Лекция 2. Сущность процесса самопознания личности

Что же такое самопознание? Проблемы духовности и нравственности. Человек в философии Древней Индии, в Древней Греции и Риме. Учение о счастье. Сферы и области собственной личности (У. Джемс). Самосознание. Я-концепция.

Лекция 3. Человек как саморазвивающийся организм

Главный психологический смысл личностного роста. Жизненный путь. События жизни. События среды. События поведения человека в окружающей средепоступки. События внутренней жизни. Внутренние критерии личностного роста: Принятие себя. Открытость внутреннему опыту переживаний. Понимание себя. Ответственная свобода. Динамичность.

Внешние критерии личностного роста: Принятие других. Понимание других. Социализированность. Творческая адаптивность.

Лекция 4. Возрастные особенности развития личности

Возрастная периодизация по Л.С.Выготскому и Д.Б.Эльконину. Теория Э.Эриксона. Индивидуальная особенности человека. Темперамент, характер, способности. Профессиональная развитие и становление личности.

Лекция 5. Внешний и внутренний мир личности

Внутренний мир человека, или субъективная реальность. Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Пространственно-временная структура внутреннего мира. Содержание внутреннего мира. Состояния психики, характеризующие внутреннюю жизнь. Эмоционально-волевая регуляция человека. Стресс. Фрустрация

Лекция 6.

Психическое здоровье. Рефлексия. Этапы развития рефлексивного механизма. Социально-психологическая рефлексия. Механизмы самоконтроля и саморегуляции. Самоуправление. Саморегуляция.

Лекция 7. Общение как деятельность

Общение. Функции, каналы, средства, виды и типы общения. Функции общения: информационно-коммуникативная; регулятивно-коммуникативная; эмоционально-коммуникативная. Аутокоммуникация. Средства общения (вербальные и невербальные). Каналы общения. Типы общения (Функционально-ролевое общение. Межличностное общение. Деловое общение. Раппортное общение). Фазы общения. Особенности делового общения.

Лекция 8. Культура общения

Основной элемент общения – речь. Культура речи. Соблюдение определенных правил. Невербальная культура общения. Толерантность. Знание самого себя. Защищенность. Ответственность. Потребность в определенности. Способность к эмпатии. Чувство юмора. Авторитаризм.Черты толерантной личности. Правила толерантного общения. Правила привлечения внимания слушателей.

Лекция 9. Мужественность и женственность

Половая идентичность. Биологический подход. Социокультурный подход. Гендерная идентичность. Типы гендерной идентичности.

Лекция 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины

Сегрегация. Теории Г. Штайнса и Р. Кентера. Дружеские и сексуальные гендерные отношения. Супружеские отношения.

Лекция 11. Идеалы и ценности

Ценность. Шкала ценностей человека. Социальные ценности. Классификация цен­ностей. Семья, родственники, старшее поколение. Межличностные отношения. Богатство. Труд как ценность.

Лекция 12. Мораль и нравственность

Мораль. Моральные идеалы, принципы и нормы. Моральная деятельность. Моральные (нравственные) отношения. Моральное сознание. Задачи морали. Внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали.

Лекция 13. Физическое здоровье

Физическое здоровье. Основные критерии здоровья.Главные признаки физического недомогания. Компоненты здоровья. Соматическое здоровье. Физическое здоровье. Психическое здоровье. Нравственное здоровье. Признаки здоровья. Здоровый образ жизни. Образ жизни. Уровень жизни. Стиль жизни. Двигательная активность.

Лекция 14. Психическое здоровье

Здоровье психическое. Критерии психического здоровья.Расстройство психики.Мера одиночества. Рефлексия. Социальное (общественное) здоровье.

Лекция 15. Саморазвитие и самовоспитание

Самоорганизация жизни и деятельности. Самовоспитание. Саморегуляция. Самооценка. Самоконтроль. Самосознание и самоуважение. Самовнушение. Самоприказ. Самопринуждение.Самокорректировка. Саморегуляция.Культура самовоспитания.

2.3 Планы практических занятий.

Тема 1. Самопознание как область знания.

Задание.

1. Знакомство и самопрезентация.

2. Представление о самом себе и мнение окружающих.

Методические рекомендации:Для выполнения данных заданий необходимо произвольно составить описательный портрет своей индивидуальности (черты характера, увлечения, интересы, эмоции и др.); соотнести мнение о самом себе с мнениями окружающих.

Контрольные вопросы:

1. Как осуществляется ваша осознанная рефлексия по поводу новой социальной роли в качестве студента?

2. Выразите свои представления о ценности образования.

Осн.: 2 [55-58], 5[24-29], 6 [45-53]

Доп.: 1[25-35], 14 [4-12].

Наши рекомендации