18.00 | 16.00 |
Уход детей домой | — | — | 15.00-19.00 | 16.00-19.00 |
Дома | ||||
Бодрствование | 15.00-16.00 | 16.30-18.00 | 18.00-20.00 | 16.00-20.00 |
Сон | 16.00-18.00 |
От рождения до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 до5-6 мес. | От 5-6 до 9-10 мес. | От 9-10 доI 12 мес.! | |
Кормление | 18.00 | — | — | 19.00 |
Бодрствование | 18.00-19.00 | |||
Сон | 19.00-20.00 | 18.00-19.30 | ||
Бодрствование | 20.00-21.00 | 19.30-21.00 | ||
Купание | 20.45 | 20.30 | 19.45 | 19.45 |
Кормление | 21.00 | 20.45 | — | — |
Ночной сон | 21.00-6.00 | 21.00-6.00 | 20.00-6.00 | 20.00-6.30 I |
Ночное кормление | 24.00 (3.00) | 23.30 (3.00) | 22.00 (3.30) | 23.00 (до 10 мес.) |
Примечание.Перевод ребенка на новый режим осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и симптомов поведения: ребенок сохраняет активность к моменту укладывания на сон, медленно засыпает, рано просыпается и т. д.
Недопустимы ранний перевод ребенка на режим более старшей возрастной подгруппы, а также задержка его на режиме младших детей.
Показателями соответствия режима возрастным и индивидуальным возможностям ребенка являются его деятельное, активное поведение во время бодрствования, хороший аппетит, глубокий и достаточный по времени сон.
Сон
Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.
Дети должны спать на веранде или в спальне с открытыми окнами, вне помещения, где бодрствует другая возрастная подгруппа.
После болезни и в период адаптации следует приучать детей ко сну на свежем воздухе постепенно.
Бодрствование
Создавать условия для активного бодрствования каждого ребенка: с 2 месяцев — в манеже; с 7-8 месяцев — за барьером на полу.
Осуществлять целенаправленное обучение в процессе игр-занятий, речевое общение с каждым ребенком. Поощрять активное обращение ребенка ко взрослому, а также умение самостоятельно занять себя.
Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, предупреждать появление отрицательных привычек (сосание пальцев, раскачивание и т.п.).
В период бодрствования предлагать каждому ребенку разнообразные игрушки для освоения необходимых навыков. Своевременно обновлять и усложнять игровой материал.
Следить за порядком в группе, убирать на место разбросанные игрушки, систематически обрабатывать их.
Побуждать детей к самостоятельным действиям и передвижениям, к активным речевым реакциям. Для поддержания активности детей менять виды деятельности. Следить, чтобы дети подолгу не оставались в статичной позе, не мешали друг другу.
Организовывать места для игр с теми игрушками, которым дети отдают предпочтение.
На протяжении бодрствования создавать в группе спокойную обстановку, чтобы каждый ребенок мог слышать взрослых, себя, прислушиваться к голосовым проявлениям других детей (гулению, лепету).
Во время бодрствования обеспечивать разнообразную самостоятельную деятельность детей, проводить обучающие игры-занятия и режимные процессы индивидуально и по подгруппам.
Массаж и гимнастику должен проводить специалист.