Развития физической культуры и спорта на период до 2020 года

С Т Р А Т Е Г И Я

Развития физической культуры и спорта на период до 2020 года

Москва 2009

Введение

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года ( Пр-2248ГС от 21 октября 2008 г.).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы.

За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".

Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации.

При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.

Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

II. Цель и задачи Стратегии

Цель Стратегии - создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

1. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.

2. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.

3. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.

4. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров.

5. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

6. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

7. Создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.

VI. Модернизация системы физического воспитания различных

И спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной

Спортивной арене. Усиление мер социальной защиты

Спортсменов и тренеров

7.1. Основные направления:

развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;

развитие студенческого спорта;

совершенствование системы развития спорта высших достижений;

усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

укрепление международных спортивных связей.

7.2. Комплекс мер:

модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;

развитие федеральных учреждений спортивной подготовки;

стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;

проведение научных исследований, разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;

совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;

разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;

введение учреждений образования школ-интернатов спортивной направленности и центров образования спортивной направленности;

разработка требований к организации специализированных классов по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным процессом, с учетом их наполняемости по видам спорта и возраста обучающихся;

разработка предложений по созданию в субъектах Российской Федерации региональных центров спортивной подготовки (спортивного резерва);

реализация мер по развитию в спортивных школах зимних паралимпийских видов спорта;

разработка требований к организации детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва с учетом современных требований к подготовке спортсменов высокого класса;

разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий.

7.2.1. Для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо:

модернизировать систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса;

разработать перспективные научно-методические и медико-биологические технологии, направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса;

разработать программу развития олимпийских (паралимпийских и сурдлимпийских) видов спорта до 2020 года;

внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

создать федеральные и региональные центры спортивной подготовки для спортивных сборных команд, в первую очередь по летним и зимним олимпийским видам спорта, в которых разыгрывается наибольшее количество комплектов медалей, и по циклическим видам спорта в условиях среднегорья;

создать систему государственного заказа по подготовке спортсменов - кандидатов в состав основных спортивных сборных команд страны по видам спорта, а также заключение соглашений с субъектами Российской Федерации о целевой подготовке спортсменов - членов спортивных сборных команд страны с учетом приоритетных направлений развития спорта высших достижений в субъектах Российской Федерации;

развивать молодежные общественные организации в сфере физической культуры и спорта;

принять меры по развитию студенческого спорта в Российской Федерации, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта в Российской Федерации;

проводить раз в два года Всероссийские Универсиады по зимним и летним видам спорта;

создать на базе высших учебных заведений физической культуры и спорта центры спортивной подготовки сборных команд, в первую очередь по олимпийским видам спорта;

создать экспериментальные спортивные команды по циклическим видам спорта, включенным в программу игр Олимпиады;

создать резервные спортивные сборные команды по всем олимпийским зимним видам спорта для целенаправленной подготовки к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи, провести отбор молодых спортсменов в спортивные команды, разработать для них индивидуальные целевые программы подготовки, создать оперативную систему контроля и анализа эффективности тренировочного процесса;

обеспечить научно-методическое и медицинское сопровождение спортсменов резервных спортивных команд, а также обеспечить их спортивным инвентарем и экипировкой;

разработать систему мер государственной поддержки развития олимпийских видов спорта с низкой самоокупаемостью, в том числе легкой атлетики, гребли, фехтования;

создать систему стажировки ведущих тренеров из регионов в спортивных сборных командах России по видам спорта;

создать систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей, работающих в спортивных сборных командах России;

разработать систему мер по усилению ответственности лиц, применяющих запрещенные средства и методы в спорте;

разработать систему мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной помощи выдающимся российским спортсменам;

разработать предложения о медицинском страховании спортсменов - членов спортивных сборных команд России;

содействовать развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций.

7.2.2. Для решения задач в области международной спортивной политики необходимо:

реализовать программу действий по увеличению представительства Российской Федерации в международных спортивных организациях;

расширить сотрудничество с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта;

развивать связи и укреплять позиции в европейских спортивных организациях, расширять связи и сотрудничество с азиатскими спортивными организациями, а также обеспечить развитие связей со спортивными организациями других стран;

укреплять связи и углублять сотрудничество со спортивными организациями стран СНГ, Балтии, Союзного государства;

развивать сотрудничество с международными спортивными организациями, объединяющими граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

поддерживать развитие спортивных контактов и связей регионов и муниципальных образований России с регионами и муниципальными образованиями зарубежных стран;

развивать сотрудничество с зарубежными спортивными организациями и организациями спортивного шоу-бизнеса;

проводить в Российской Федерации чемпионаты мира и Европы по наиболее популярным видам спорта, а также комплексные международные спортивные мероприятия, включая Олимпийские игры;

привлекать ведущих зарубежных тренеров для работы с российскими спортивными командами, в первую очередь в видах спорта, не имеющих на протяжении длительного времени высоких спортивных достижений на международном уровне;

осуществлять меры по защите интересов российского спорта и спортсменов на международной арене.

7.3. Ожидаемые результаты:

На первом этапе:

увеличение до 30 % доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, от общей численности детей 6 - 15 лет;

увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки по зимним видам спорта, до 380 тыс. человек;

завоевание спортивной сборной командой России на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи первого места в неофициальном общекомандном зачете;

завоевание студенческой спортивной сборной командой России на XXVII Всемирной универсиаде 2013 года в г. Казани первого места в неофициальном общекомандном зачете.

На втором этапе:

увеличение до 40 % доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, от общей численности детей 6 - 15 лет;

увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки по зимним видам спорта, до 430 тыс. человек;

обеспечение успешного выступления спортивной сборной команды на летних и зимних Паралимпийских играх;

обеспечение вхождения в тройку призеров спортивных сборных команд страны на Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх в неофициальном общекомандном зачете;

увеличение российского представительства в рабочих и руководящих органах международных спортивных федераций и организаций;

обеспечение необходимой защиты прав и интересов российского спорта и спортсменов в международном спортивном движении.

И их объединениями

10.1. Основные направления:

разработка комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта;

определение системы мер по организации работы с болельщиками и их объединениями.

10.2. Комплекс мер:

разработка программ по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на объектах спорта;

совершенствование нормативной правовой базы обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;

проведение мониторинга обеспечения правопорядка и общественной безопасности;

осуществление подготовки кадров и повышение квалификации работников, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, включая эксплуатационную надежность физкультурно-спортивных сооружений;

совершенствование системы государственного контроля обеспечения правопорядка и общественной безопасности массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;

внедрение системы стандартизации и сертификации безопасности и качества объектов спорта и оказываемых на них физкультурно-спортивных услуг, приведение ее в соответствие с международными требованиями;

разработка и принятие положения о клубе спортивных болельщиков и создание российской ассоциации клубов болельщиков по видам спорта;

проведение всероссийского конкурса на лучший клуб спортивных болельщиков и освещение деятельности клубов болельщиков в средствах массовой информации.

10.3. Ожидаемые результаты:

На первом этапе:

обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта, проведение мер социального, просветительного и превентивного характера для предотвращения насилия в ходе этих мероприятий;

сокращение числа противоправных действий на физкультурно-спортивных сооружениях, в непосредственной близости от них и вдоль путей следования зрителей;

увеличение числа зрителей, посещающих объекты спорта;

соблюдение требований безопасности и конструктивной надежности физкультурно-спортивных сооружений.

На втором этапе:

обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта.

С Т Р А Т Е Г И Я

развития физической культуры и спорта на период до 2020 года

Москва 2009

Введение

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года ( Пр-2248ГС от 21 октября 2008 г.).

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы.

За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".

Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации.

При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.

Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Наши рекомендации