International convention on standards of training, certification and watchkeeping for seafarers, 1978

(STCW 1978), AS AMENDED

(consolidated text)

Компетентность Знания, понимание и профессионализм Методы демонстрации компетентности Критерии для оценки компетентности
Применение навыков лидерства и работы в команде. Рабочее знание управлением судовым персоналом. Знание соответствующих международных морских конвенций и рекомендаций и национального законодательства. Способность принимать управление задачами и рабочей нагрузкой включая знание и способность применять эффективное управление ресурсами: 1.эффективное общение на судне и на берегу. 2.настойчивость и лидерство, включая мотивацию. Знание и способность применения техники принятия решений: 1.выбор курса действий. 2.оценка эффективности результатов. Оценка доказательства, полученного на основе одобренной подготовки. Экипажу назначаются обязанности, и он информируется об ожидаемых стандартах работы и поведения таким образом, который соответствует отдельным личностям. Цели подготовки и деятельности основываются на оценке существующей компетентности, способностях и эксплуатационных требованиях. Действия демонстрируют соответствие применимым законам. Демонстрируется поведение эффективного лидерства. Решения являются самыми эффективными в данной ситуации.
Использование навыков руководства и управления. Знание вопросов управления судовым персоналом и подготовки персонала. Способность применять управление задачами и рабочей нагрузкой, включая: 1) планирование и координацию; 2) назначение персонала; 3) ограничения по времени и ресурсам; 4) расстановка приоритетов. Знание и способность применения эффективного управления ресурсами: 1) распределение, назначение и установление приоритетов в отношении ресурсов; 2) эффективное общение на судне и на берегу; 3) решения отражают учет опыта членов команды; 4) настойчивость и лидерство, включая мотивацию; 5) получение и поддержание знания обстановки. Знание и способность применять технику принятия решений: 1) оценка ситуации и рисков; 2) выявление и представление набора действий; 3).выбор курса действий; 4) оценка эффективности результатов. Оценка доказательства, полученного на основе одобренной подготовки. Общение происходит четко и недвусмысленно. Демонстрируется эффективное лидерство. Решения являются самыми эффективными в данной ситуации. Операции показывают эффективность и находятся в соответствии с применимыми правилами.

Лист регистрации изменений

Таблица 15

№ измене- ния Характер изменения в рабочей программе Документ, на основании которого внесено из­менение Краткое содержание изменения Протокол заседания кафедры, на котором было принято решение Заведующий кафедрой , утверждающий внесенное изменение Декан факультета, утверждающий данное изменение Срок введения изменения
Номер Дата Дата Подпись Дата Подпись
                     
                     
                     
                     

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

С.В.Панченко.

(подпись)

«» 2013г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Направление подготовки

(специальность) 180403 «Судовождение» (СВ) Код ОКСО наименование

Ведущий лектор:

Саркисьян Т.Н., к. культурологии

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

Одобрен на заседании кафедры

« 14 » октября 2013 г. протокол № 2

Новороссийск

2013 год

* Входит в состав УМК в обязательном порядке в том случае, если отсутствуют учебники или учебные пособия, имеющие гриф Минобрнауки России, Минтранса России или УМО.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I

Светский или общегражданский этикет.

ТЕМА 1

Этика и этикет. Этикет как социальное явление.

Общение как социально – психологическая категория

Темперамент и деятельность

Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Предмет, специфика, структура и задачи этики. Методы этической науки. Этика в системе гуманитарного знания. Историческое развитие морали. Специфика российской этики. Нормативные образцы личности. Сущность, специфика и содержание морали. Структура морали, взаимодействие ее элементов. Функции морали. Идеал. Добродетель и порок. Свобода и необходимость. Проблема морального выбора. Моральная ответственность личности. Проблема справедливости.

Соотношение понятий «этикет» и «культура поведения», «этикет» и «мораль», «этикет» и «ритуал». Несводимость этикета к другим формам культуры при всей его способности растворяться в них.

Этика (привычка, нрав – греч.) – философская наука, объектом изучения которой является «мораль», «нравственность».

Этика возникла в результате отделения духовной теории от материального производства.

Этика теоретически решает нравственные практические проблемы, которые возникли перед человеком (как поступать в различных ситуациях? Добро или зло…).

Этика – норма поведения человека в обществе.

Мораль (обычаи поведения) – предмет изучения этики, форма общественного сознания.

Она формирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Мораль в конкретном обществе едина для всех. Мораль формируется в обществе в зависимости от экономического и политического строя в обществе.

Нравственность в отличие от морали является формой сознания, обладает практическим применением. Нравственность формирует её историческую форму.

Нравственность – это обычаи, нормы поведения, ритуалы. Поддерживается в обществе моралью, характерной для того или иного общества.

Этикет (ярлык, этикетка – фр.) – это совокупность правил поведения, которые регулируют проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, поведение в обществе, манеры, одежда, приветствия и др.).

Этикет – составляющая часть внешней культуры человека.

В этикет входят требования, которые приобретают характер церемонии.

А.П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли».

Этикет является составной частью культуры человека. Он определяет, как двигаться, разговаривать, как поступать в различных ситуациях.

Этикет как сложное, многослойное образование. Общение, как социально–психологическая категория.

Антиномичность этикета: формальное и содержательное; стандартизованное и творческое; объективное и субъективное; утилитарное, практичное и непрактичное, «бесполезное»; серьёзное и несерьёзное; внешнее и внутреннее. Структура этикета: формы (вербальный и невербальный); виды (дипломатический, придворный, воинский, общегражданский, речевой); подвиды (деловой, служебный, столовый, гостевой и т.д.).

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни.

Общение делится на вербальное и невербальное.

В едином процессе общения выделяются три стороны:

1. Коммуникативная (обмен информацией)

2. Интерактивная (взаимодействие во время общения)

3. Перцептивная (восприятие).

I. Коммуникативная сторона общения

Она предполагает обмен информацией, связанный с поведением собеседника.

Значимость информации имеет несколько условий:

– информацию необходимо принять;

– понять;

– осмыслить.

Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова неправильно поняты. Это происходит потому, что при передаче информации возникают препятствия, которые называются – коммуникативные барьеры.

Имеются формы коммуникативных барьеров

1) Барьеры непонимания:

а) фонетический барьер (быстрая невыразительная речь с большим количеством звуков – паразитов);

б) стилистический – (несоответствие речи коммуникатора и ситуации общения или несоответствие информации и состояния партнера по общению);

в) семантический (различие в системах значений слов, когда участники общения используют различные значения слов (например, бригадир и новичок);

г) логический (сложная непонятная или неправильная логика рассуждения). Например: мужская логика, женская логика.

2) Барьеры социокультурного различия:

Они основаны на социальных, политический, религиозных и профессиональных различиях, которые приводят к разной интерпретации понятий, употребляемых в речи.

3) Барьеры отношений:

Они связаны с неприязнью, недоверием к говорящему, которые распространяются на передаваемую информацию. Любая поступаемая к человеку информация несёт на себе элемент воздействия с целью частичного или полного изменения поведения человека, его желания, потребностей и т.д. Не всякий человек хочет этих изменений, потому что они могут нарушить его представление о себе, его душевное спокойствие. Поэтому человек может противиться получению информации. Защита от информации может проявляться в виде избегания (человек отклоняется от контактов с определенными людьми, использует любой предлог для прекращения или своеобразного непонимания сообщения).

II. Интерактивная сторона общения.

Она заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Общение предлагает некоторый результат и здесь проявляется межличностное взаимодействие. Человек вступает во взаимодействие, руководствуясь следующими мотивами:

1) максимизация общественного выигрыша (кооперация);

2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация различий выигрыша другого (агрессия);

6) минимизация различий выигрыша (равенство).

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля и на основе норм принятых в обществе. Ориентируясь на нормы человек, соотносит свое поведение с эталоном, отбирает нужное и таким образом исполняет определенную роль во взаимодействии с другими людьми.

III. Перцептивная сторона общения

Она обозначает процесс восприятия друг друга партнёрами во время общения и установления на этой почве взаимодействия. В процессе восприятия формируется представление о намереньях, мыслях, способностях, установках, культуре человека. В этот процесс включены, как минимум, два человека. Каждый сопоставляет себя другим, принимая в расчет не только потребности другого, но и то, как этот человек понимает свои потребности и установки. Человек осознает себя через другого.

Существую механизмы перцепции:

1. Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия).

2. Понимание самого себя в процессе общения (называется рефлексия)

3. Прогнозирование поведения партнера по общению (называется каузальная атрибуция).

Идентификация (отождествление – лат.) – это способ познания другого человека, предположения о его внутреннем состоянии которые строятся на основе попыток поставить себя на его место.

Нельзя по настоящему понять человека, не побывав в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас с определениями мы говорим: «Побывали бы на моем месте», т.е. предлагает включить механизм идентификации.

Эмпатия (сопереживание – греч.) – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Способность проявления эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, много испытавшие, могут лучше понять человека, попавшего в сложную ситуацию.

Одной из форм эмпатии является действенная эмпатия, характеризующая нравственную сущность человека.

Стереотипизация (твердый отпечаток – греч.) – это восприятие партнёра на основе искомого стереотипа, т.е. как представителя определенной социальной группы.

Рефлексия (обращение назад от лат.) – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнёрами по общению.

Пример: Я, каким являюсь в действительности; я, каким вижу самого себя; я, каким видит меня партнёр по общению.

Каузальная (причина, придаю, атрибуция, надеясь – лат.) - это механизм интерпретации поступков и чувств другого (стремление к выявлению причин поведения человека).

Исследователи считают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинностей, т.е. объяснение чужого поведения:

1). Люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины конкретному человеку.

Пример: получил неуд. – виноват преподаватель.

2). В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции, люди склонны винить обстоятельства, не утруждая себя поискам конкретного виновника.

Пример: не успел, т.к. транспорт не работает.

3). Каузальная атрибуция. Человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие.

Темперамент и деятельность

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

ТЕМЫ 2 - 4

Наши рекомендации