Тема 2. Сущность процесса самопознания личности.
Задание.
1. Определение перспектив собственного развития, социального статуса и т.д.
2. Соотнесение личностных притязаний с реальными условиями социальной жизни.
Методические рекомендации:Для выполнения данных заданий проанализируйте – что представляете вы собой как личность, каковы перспективы вашего развития, какова ваша статусно-ролевая позиция в группе. Подберите психодиагностические тесты на выявление уровня самооценки личности. Подберите афоризмы об учении, образовании.
Контрольные вопросы:
1. Что значит обладать высокой, низкой или адекватной самооценкой?
2. Как вы думаете, меняется ли самооценка на протяжении жизни? От чего это зависит?
3. Что понимается под самоактуализацией личности (А.Маслоу)?
Осн.: 1 [11-18], 5 [12-25]
Доп.: 1 [17-28], 11 [35-43]
Тема 3. Человек как саморазвивающийся организм.
Задание.
1. Представление собственной индивидуальности, индивидуальных особенностей (темперамент, характер, способности).
2. Определение характера склонности к обучению.
3. Выявление влияния темперамента и индивидуальных биоритмов на рациональную организацию студенческого образа жизни.
4. Формирование имиджа и индивидуальный образ жизни.
Методические рекомендации:С помощью психодиагностического теста определите свой тип темперамента. Опишите как темперамент и индивидуальные биоритмы влияют на рациональную организацию студенческого образа жизни. Охарактеризуйте свое отношение и способности к обучению.
Контрольные вопросы:
1. Каково соотношение темперамента и характера?
2. Проанализируйте, как происходило формирование вашего характера. Какие факторы повлияли на становление вашего характера?
3. Определите особенности формирования и развития способностей человека.
4. Охарактеризуйте основные составляющие имиджа человека.
Осн.: 5 [51-65], 6 [17-25]
Доп.: 1 [72-82]
Тема 4. Возрастные особенности развития личности.
Задание.
1. Возрастная периодизация психического развития Э.Эриксона
2. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина.
Методические рекомендации:При выполнении данного задания обратитесь к литературе по возрастной психологии и психофизиологии. Самостоятельно опишите ваш желаемый статус в зрелом возрасте (профессия, место проживания, семейное положение, хобби, социальное положение, заслуги и т.д.). Предложите правила по рациональной организации собственной жизни.
Контрольные вопросы:
1. Эпигенетический принцип в подходе Э.Эриксона.
2. Сензитивный период.
Осн.: 1 [58-72], 5 [145-159]
Доп.: 5 [74-90], 6 [92-141], 12 [56-78]
Тема 5. Внешний и внутренний мир личности.
Задание.
1. Определение самооценки и самоанализ личности.
2. Психические состояния, человеческие чувства и эмоции.
Методические рекомендации:Ознакомьтесь с особенностями проявления человеческих чувств и эмоций, определите основные психические состояния личности, формы протекания, причины возникновения, возможные последствия на психическое и физическое состояние.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные психические состояния личности.
2. Какое значение эмоционально-волевая регуляция имеет в структуре личности?
3. Определите зависимость эмоциональных проявлений человека от его типа темперамента и характера.
Осн.: 2 [51-85], 8 [145-159]
Доп.: 9 [79-91], 11 [156-178]
Тема 6. Механизмы саморегуляции и контроля.
Задание.
1. Пути преодоления стрессовых ситуаций.
2. Проявление воли.
3. Контроль над собой.
Методические рекомендации:Ознакомьтесь с теорией стресса Г.Селье. Подберите примеры волевых проявлений человека, а также приемов самовоспитания воли.
Контрольные вопросы:
1. Какие последствия имеют стрессы, нервно-психические расстройства, депрессии и неврозы?
2. Предложите рекомендации по развитию способностей контролировать проявления эмоций, желаний, соблазнов и т.д.
Осн.: 4 [68-85], 5 [124-135], 8 [56-79]
Доп.: 3 [75-82], 7 [92-141]
Тема 7. Общение как деятельность.
Задание.
1. Общение - роскошь, которой надо учиться.
2. Восприятие и понимание в процессе общения.
Методические рекомендации: По психологической литературе выделите механизмы восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.
Контрольные вопросы:
1. Какое значение имеет общение в процессе самосовершенствования личности?
2. Определите моральные нормы межличностного общения.
Осн.: 4 [29-55], 5 [145-159]
Доп.: 2 [142-180], 3 [69-81], 10 [36-58]
Тема 8. Культура общения.
Задание.
1. Типы человеческих взаимоотношений: партнерство, дружба, любовь и др.
2. Гармония или конфликт?
3. Пути разрешения конфликтных ситуаций.
Методические рекомендации: Определите возможные барьеры общения, проблемы психологического, социального, этнического плана. Подберите этические правила и нормы общения между людьми, механизмы преодоления конфликтности и достижению толерантности.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под корпоративным духом и каковы формы его формирования?
2. От чего зависит первичное восприятие личности?
3. Определите рекомендации по установлению оптимального эмоционального контакта в процессе общения.
Осн.: 4 [21-59], 8 [128-143]
Доп.: 8 [12-26], 10 [76-95]
Тема 9. Мужественность и женственность.
Задание.
1. Полоролевые функции и культурные стереотипы поведения.
2. Брак и семья. Функции семьи. Семейные отношения.
Методические рекомендации:К рассмотрению первого вопроса подойдите с позиции традиционной и современной морали, сопоставьте полоролевые функции в современной и традиционной семье с учетом коренной ментальности. Попытайтесь составить свою гендерную автобиографию. Постройте модель идеальной семьи, выделите основные характеристики.
Контрольные вопросы:
1. Определите основные функции семьи.
2. Какие психологические проявления личности могут свидетельствовать о психологической готовности к созданию семьи?
Осн.: 2 [41-62], 4 [108-130]
Доп.: 8 [5-28], 10 [36-54]
Тема 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины.
Задание.
1. Семья – коллектив родственников.
2. Традиции и обычаи семьи.
Методические рекомендации: На примере литературных источников, личных наблюдений предложите рекомендации по установлению гармоничных отношений в семье и коллективе родственников, определите влияние семейных отношений на самодостаточность развития детей. Подберите афоризмы, народные сказания о роли мужчины и женщины.
Контрольные вопросы:
1. Определите влияние семьи на самореализацию и самосовершенствование человека на различных возрастных этапах его развития.
2. Охарактеризуйте формы воспитания и типы взаимодействия родителей и детей в семье.
Осн.: 2 [68-92], 4 [83-105]
Доп.: 2 [63-94], 3 [127-145]
Тема 11. Идеалы и ценности.
Задание.
1. Смысл жизни: многогранность толкований.
2. Трансформация ценностного сознания.
Методические рекомендации:При подготовке к занятию обратитесь к типологии потребностей А.Маслоу. Составьте собственную пирамиду человеческих ценностей. В определении смысла жизни обратитесь к философской, этической, культурологической литературе; определите собственные взгляды на смысл жизни.
Контрольные вопросы:
1. Какие потребности можно отнести к материальным, а какие к нематериальным?
2. С какими ценностями связаны потребности?
3. Выразите свое отношение к богатству и к бедности.
Осн.: 5 [251-283], 7 [65-87]
Доп.: 4 [93-128], 7 [95-134], 8 [27-39]