Дипломатический этикет. Дипломатический протокол.

Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» — совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях.

Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а также строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.

Большое значение в дипломатической практике имеет принцип взаимности. Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента. Пропущенные, казалось бы, формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.

Большое значение в дипломатической практике имеет соблюдение принципа старшинства, который зависит не от значимости представляемой страны, а от ранга представителя и его даты аккредитации. В основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов.

В настоящее время в международном общении участвует около 300 стран. Каждая из них имеет свой социально-общественный строй, историю, традиции, культуру, язык. Нетрудно представить, и об этом говорит опыт прошлого, что нормальное общение между государствами было бы немыслимо, если бы все они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений, и в первую очередь таких, как уважение суверенитета, равенство, тер­риториальная целостность, невмешательство во внутренние дела друг друга.

Необходим инструмент, с помощью которого государства на практике могли бы реализовать эти принципы. Действительно, каким способом и в какой форме одно государство может продемонстрировать свое уважение другому государству как равному партнеру? Каким образом государство должно обращаться с представителями иностранных государств не в ущерб своему престижу и национальному достоинству? Эти и другие подобные вопросы неизбежно возникали бы, если бы в ходе многовековой истории международных отношений и дипломатии не образовался такой инструмент, если бы он не оттачивался в повседневной дипломатической практике. Таким инструментом является дипломатический протокол.

В российской и зарубежной литературе встречаются различные определения дипломатического протокола. Авторы книги "Дипломатический церемониал и протокол" Джон Вуд и Жан Серре указывают, что "в целом протокол — это совокупность правил поведения правительств и их представителей по официальным и неофициальным поводам".

"Дипломатический словарь" дает более полное определение: "Протокол дипломатический — совокупность общепринятых пра­вил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном' общении"12,-

Слово "протокол" происходит от греческого "protokollon" ("protos" — первый, "kolla" — клеить). В средние века под этим термином понимались правила оформления документов и ведения архивов. Позже слово "протокол" стало употребляться применительно к дипломатии и дипломатической службе. Расширялось его содержание: помимо правил оформления дипломатических доку­ментов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы эти­кета и церемониала.

Нормы дипломатического протокола — это не изобретение какой-то одной страны или группы дипломатов, а итог многовекового общения государств. Протокол — категория историческая.

С незапамятных времен человеческий опыт накапливал и отбирал из бесконечных повторений поведения те правила, условности и традиции, которые отвечали интересам поддержания общения. С появлением государств и с развитием связей между ними стали складываться нормы общения, включая протокольные. В процессе исторического развития протокол претерпевал глубокие изменения. Примеры становления дипломатического протокола, или, как его называли в прошлом, "посольского обычая", содержит история Русского государства XV—XVII веков. В этом "обычае" было много своеобразия. В дипломатических нормах того времени причудливо переплетались представления об идеальном государстве и наследие унизительной зависимости от Золотой Орды, некоторые церемони­альные нормы удельных княжеств и пышность ритуала Византии, элементы церемоний монгольских ханств и стран Западной Европы. Однако все составные части этого ''обычая" были переосмыслены с учетом необходимости укрепления престижа Русского государства. Даже одежда царя, в которой он принимал иностранных послов, имела смысловую нагрузку.

Как уже отмечалось выше, въезд иностранного посла в Московское государство становился событием большого политического значения. Немалую роль в этой церемонии играли и престижные соображения.

Так, на границе государства посла встречали специально посланные царские слуги. Они сопровождали его до Москвы, обеспечивали питание, ночлег. Причем маршрут разрабатывался таким образом, чтобы посол мог видеть многолюдные города, деревни.

А перед въездом в Москву устраивалась пышная встреча. Окруженный эскортом посол въезжал в Кремль.

Вот еще один не менее любопытный пример из дипломатического протокола тех времен: въезд польского посла Яна Глински (XVII в.) в Константинополь.

Процессия, как свидетельствуют историки, протянулась через весь город. Ее открывали 37 повозок с личным багажом посла, затем ехали 4 великолепные кареты с посольским причтом. 40 польских дворян в одеждах из розового шелка, шитого серебром, шли за отрядом янычар. За ними вели 28 лошадей в ярко-красных попонах, затем шли 4 трубача, 12 пажей в шитых золотом одеждах, рыцари и блиставшие золотом гусары. Сам посол был осыпан бриллианта­ми. Его окружали 12 гайдуков с султанами из павлиньих перьев на шляпах. Но это не все детали. Главное — подковы лошадей Глински были из чистого серебра и еле держались на двух гвоздях, чтобы во время шествия могли быть утеряны и подобраны любопытными зрителями, собравшимися по пути шествия кареты.

Прием иностранных послов во дворце обставлялся особым церемониалом, подчеркивавшим величие и престиж царской власти. Рядом с престолом московского царя стояла пирамида для знаков царской власти. Сам царь восседал на троне в "саженой", то есть усаженной золотом и самоцветами, шубе, с золотыми цепями на груди. "Большое" царское платье было неимоверно тяжелым. Если Иван Грозный выдерживал его вес, то более хилый Федор Иоаннович и больной Борис Годунов в последние годы с трудом выносили долгую аудиенцию.

Особую роль в церемониале играло целование послами руки царя. Рукопожатия практиковались лишь в отношениях с равными. Цари личных переговоров с послами не вели. Иван IV через бояр заявил английскому послу Дж. Боусу в 1584 году: "У нас издавна того не ведетца, что нам, великим государем, самим с послы говорити".

Выход Российского государства на международную арену потребовал дальнейшей разработки норм дипломатического протокола. Царь Петр I, "прорубая окно в Европу", среди многих великих дел — изменение структуры государственного аппарата, строительство флота и формирование регулярной армии, создание дипломатической службы — заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета. С точки зрения современного читателя, приказ царя брить бороды и носить платье европейского покроя воспринимается как курьез. Не разрешалось "недорослям отцов именитых щеголять предерзко в гишпанских камзолах с мишурою". Таких щеголей Петр I приказывал вылавливать и наказывать батогами, "не обращая внимания на вопли наказуемых". Введен был порядок записей бесед и распоряжений сановников.

За новыми нормами протокола и этикета скрывались большие политические цели, которых добивался Петр I: поднять престиж Русского государства, сломать сложившееся на Западе представление о России как "варварской" стране, а о русском народе — как отсталом и некультурном.

Отсутствие общепринятых норм протокола в период становления и расцвета в ряде стран Европы феодально-абсолютистских монархий создавало немало поводов для серьезных конфликтов. За внешними мелочами церемониала скрывались серьезные проблемы государств, их политики, престижа верховной власти. Попытки кодифицировать дипломатические нормы и церемониал терпели неудачу, а то, что удавалось сделать, было непрочным и недолговечным.

В 1504 году глава римско-католической церкви, претендовавший на верховенство среди глав католических государств, попытался составить "список монархов" в качестве ключа к разрешению постоянно возникавших между ними споров. Расстановка государств в списке отражала их относительную экономическую и военную силу, а также так называемую сравнительную древность монархий. Однако "сила государств" не была величиной постоянной, а "древность", не подкрепленная реальной силой, не могла быть убедительным аргументом.

Вошедшая в историю дипломатии кровавая ссора, которая произошла 30 сентября 1661 г. между слугами испанского посла Ваттевиля и французского посла д’Эстрада из-за места в кортеже при встрече шведского посла в Лондоне, свидетельствовала не об особой любви дипломатов того времени к дуэлям, она отражала политическую реальность. По требованию короля Франции Людовика XIV испанский посол был наказан, и послам Испании было приказано уступать впредь дорогу послам Франции. В противном случае Франция угрожала войной. На первый взгляд, ссора между слугами двух послов и угроза войны между государствами несоразмерны. Но это только на первый взгляд: за внешним фоном ссоры отчетливо просматривалась претензия Франции на лидерство среди европейских государств.

Необходимость систематизации норм дипломатического протокола ощущалась уже в далеком прошлом. В России, например, в 1774 году был выработан "Церемониал для чужестранных послов при императорском всероссийском дворе". Это был первый правительственный акт, обобщавший и утверждавший сложившиеся нормы русского дипломатического протокола. В 1827 году были изданы "Высочайшие утвержденные этикеты при императорском российском дворе".

Определялся порядок встреч и проводов иностранных послов, аудиенций. Отменялся публичный въезд послов в столицу, чему в XV—XVII веках придавалось особое значение.

Менялись времена, изменялись нормы дипломатического протокола, но всегда за условностями церемониала стояли вопросы большой политики государств, престижа верховной власти.

Дипломатический протокол по своему назначению является международной категорией. Его основные нормы должны соблюдаться более или менее одинаково всеми государствами. Вместе с тем дипломатический протокол каждой страны имеет свои особенности. Государства вносят в него поправки, изменения и дополнения, исходя из социально-экономического строя, идеологии, национальных особенностей и исторических традиций.

В настоящее время обязательное четкое соблюдение норм дипломатического протокола необходимо, когда происходит признание новых государств, установление дипломатических отношений, когда назначаются главы дипломатических представительств, вручаются верительные грамоты, осуществляются дипломатические визиты, проводятся беседы, переговоры, подписываются договоры и соглашения, организуются встречи и проводы официальных делегаций, созываются международные совещания, конференции, осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события. Особо следует отметить соблюдение этикета государственного гимна и государственного флага.

В соответствии с дипломатическим протоколом проводятся дипломатические приемы, ведется дипломатическая переписка, осуществляется представительская работа с дипломатическим корпусом. Можно с уверенностью сказать, что трудно, если не невозможно, найти какую-либо внешнеполитическую акцию, которая реализовалась бы без использования дипломатического протокола.

Нормы дипломатического протокола в основном исходят из правил международной вежливости. Нет каких-либо единых писаных или устных норм международного права, которые обязывали бы государства оказывать строго определенные почести главе государства при его официальном визите в страну. Каждое государство следует своим правилам приема иностранных гостей различного уровня, руководствуясь существующей международной практикой, взаимностью, национальными традициями и обычаями народа. Принимаются во внимание и тенденции, которые наблюдаются в международной протокольной практике: сделать нормы протокола более простыми и удобными.

Правила международной вежливости не имеют обязательной силы. Но, как свидетельствует международная протокольная практика, государства и дипломаты стремятся соблюдать их. Так, например, международная вежливость требует предоставления иммунитетов и таможенных привилегий дипломатам, следующим транзитом через страну. Международная вежливость не допускает никаких оскорбительных действий в отношении других государств, их представителей, государственных символов.

"Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными", — писал известный французский дипломат Ж. Камбон. Но не соблюдать их так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть... В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках".

В силу международного характера дипломатического протокола соблюдение его норм в общении между государствами считается обязательным. Отступление от общепринятых норм, нарушение или произвольное их изменение одной из сторон могут вызвать серьезные осложнения в отношениях между государствами. В истории дипломатии можно найти немало примеров, когда из-за пренебрежительного отношения к протоколу, а в ряде случаев и преднамеренного отступления от его правил создавались конфликтные ситуации, ухудшались отношения между государствами.

Протокол служит средством реализации и конкретизации основополагающих принципов международного права. В частности, суверенитет государства выражается в таких протокольных нормах, как оказание почестей государственному флагу, исполнение гимна и т.д. Принцип равноправия государств проявляется в очередности представления дипломатов высокому лицу в стране пребывания, в рассадке делегаций на международных конференциях и дипломатов на дипломатических приемах и т.д. Всякое отступление от соблюдения принятых норм рассматривается как нанесение ущерба достоинству и чести, государства. Даже невольная ошибка может быть расценена как умышленное оскорбление.

Вместе с тем протокол весьма гибок. В рамках общепринятых в международной практике норм возможны сравнительно широкие вариации. В зависимости от состояния отношений между странами, исходя из поставленных политических задач, при практическом применении всегда имеется возможность придавать различные оттенки протокольным правилам. Возможны большая и меньшая торжественность, увеличение или уменьшение числа участников официальных церемоний, повышение или снижение уровня представительства на них, придание большей или меньшей степени официальности различным мероприятиям. Однако во всех случаях следует соблюдать осторожность. Необходимо помнить о том, что всякое отступление от сложившихся норм будет замечено и соответствующим образом оценено.

Издавна государства стремились придать юридическую силу некоторым нормам протокола, превратить их в нормы международного права. Этим целям (в частности, определений старшинства среди глав дипломатических представительств) были посвящены Венский конгресс 1815 года, подводивший итоги наполеоновским войнам, и Аахенский конгресс Священного союза 1818 года. Как бы ни были несовершенны, особенно с позиций сегодняшнего дня, принятые ими документы, они регулировали нормы международного протокола более 150 лет и были для своего времени важными политически­ми документами.

В итоге больших усилий, разумных компромиссов в 1961 году государствам удалось выработать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях. Все государства мира, в том числе и те, которые формально воздерживаются от присоединения к конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы, а протокольные службы учитывают эти нормы в своей практической работе. В некоторых государствах Венская конвенция была инкорпорирована в национальные законодательства и стала рассматриваться ими как норма национального права. Другие страны дополнительно предпочли принять собственные законы с учетом обязательств, вытекающих из положений Венской конвенции.

Дипломатический протокол России выступает как политический инструмент внешней политики и дипломатии государства.

Признавая и соблюдая основные общепринятые нормы международной практики, российский протокол не делает различия между представителями больших и малых стран, не допускает никакой дискриминации по национальному и иному признаку. Ему чужды излишняя помпезность, но характерны политическая целесообразность, демократичность, деловитость, стремление к новаторству, гибкость, уважение традиций другой стороны.

Изменения и совершенствование норм дипломатического протокола происходят постоянно и в наши дни. Они вызываются политическими процессами в мире. Происходящие первоначально в национальных рамках изменения норм дипломатического протокола постепенно приводят, к изменениям в международной протокольной практике. Однако эти изменения не затрагивают его основополагающих норм, и прежде всего принципа равенства суверенных государств.

В России, а теперь и во многих других странах при вручении послами верительных грамот отменено чтение, речей. Более демократичным стал подход к форме одежды дипломатов на церемонии вручения верительных грамот. Постепенно отмирает практика участия дипломатического корпуса в проводах окончательно отъезжающего посла или при его встрече. Упрощается церемония встречи высоких гостей (во многих странах отменен орудийный салют, эскортирование самолета гостя, приглашение дипломатического корпуса на встречу и проводы главы государства). Исключением являются случаи, связанные с личной просьбой главы государства или министра иностранных дел во время их пребывания в стране с государственным визитом. По желанию главы государства ему может быть представлен дипломатический корпус. Отпала практика организации ответного протокольного мероприятия со стороны гостя.

При встрече главы государства не вывешиваются портреты в аэропорту, приветственные транспаранты по пути следования гостя в резиденцию. Отменена практика приглашения представителей трудящихся на аэродром и на улицы города. При государственном визите главы государства имеют место особые протокольные почести, о чем речь будет ниже.

В дипломатическом протоколе, как и в дипломатии, "все течет, все меняется". Об этом говорит хотя бы введение в России понятия "негосударственный визит", существенное изменение дипломатического протокола при приеме других делегаций.

Приемы и церемонии.

К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств. Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной, при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц.

Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона. Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей.

Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям. Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны. Виды дипломатических приемов достаточно разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на принципах международной вежливости.

В зависимости от времени и способа проведения, приемы подразделяют на дневные и вечерние, и на приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Вид приема избирается в зависимости от повода, по которому он устраивается. Наиболее торжественными (и наиболее почетными) принято считать вечерние приемы. При выборе соответствующего вида приема следует учитывать протокольные правила, национальные обычаи и традиции соответствующей страны.

Выбор вида того или иного приема сопряжен также с необходимостью соблюдения ряда протокольных формальностей, связанных с его подготовкой и проведением (приглашение и ответ на него, форма одежды, порядок прихода и ухода, встречу и проводы гостей, составление меню, сервировка стола, тосты).

К дневным приемам принято относить «бокал шампанского» (или «бокал вина») и «завтрак». К вечерним — «чай», «коктейль», «фуршет», «обед» (или «обед-буфет» и «ужин»). Завтрак, обед и ужин проводятся со строгой рассадкой, когда каждому гостю с учетом протокольного старшинства отводится специальное место за столом. При организации обеда-буфета или чая рассадка достаточно свободна.

«Бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вино, соки, минеральная вода). Прием проходит стоя. Форма одежды — повседневный костюм (платье). С точки зрения организации это — наиболее простая форма приема, не требующая сложной и длительной подготовки.

«Завтрак» устраивается между 12 и 15 часами. Обычно начало завтрака планируется в 12.30-13.00. Продолжительность, как правило, час-полтора, из них около часа — за столом и примерно 15-30 минут — за кофе (чаем). Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. В меню могут быть включены одна — две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда или горячей закуски.

Во время сбора гостей им предлагается аперитив. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение — шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Инициатива ухода — за главным гостем. Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если иная форма одежды специально не указана в приглашении.

«Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Прием проходит стоя. На приглашении обозначается время начала и окончания приема (17.00-19.00, 18.00-20.00). Нормальным считается пребывание на приеме около одного часа. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам.

Прием типа «Фуршет» проводится в те же часы, что и «Коктейль». Формальное отличие этого вида приема в том, что на приеме «Коктейль» обычно напитки и закуски разносятся, а на фуршетных приемах ассортимент, закусок представлен значительно шире. На фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда. Форма одежды на коктейле и фуршете — повседневный костюм. Иногда, в зависимости от конкретного случая, в приглашении может быть указан другой вид одежды.

«Обед» обычно начинается от 20 до 21 часа. Меню обеда включает одну — две холодные закуски, суп, горячие рыбное или мясное блюда, десерт. Во время обеда гостям подается аперитив. Продолжительность обеда — от 2,5 до 3 часов. При этом за столом гости проводят чуть более часа, а остальное время — в гостиных. В приглашении на обед протокольная практика рекомендует указывать форму одежды. Для мужчин это, как правило, вечерний костюм, а в торжественных случаях — смокинг или даже фрак. Для женщин — вечернее платье.

«Ужин» отличается от обеда только временем начала — не позднее 21 часа. В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как «Ужин» в настоящее время используется достаточно редко. Не столь строго, как прежде, выдерживается протокольное время начала официального обеда. Он может быть проведен, начиная с 19 часов.

В последние годы при организации протокольных мероприятий часто используется такая разновидность приема, как «обед-буфет», при котором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свободно рассаживаются по своему выбору. Такого рода прием организуется после концерта, музыкального вечера или какого-либо торжественного акта. Хорошее знание протокола необходимо не только дипломатам, но и каждому государственному служащему, занимающемуся вопросами международно-экономического сотрудничества, более того — каждому бизнесмену, который хочет успешно сотрудничать со своими зарубежными партнерами. Грамотное владение правилами и нормами современного дипломатического и делового протокола создает благоприятный климат общения, повышает престиж не только дипломатического или экономического ведомства, но и государства в целом.

Морской церемониал.

Практика морского дела издавна выработала для морских судов определенные правила и приемы действия. Правила встречи судов между собою достигнуты международным соглашением ввиду предупреждения столкновений. Этими правилами определяются: способ ношения отличительных огней, время их зажигания, сигналы, которыми обмениваются суда при встречах, для показания своего направления, и сторону, в которую корабли расходятся (например, при встрече каждое судно держится правой стороны, пропуская встречного слева; паровое судно уступает дорогу парусному; парусное, идущее более выгодным курсом, у ступает дорогу идущему менее выгодным и т. д.). Все эти правила обязательны для всех судов, как военных, так и коммерческих; нарушение их влечет за собою строгие кары. Относительно почестей, воздаваемых одним судном другому, прибрежным крепостям, входящим на судно лицам, сильно различаются между собою суда военные и коммерческие, а также и суда различных национальностей. В русском флоте приняты правила, подробно излагаемые в морском уставе.

Почести выражаются:

1) салютами из пушек (мелкой артиллерии, напр., 47 мм калибра) холостыми зарядами;

2) посылкою людей на реи;

3) вызовом караула и музыки на палубу у входа на нее;

4) подъемом флага, штандарта, брейд-вымпела и т. д.;

5) расцвечиванием флагами:

6) троекратным спуском кормового флага.

При встрече Государя и лиц царской фамилии делается салют из пушек определенным числом выстрелов, посылаются люди по реям, вызываются наверх все офицеры и команда; при входе на судно поднимается на мачте соответствующий флаг (штандарт Государя и т. д. — см. Салют). При входе лиц ниже званием почести уменьшаются; наконец, при входе на судно обер-офицера единственною почестью остается вызов "фалрейных" (2 — 4 матросов) ко входу на судно, помогающих взойти на трап. Входящее на рейд судно салютует как крепости, так и стоящим на рейде судам. В иностранных портах салют крепости производится лишь в тех государствах, с которыми было о том заранее соглашение. Расцвечивание флагами производится только в праздничные, высокоторжественные и царские дни. Если участие в празднестве принимают иностранцы, то на мачтах поднимают их флаг. При похоронах и при нахождении на судне покойника приспускается кормовой флаг и скрещиваются реи. То же делается на каждом судне в Страстную пятницу. При встрече шлюпок с начальствующими лицами гребцы поднимают весла на валек (вертикально вверх). См. Морской Устав, ст. 1191 — 1327, и "Правила предупреждения столкновений на море" (изд. морского министерства). Ср. Сигнализация.

Протокольные визиты.

С прибытием военных кораблей в иностранный порт командир корабля выполняет предусмотренные в программе мероприятия, среди которых важное место занимает нанесение визитов дипломатическому и консульскому представителю России и иностранным должностным лицам, а также прием ответных визитов упомянутых лиц. Такие визиты в дипломатической практике принято называть протокольными. Протокольные визиты делятся на предварительные, официальные и ответные. Предварительные визиты служат для уточнения порядка взаимоотношений с иностранными властями и кораблями и сроков нанесения официальных и ответных визитов в тех случаях, когда сделать это заблаговременно не представлялось возможным. Такие визиты наносятся одним из офицеров по указанию командира отряда (корабля) в случае вынужденного захода и при прибытии в порт военного корабля государства, флаг которого до этого не был представлен в данном порту. Официальные визиты представляют собой посещения должностных лиц, предписываемые протоколом или носящие служебный характер. Они являются выражением уважения к званию, государственной должности, общественному положению или личным качествам человека, которому они наносятся. Такие визиты делаются днем в течение первых 24 часов после прихода кораблей в иностранный порт. Официальные визиты командир отряда (корабля) наносит, как правило, следующим должностным лицам: а) при официальном визите военных кораблей в иностранный порт: - дипломатическому представителю России; - старшему гражданскому должностному лицу порта посещения (губернатору, мэру города и т.д.); - старшим военным начальникам армии, авиации и флота, находящимся в данном порту; - командирам стоящих в порту военных кораблей государств, с которыми Россия поддерживает дипломатические отношения, если эти командиры по званию или по должности равны командиру отряда (корабля) или выше его; б) при неофициальном визите военных кораблей в иностранный порт: - дипломатическому представителю России; - старшему гражданскому должностному лицу порта посещения (губернатору, мэру города и т.д.); - старшему военному начальнику порта посещения; в) при деловом заходе в иностранный порт: - дипломатическому представителю России; - представителю местных властей (по согласованию с дипломатическим представителем России); - старшему военному начальнику порта захода (по согласованию с дипломатическим представителем России); г) при вынужденном заходе в иностранный порт: - дипломатическому представителю России; - старшему военному начальнику порта захода. Если военные корабли заходят с официальным визитом в столицу иностранного государства, командир отряда (корабля) по предварительной договоренности может нанести протокольные визиты командующему военно-морскими силами, министру обороны, главе государства или правительства. Иногда визиты главе государства или правительства ограничиваются посещением их резиденций и записью в книге почетных посетителей. Ответные визиты преследуют ту же цель, что и официальные, и являются ответным выражением уважения к лицу, нанесшему официальный визит. Они делаются не позднее, чем по истечении 24 часов с момента официального визита. Международной практикой установлено, что на официальные визиты иностранных флагманов отвечают флагманы лично. Командирам иностранных кораблей, нанесшим визит флагману, отвечает командир флагманского корабля или специально назначенный офицер в звании не ниже командира корабля, к которому он посылается с визитом. Отступление от этого правила может расцениваться как нарушение общепринятого этикета. Если в порту захода кроме дипломатического представительства имеется и консульское представительство России, то протокольный визит консулу от имени командира отряда наносит по его распоряжению один из командиров кораблей или один из старших офицеров. К протокольным визитам относятся также и визиты командиру отряда (корабля) капитанов находящихся в данном порту и прибывающих российских судов. Ответ на эти визиты делает один из командиров кораблей по указанию флагмана. В программе посещения иностранного порта может предусматриваться одновременное нанесение протокольных визитов командиром отряда и командирами кораблей нескольким иностранным должностным лицам. При нанесении протокольных визитов необходимо соблюдать пунктуальность. Невежливо, например, опаздывать, равно как и заставлять прибывшего с визитом ожидать приема сверх назначенного времени. Нормальным считается прибытие к месту приема за пять минут до установленного срока. При непредвиденных обстоятельствах, вынуждающих отступить от обусловленного времени, следует заблаговременно извиниться и договориться об изменении срока визита. Продолжительность протокольных визитов ограничена. Предварительные визиты длятся столько времени, сколько мини

Наши рекомендации