Этикет речевых культур. Элитарная, литературно-разговорная речевая культура, просторечие.
В сферу коммерции и административно – правовых отношений сегодня влились огромные массы самых разных по культурному уровню, образованию и социальному статусу людей.
Специалисты разработали типологию речевых культур, которые сосуществуют в деловом общении.
Самым высоким типом является:
1) Элитарный тип речевой культуры:
а) речь представителя элитарной речевой культуры отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью;
б) не менее важно для элитарной речевой культуры, соблюдение всех этических норм общения: вежливость и кооперация (сотрудничество) в процессе диалога, отсутствие грубых и нецензурных выражений, отсутствие повышенного тона с подчиненными;
в) представители этой культуры должны знать все стили речи и владеть
ими, т.е. он должен с равной легкостью написать научный доклад и статью, выступить с пресс-конференцией, дать интервью, не говоря о профессиональной речевой деятельности (составление докладов, проведение совещаний, переговоров, деловых встреч).
«Тип элитарной речевой культуры характеризует лишь немногих представителей нашего общества». (Д.С. Лихачёв).
2) Средняя речевая культура:
а) характеризуется меньшей строгостью соблюдения всех норм, однако ошибки в устной и письменной речи не носят системного характера;
б) в отличие от носителей элитарной речевой культуры, она владеет 1 или 2-мя (например, разговорным или деловым). Это самый массовый тип речевой культуры Вов всех сферах нашей общественной жизни;
в) она характеризуется не строгим выполнением этикетных требований: переходы на «ты» в общении при каждом удобном случае.
3) Фамильярно–разговорная.
Носители этого типа могут быть разновидностью типа речи, если общение протекает вне официальной обстановки, в сфере близких родственных отношений. Эти же типы могут быть самостоятельными и едиными для носителей языка.
В таком случае их представители не учитывают фактор официального общения, употребления слов прощания (пока, давай, будь) или вместо «здравствуйте» – «здорово».
4) Просторечие
Оно является показателем низкого образовательного и культурного уровня.
Этот тип отличается весьма ограниченным запасом слов, синтаксическая монотонность речи (неумение строить сложные предложения), высокая насыщенность экспрессивных средств, слов – паразитов, ругательств, сознавая ущербность своей речевой культуры. Такие люди включают в свою речь иностранные слов, не зная их значения.
Ошибки в устной и письменной речи носят системный характер, причём в устной форме преобладают и лексические ошибки.
В условиях делового общения просторечие в чистом виде встречается редко, а чаще его разновидность - профессионально ограниченная речевая культура. Её грамматические нарушения речи, не различие сферы «ты» и «вы», а также жаргоны и монотонность речи.
Эти типы речевых культур необходимо знать деловому человеку. Таким образом, точная квалификация речевой культуры собеседника помогает выбрать верную стратегию общения, а также поможет избежать шока при встрече представителей высших и низших речевых культур.
Деловая беседа, совещание, искусство переговоров, публичное выступление в деловом общении: этапы подготовки и проведения; приветствия, заключение взаимовыгодных предложений. Обязательства сторон. Дискуссия, спор, критика. Продуктивные способы размещения деловых партнеров в аудитории.
Деловая беседа.
Чтобы ваша беседа была результативной независимо от того, с кем вы разговариваете необходимо: во-первых понравиться собеседнику, для этого установлены основные правила, которые способствуют достижению данной цели:
ü Искренне интересуйтесь другими людьми.
ü Улыбнитесь.
ü Помните, что имя человека – это самый сладостный для него звук на любом языке.
ü Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
ü Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
ü Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Во-вторых – уметь управлять процессом общения, воздействуя на людей не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды. Для этого существуют свои правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:
ü Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
ü Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
ü Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
ü Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
ü Давайте людям возможность спасти свой престиж.
ü Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
ü Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
ü Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
ü Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
В-третьих, выбрав цель вашей беседы, старайтесь склонить людей к вашей точке зрения мягко без давления и не навязывая вою идеологию. Если человек считает вашу точку зрения – своей, он стремиться к достижению вашей цели – как к своей. Для этого надо знать, что:
ü единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него;
ü проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав;
ü если вы не правы, признайте это быстро и решительно;
ü с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;
ü заставьте собеседника сразу же ответить вам “да”;
ü пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;
ü пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;
ü искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;
ü относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;
ü взывайте к более благородным мотивам;
ü драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;
ü бросайте вызов, задевайте за живое;
Можно ко всему добавить еще следующее:
Кто хочет успешно дискутировать, должен попытаться как можно больше узнать о своем собеседнике.
Великие умы древности знали цену этики общения и придерживались ее, дабы достичь наиболее эффективных результатов. “Никогда не доказывайте своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить”.