Социальное воспитание: сущность и методы.
Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.
Задачи социального воспитания:
1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции.
2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.
3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.
5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.
Формула первого метода выглядит следующим образом. Ребенок в своей субъективной реальности выступает как субъект, взаимодействующий с объектом (человеком, природным или искусственным объектом) по поводу образа, используя в качестве инструмента информацию. Назовем этот метод организации исследования (целенаправленного изучения чего-либо). Отсюда второй сущностно противоположный метод, предполагает передачу «Я» функции субъекта окружающему миру («Я» — объект, «Не Я»- субъект).
Если этот способ взаимодействия связан также с образом, который «Не Я» строит путем информирования ребенка (предъявления информации) получаем метод организации созерцания — непосредственного восприятия действительности. Два другие метода предусматривают субъективное отражение субъект-субъектности. В одном случае обмен информацией об образах двух субъектов — воспитанника и иного субъекта (другого воспитанника, воспитателя, иного взрослого и т.п.) реализующий стратегию единения может быть назван диалогом — разговор между двумя лицами, обмен репликами (коммуникация, беседа и т.п.). Аналогичный способ взаимодействия, отличается только тем, что информационный поток направлен от ребенка, имеющего в своей субъективной реальности образ на то, чтобы противопоставить этот образ образу другого субъекта. Это — не что иное, как демонстрация — показ чего-либо наглядным способом. Таким образом, выстраивается первая схема. На ней размещение методов таково, что исследование противопоставлено созерцанию (по направленности получения информации), а диалог — демонстрации.
Если строить схему методов воспитания имеющих в своей основе состояние, то может получиться следующее изображение. На этой схеме (в верхней части) представлен ритуал — порядок обрядовых действий. Метод ритуала — специально организованное взаимодействие ребенка («Я») с кем-либо или чем-либо по поводу состояния. Субъективно «Не Я» (человек или предмет) воспринимается ребенком как субъект, с которым достигается единение в состоянии. Как видно из сравнения схем, метод ритуала имеет много общего с диалогом.
Противоположно ритуалу — преодоление. Преодолеть — пересилить, справиться с чем-нибудь. В процессе преодоления «Не Я» субъективно воспринимается ребенком как активный участник противодействия, даже, если «Не Я» является неодушевленным предметом. Например: гора, длинная дорога, бытовые трудности и т.п. Рассмотрение в качестве метода организацию преодоления смещает акценты при понимании традиционного «упражнения».
Весьма важным, на наш взгляд, является введение метода организации развлечения — занятия, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие. Характеризует развлечение то, что субъективная картина взаимодействия ребенка («Я») предполагает себя в функции объекта, получающего собственное состояние как результата воздействия субъекта («Не Я»). К методу организации развлечения относятся все игровые формы.
Последним из рассматриваемых методов воспитания является метод организации созидания. Созидать — сделать существующим, произвести, основать. Созидание ребенком чего либо основывается не просто на субъективном отношении к «Не Я» как к объекту, состояние которого следует изменить. Созидание предусматривает представление ребенка о будущем состоянии объекта созидания — преобразования.