Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей.

Задание по теме «Социально-педагогическая деятельность с детьми разных категорий»

Социализация как ведущее понятие социальной педагогики.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциальная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Научные подходы к определению термина «социализация».

Теории социализации строятся на понимании антропологии как всеобщего учения о людях и о влиянии на них господствующих в определенном обществе в определенное время общественных отношений. Н.Ф.Голованова отмечает что педагогическая характеристика понятия «социализация» выражается по меньшей мере, пятью подходами: социологический, факторно-институционный, интеракционистский, интериоризационный, интраиндивидуальный. А.В.Иванов отмечает, что «процесс социализации личности отражен в трех последовательных основных фазах: социальная адаптация, максимальная персонализация (для личностного процесса – это индивидуализация); интеграция индивида в группу». Однако важно учитывать факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три стадии социализации. При этом в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются. Удачной А.В.Иванов считается такую социализацию, когда «личность умеет защитить и утвердить свою автономность и при этом интегрироваться в социальную группу».

Л.В.Мардахаев, анализируя существо социализации, выделяет в нем следующие компоненты: мировоззренческий, социоличностный, культурологический, эмоционально-волевой. Каждый компонент имеет своеобразие в зависимости от возраста человека, среды жизнедеятельности и самоактивности в ней по ее познанию и самоопределению в ней.

Мы придерживаемся мнения, что социализация есть активное взаимодействие личности и общества, при котором, с одной стороны, происходит вхождение личности в социальную среду, усвоение ей социальных влияний, принятие ей системы общественных норм и ценностей. С другой стороны личность вносит в общество свой опыт, свой творческий подход, активно преобразуя его.

Задание по теме «Социально-педагогическая деятельность с детьми разных категорий»

Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей.

В центре внимания социального педагога находятся обучающиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это обучающиеся из неблагополучных семей, находящиеся под опекой, из малообеспеченных семей, обучающиеся-инвалиды. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогическим коллективом и социальными службами посёлка и района.

Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми из неблагополучных семей. Это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.

Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап - выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап - координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк данных.

Часто для определения причин возникновения проблем у обучающегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья обучающихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт школы. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

На каждую проблемную семью в нашем образовательном учреждении составлена социальная карта, которая содержит подробную информацию о семье. Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.

Трудностей у детей из неблагополучных семей действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.

1 проблема - малообеспеченность семей.

Дети из неблагополучных семей - часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как обучающемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации. В сентябре и январе организована акция «Доброе сердце»: собрана и выдана одежда для детей семей Л. и С., коллективом учителей, администрации и обучающихся школы собраны денежные средства для бесплатного питания детей в школьной столовой. Детям из семей Л. и С. органами социальной защиты населения выделены путевки в санаторий г. Грайворона. Социальным педагогом оказана помощь в сборе документов для поездки детей в санаторий.

2 проблема - успеваемость и посещаемость детей.

Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.

Ежедневно классными руководителями и социальным педагогом осуществляется контроль посещения обучающимися из неблагополучных семей учебных занятий, их внешнего вида, наличия школьных принадлежностей.

3 проблема - безнадзорность детей во внеучебное время.

Находясь без присмотра со стороны взрослых, обучающиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях. Все дети из неблагополучных семей вовлечены в систему дополнительного образования.

4 проблема - наличие вредных привычек и совершение правонарушений.

В нашем образовательном учреждении профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:

- реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;

- проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ГДН, представителей КДН и ЗП;

- организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра детской поликлиники;

- индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ГДН.

5 проблема - профориентация подростков из неблагополучных семей (устройство после окончания школы).

Совместно с психологом проводим диагностику обучающихся с целью определить профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения.

С детьми из неблагополучных семей проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.

Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников - это главный успех в работе педагога.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА»

Наши рекомендации