Лекция 1. Самопознание как область знания

Программа курса (syllabus)

по дисциплине «Самопознание»

для специальностей: 5В012000-Профессиональное обучение,

Форма обучения: очная

Всего 2 кредита

Курс 1

Семестр 2

Лекций 15 часов

Практические занятия - 15 часов

СРО – 30 часов,

СРОП - 30 часов

Всего внеаудиторных часов - 45

Всего аудиторных часов - 45

Трудоемкость - 90

Алматы, 2012

Программа курса составлена к.пс.н. Зыковой Н.М., к.т.н. Касымбаевой Г.Н. в соответствии с учебным планом специальностей.

Рассмотрена на заседании кафедры общественных дисциплин

___________________ 2012 г. Протокол № __

Зав.кафедрой _________________ Бегалинова К.К.

Сведения о преподавателях:

Касымбаева Гульстан Нусупбековна – доцент кафедры Общественных дисциплин, в КазНТУ с 2004 г. преподает дисциплину «Педагогика и психология инженерной деятельности», «Педагогика», «Психология», «Самопознание». Стаж научно-педагогической деятельности более 20 лет. Научная деятельность связана с исследованием индивидуально-психологических проблем развития и профессионального становления личности.

Офис: кафедра общественных дисциплин

Адрес: Сатпаева 22, ГУК 812.
Тел.: 257-71-95

1. Цель дисциплины.

Цель преподавания дисциплины заключается в овладении студентами закономерностями личностного развития, особенностями поведения деятельности человека, психологическими механизмами саморегуляции поведения и деятельности, самоанализа, познания собственных сил, возможностей, путей самоуправления и другое.

Данный курс позволяет приобрести знания по теории и технологии оптимизации собственной жизнедеятельности, прививает навыки управления самосознанием, собственной активностью, а также формами эффективного общения и взаимодействия, разрешения проблем личностного и межличностного характера.

Цели:

-раскрытие гуманного потенциала смысла индивидуальной и социальной жизни;

-формирование устойчивых мотиваций самостоятельного выбора жизненного пути;

-достижение профессионального самоутверждения посредством интенсивного обучения.

Задачи курса:

- раскрыть основные положения учения «Самопознание», определить ее место и значение в личностном и профессиональном становлении личности;

- способствовать овладению знаниями по теории и технологии личностного развития, функционированию психических процессов, механизмов саморегуляции и самоконтроля;

- формировать умения и навыки социально-психологического общения и взаимодействия, выбора оптимального стиля поведения и деятельности, а также оптимальных путей нравственного, интеллектуального, физического саморазвития.

- осмысление студентами значимости взрослой жизни, помощь в осознании своего собственного жизненного пути в контексте социального целого;

- определение студентами жизненного кредо и в соответствии с ним обозначение близких и дальних целей личностного роста;

- постижение механизмов обретения оптимистичного эмоционального настроя в потоке жизни с ее проблемами и трудностями.

Пререквизиты:

Навыки и знания, необходимые для освоения изучаемой дисциплины:

- владение элементарными представлениями о психологии и педагогике,

- знакомство с содержанием философской, культурологической, анатомо-физиологической науками;

- личностная заинтересованность литературой развивающего характера, познавательная активность и позитивный настрой обучающегося.

Постреквизиты:

Знания, умения, навыки которыми должен овладеть студент по завершению изучения дисциплины:

- знать психологические методики, диагностирующие особенности поведения человека, его индивидуально-личностные позиции и мотивы;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи в личностных и межличностных конфликтных ситуациях;

- понимать роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в становлении личности человека и его адаптации к окружающим условиям;

- владеть элементарными навыками анализа психологических ситуаций, определения и решения поставленных задач;

- уметь выделять из окружающей действительности психологические явления, факты, события для самоанализа и дальнейшего использования в персональной деятельности;

- умение соотносить свои личностные притязания (планы, мечты) с реальными условиями социальной жизни, то есть свободно адаптироваться к ее изменениям, включая нестандартные ситуации и трудности, опираясь на нравственно приемлемые средства;

- умение использовать механизмыэффективного (консенсусного, толерантного) общения в поликультурной среде на основе сознательного применения норм современного этикета и развитой способности к мотивированному пониманию позиций (намерений) других людей, придерживающихся иных ценностных установок;

- выработка критического мышления, адекватного оценивания жизненных коллизий и видение вариативности решений по преодолению сложных ситуаций;

- соблюдение здорового образа жизнина основе ответственного поведения и рационального планирования режима жизнедеятельности в соответствии с характером занятий, возможностями организации досуга;

- готовность к дальнейшему личностному (семейному, профессиональному, общественному) росту и самосовершенствованию.

2. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Таблица1

Распределение рейтинговых процентов по видам контроля.

№ вариантов Вид итогового контроля Виды контроля Проценты
1. Экзамен Итоговый контроль
Рубежный контроль
Текущий контроль

Таблица 2

Календарный график сдачи всех видов контроля

по дисциплине «Самопознание»

Недели
Вид конт роля С, СР 1 С, СР 2 С, СР 3 С, СР 4 С, СР 5 С, СР 6 С, СР 7. РК С, СР 8 С, СР 9 С, СР 10 С, СР 11 С, СР 12 С, СР 13, Р С, СР 14 С, СР 15, РК
Нед. количество
Виды контроля:С – семинар, СР - самостоятельная работа, РК – рубежный контроль, Р – рефераты.

Таблица 3

Оценка знаний студентов

Оценка Буквенный эквивалент В процентах % В баллах
Отлично А 95-100
А- 90-94 3,67
Хорошо В+ 85-89 3,33
В 80-84 3,0
В- 75-79 2,67
Удовлетворительно С+ 70-74 2,33
С 65-69 2,0
С- 60-64 1,67
D+ 55-59 1,33
D 50-54 1,0
Неудовлетворительно F 0-49

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение часов по видам учебных занятий

    Наименование темы Количество академических часов
Лекции Пр. зан СРОП СРО
  Модуль 1. Личность в аспекте самопознания        
1. Самопознание как область знания
2. Сущность процесса самопознания личности
3. Человек как саморазвивающийся организм
4. Возрастные особенности развития личности
5. Внешний и внутренний мир личности
6. Механизмы саморегуляции и контроля
7. Общение как деятельность
8. Культура общения
9. Мужественность и женственность
10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины
  Модуль 2. Пути к самопознанию        
11. Идеалы и ценности
12. Мораль и нравственность
13. Физическое здоровье
14. Духовное здоровье
15. Саморазвитие и самовоспитание
  Всего:

Наименование тем лекций и их содержание

Лекция 6.

Психическое здоровье. Рефлексия. Этапы развития рефлексивного механизма. Социально-психологическая рефлексия. Механизмы самоконтроля и саморегуляции. Самоуправление. Саморегуляция.

Лекция 8. Культура общения

Основной элемент общения – речь. Культура речи. Соблюдение определенных правил. Невербальная культура общения. Толерантность. Знание самого себя. Защищенность. Ответственность. Потребность в определенности. Способность к эмпатии. Чувство юмора. Авторитаризм.Черты толерантной личности. Правила толерантного общения. Правила привлечения внимания слушателей.

Задание.

1. Знакомство и самопрезентация.

2. Представление о самом себе и мнение окружающих.

Методические рекомендации:Для выполнения данных заданий необходимо произвольно составить описательный портрет своей индивидуальности (черты характера, увлечения, интересы, эмоции и др.); соотнести мнение о самом себе с мнениями окружающих.

Контрольные вопросы:

1. Как осуществляется ваша осознанная рефлексия по поводу новой социальной роли в качестве студента?

2. Выразите свои представления о ценности образования.

Осн.: 2 [55-58], 5[24-29], 6 [45-53]

Доп.: 1[25-35], 14 [4-12].

Задание.

1. Определение перспектив собственного развития, социального статуса и т.д.

2. Соотнесение личностных притязаний с реальными условиями социальной жизни.

Методические рекомендации:Для выполнения данных заданий проанализируйте – что представляете вы собой как личность, каковы перспективы вашего развития, какова ваша статусно-ролевая позиция в группе. Подберите психодиагностические тесты на выявление уровня самооценки личности. Подберите афоризмы об учении, образовании.

Контрольные вопросы:

1. Что значит обладать высокой, низкой или адекватной самооценкой?

2. Как вы думаете, меняется ли самооценка на протяжении жизни? От чего это зависит?

3. Что понимается под самоактуализацией личности (А.Маслоу)?

Осн.: 1 [11-18], 5 [12-25]

Доп.: 1 [17-28], 11 [35-43]

Задание.

1. Представление собственной индивидуальности, индивидуальных особенностей (темперамент, характер, способности).

2. Определение характера склонности к обучению.

3. Выявление влияния темперамента и индивидуальных биоритмов на рациональную организацию студенческого образа жизни.

4. Формирование имиджа и индивидуальный образ жизни.

Методические рекомендации:С помощью психодиагностического теста определите свой тип темперамента. Опишите как темперамент и индивидуальные биоритмы влияют на рациональную организацию студенческого образа жизни. Охарактеризуйте свое отношение и способности к обучению.

Контрольные вопросы:

1. Каково соотношение темперамента и характера?

2. Проанализируйте, как происходило формирование вашего характера. Какие факторы повлияли на становление вашего характера?

3. Определите особенности формирования и развития способностей человека.

4. Охарактеризуйте основные составляющие имиджа человека.

Осн.: 5 [51-65], 6 [17-25]

Доп.: 1 [72-82]

Задание.

1. Возрастная периодизация психического развития Э.Эриксона

2. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина.

Методические рекомендации:При выполнении данного задания обратитесь к литературе по возрастной психологии и психофизиологии. Самостоятельно опишите ваш желаемый статус в зрелом возрасте (профессия, место проживания, семейное положение, хобби, социальное положение, заслуги и т.д.). Предложите правила по рациональной организации собственной жизни.

Контрольные вопросы:

1. Эпигенетический принцип в подходе Э.Эриксона.

2. Сензитивный период.

Осн.: 1 [58-72], 5 [145-159]

Доп.: 5 [74-90], 6 [92-141], 12 [56-78]

Задание.

1. Определение самооценки и самоанализ личности.

2. Психические состояния, человеческие чувства и эмоции.

Методические рекомендации:Ознакомьтесь с особенностями проявления человеческих чувств и эмоций, определите основные психические состояния личности, формы протекания, причины возникновения, возможные последствия на психическое и физическое состояние.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные психические состояния личности.

2. Какое значение эмоционально-волевая регуляция имеет в структуре личности?

3. Определите зависимость эмоциональных проявлений человека от его типа темперамента и характера.

Осн.: 2 [51-85], 8 [145-159]

Доп.: 9 [79-91], 11 [156-178]

Задание.

1. Пути преодоления стрессовых ситуаций.

2. Проявление воли.

3. Контроль над собой.

Методические рекомендации:Ознакомьтесь с теорией стресса Г.Селье. Подберите примеры волевых проявлений человека, а также приемов самовоспитания воли.

Контрольные вопросы:

1. Какие последствия имеют стрессы, нервно-психические расстройства, депрессии и неврозы?

2. Предложите рекомендации по развитию способностей контролировать проявления эмоций, желаний, соблазнов и т.д.

Осн.: 4 [68-85], 5 [124-135], 8 [56-79]

Доп.: 3 [75-82], 7 [92-141]

Задание.

1. Общение - роскошь, которой надо учиться.

2. Восприятие и понимание в процессе общения.

Методические рекомендации: По психологической литературе выделите механизмы восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.

Контрольные вопросы:

1. Какое значение имеет общение в процессе самосовершенствования личности?

2. Определите моральные нормы межличностного общения.

Осн.: 4 [29-55], 5 [145-159]

Доп.: 2 [142-180], 3 [69-81], 10 [36-58]

Тема 8. Культура общения.

Задание.

1. Типы человеческих взаимоотношений: партнерство, дружба, любовь и др.

2. Гармония или конфликт?

3. Пути разрешения конфликтных ситуаций.

Методические рекомендации: Определите возможные барьеры общения, проблемы психологического, социального, этнического плана. Подберите этические правила и нормы общения между людьми, механизмы преодоления конфликтности и достижению толерантности.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под корпоративным духом и каковы формы его формирования?

2. От чего зависит первичное восприятие личности?

3. Определите рекомендации по установлению оптимального эмоционального контакта в процессе общения.

Осн.: 4 [21-59], 8 [128-143]

Доп.: 8 [12-26], 10 [76-95]

Тема 9. Мужественность и женственность.

Задание.

1. Полоролевые функции и культурные стереотипы поведения.

2. Брак и семья. Функции семьи. Семейные отношения.

Методические рекомендации:К рассмотрению первого вопроса подойдите с позиции традиционной и современной морали, сопоставьте полоролевые функции в современной и традиционной семье с учетом коренной ментальности. Попытайтесь составить свою гендерную автобиографию. Постройте модель идеальной семьи, выделите основные характеристики.

Контрольные вопросы:

1. Определите основные функции семьи.

2. Какие психологические проявления личности могут свидетельствовать о психологической готовности к созданию семьи?

Осн.: 2 [41-62], 4 [108-130]

Доп.: 8 [5-28], 10 [36-54]

Тема 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины.

Задание.

1. Семья – коллектив родственников.

2. Традиции и обычаи семьи.

Методические рекомендации: На примере литературных источников, личных наблюдений предложите рекомендации по установлению гармоничных отношений в семье и коллективе родственников, определите влияние семейных отношений на самодостаточность развития детей. Подберите афоризмы, народные сказания о роли мужчины и женщины.

Контрольные вопросы:

1. Определите влияние семьи на самореализацию и самосовершенствование человека на различных возрастных этапах его развития.

2. Охарактеризуйте формы воспитания и типы взаимодействия родителей и детей в семье.

Осн.: 2 [68-92], 4 [83-105]

Доп.: 2 [63-94], 3 [127-145]

Тема 11. Идеалы и ценности.

Задание.

1. Смысл жизни: многогранность толкований.

2. Трансформация ценностного сознания.

Методические рекомендации:При подготовке к занятию обратитесь к типологии потребностей А.Маслоу. Составьте собственную пирамиду человеческих ценностей. В определении смысла жизни обратитесь к философской, этической, культурологической литературе; определите собственные взгляды на смысл жизни.

Контрольные вопросы:

1. Какие потребности можно отнести к материальным, а какие к нематериальным?

2. С какими ценностями связаны потребности?

3. Выразите свое отношение к богатству и к бедности.

Осн.: 5 [251-283], 7 [65-87]

Доп.: 4 [93-128], 7 [95-134], 8 [27-39]

Задание.

1. Мораль и нравственность.

2. Характеристика собственного идеала.

Методические рекомендации:Составьте собственную пирамиду человеческих ценностей. В определении смысла жизни обратитесь к философской, этической, культурологической литературе; определите собственные взгляды на смысл жизни.

Контрольные вопросы:

1. Подумайте и назовите иерархию благ, которые необходимы для достойной жизни (например, здоровье, любовь, деньги, имущество и др.).

2. Определите различие между понятиями идеал, идол, фетиши.

Осн.: 2[141-183], 5 [205-252]

Доп.: 4 [127-163], 6 [72-93], 8 [36-43]

Задание.

1. Роль двигательной активности в жизни человека.

2. Структура физического здоровья.

3. Физиологические закономерности улучшения функционирования систем организма.

Методические рекомендации: При подготовке к занятию следует обратиться к литературе по физиологии, гигиены и валеологии. В практическом плане было бы целесообразным подобрать рекомендации, направленные на укреплению физического здоровья, определить нормы здорового человека.

Контрольные вопросы:

1. Как правильно организовать учебную деятельность, чтобы она способствовала укреплению здоровья?

2. Что понимают под соматическим здоровьем?

3. Какова зависимость здоровья от образа профессиональной деятельности, от наследственности, уровня психической активности и т.д.?

Осн.: 6 [11-23], 9 [120-125]

Доп.: 13 [134-152], 14 [12-41]

Тема 14.Духовное здоровье.

Задание.

1. Взаимосвязь физического здоровья и психического состояния человека.

2. Психологические основы здоровья.

Методические рекомендации: При подготовке к занятию следует обратиться к литературе по физиологии, гигиены и валеологии. В практическом плане было бы целесообразным подобрать рекомендации, направленные на укреплению физического здоровья, определить нормы здорового человека. Обратите внимание на зависимость физического здоровья от нравственного, духовного, психического и эмоционального состояния человека.

Контрольные вопросы:

1. Определите свои признаки рационального планирования режима жизнедеятельности.

2. Задумываетесь ли вы о своем здоровье, и какие особенности вашего поведения способствуют ведению здорового образа жизни?

Осн.: 5 [255-280], 6 [24-32]

Доп.: 13 [106-124], 14 [22-31], 15 [152-197]

Задание.

1. Стремления к самосовершенствованию и самореализации.

2. Условия и цели самовоспитания и саморазвития личности.

3. Самообразование как фактор личностного развития.

Методические рекомендации:При определении путей и стремлений к самосовершенствованию обратитесь к трудам великих мыслителей, философов, проанализируйте пути к самореализации. На основе анализа педагогической литературы выделите методы и приемы самовоспитания и самообразования человека. Сформулируйте собственное видение данных вопросов с позиции вашего возраста. По итогам пройденного курса попытайтесь определить, что в вашем понимании значит «быть счастливым человеком».

Контрольные вопросы:

1. Каким, по-вашему, должно быть образование в интересах будущего?

2. Как связаны понятия самовоспитание и перевоспитание?

3. Определите позиции вашей личности, требующие изменения, какие самовоспитательные действия вы применяете для совершенствования своей личности?

Осн.: 2 [151-172], 3 [155-182],7[45-63]

Доп.: 10 [157-196], 12 [150-172]

2.4 Планы занятий в рамках самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя.

СРОП 1. Самопознание как область знания.

Задания.

1. Связь самопознания с другими науками.

2. Личностная адресованность курса «Самопознания» на субъект познания – студента.

Форма проведения:Коллективная дискуссия.

Методические рекомендации:Определите связь курса самопознания с дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного плана, обоснуйте необходимость рассмотрения для вас лично выделенного круга проблем. Попытайтесь проанализировать основные принципы и направленность данной дисциплины, ее отличие от всех остальных учебных предметов в вузе. Что вы ожидаете получить от изучения данного курса?

Осн.: 2 [55-58], 5[24-29], 6 [45-53]

Доп.: 1[25-35], 14 [4-12].

СРОП 2. Сущность процесса самопознания личности.

Задания.

1. Первичная идентификация и осознанная рефлексия роли студента.

Форма проведения: Коллективная дискуссия.

Методические рекомендации:К рассмотрению данных вопросов подойдите с личностных позиций, проанализируйте свои притязания и статусно-ролевые позиции.

Осн.: 1 [11-18], 5 [12-25]

Доп.: 1 [17-28], 11 [35-43]

Задания.

1. Характеристика зрелой личности.

2. Психологические особенности человека на различных возрастных этапах.

3. Психология преклонного возраста.

Форма проведения: Коллективная дискуссия.

Методические рекомендации: При выполнении данного задания обратитесь к литературе по возрастной психологии и психофизиологии. Выделите основные закономерности развития человека на том или ином возрастном периоде. Обратите внимание на то, как меняется отношение человека к самому себе, к окружающим людям, к миру в целом в соответствии с возрастными изменениями.

Осн.: 5 [51-65], 6 [17-25]

Доп.: 1 [72-82]

Задания.

1. Подходы к возрастной периодизации психического развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский и др.)

Форма проведения: Коллективная дискуссия.

Методические рекомендации: При выполнении данного задания обратитесь к литературе по возрастной психологии и психофизиологии.

Осн.: 1 [58-72], 5 [145-159]

Доп.: 5 [74-90], 6 [92-141], 12 [56-78]

Задания.

1. Я и окружающий меня мир.

2. Я - индивидуальность.

Форма проведения: Письменная работа.

Методические рекомендации: По одной из предложенных (по выбору) напишите эссе произвольного объема и характера. Постарайтесь проанализировать свои ощущения, мысли, суждения. Объясните, почему вы думаете так, а не иначе.

Осн.: 2 [51-85], 8 [145-159]

Доп.: 9 [79-91], 11 [156-178]

Задания.

1. Мои самые первые воспоминания.

Форма проведения: Письменная работа.

Методические рекомендации: Напишите эссе произвольного объема и характера. Постарайтесь проанализировать свои ощущения, мысли, суждения. Объясните, почему вы думаете так.

Осн.: 4 [68-85], 5 [124-135], 8 [56-79]

Доп.: 3 [75-82], 7 [92-141]

Задания.

1. Что препятствует человеческому общению?

2. Стили поведения в конфликтной ситуации.

Форма проведения: Коллективное обсуждение, тренинговые упражнения.

Методические рекомендации: Приведите примеры возможных конфликтных ситуаций в группе, предложите пути выхода из конфликта. При подготовке обратитесь к литературным источникам по этике и психологии делового общения.

Осн.: 4 [29-55], 5 [145-159]

Доп.: 2 [142-180], 3 [69-81], 10 [36-58]

СРОП 8. Культура общения.

Задания.

1. Особенности поведения и общения с конфликтной личностью.

2. Бессознательное и сознательное в конфликте.

3. Конструктивный и деструктивный конфликт.

Форма проведения: Коллективное обсуждение.

Методические рекомендации:Приведите примеры возможных конфликтных ситуаций в группе, предложите пути выхода из конфликта. При подготовке обратитесь к литературным источникам по этике и психологии делового общения.

Осн.: 4 [21-59], 8 [128-143]

Доп.: 8 [12-26], 10 [76-95]

СРОП 9. Мужественность и женственность.

Задания.

1. Методы семейного воспитания.

2. Модели взаимодействия в семье.

Форма проведения: Коллективная дискуссия.

Методические рекомендации: По данной теме следует обратить внимание на психолого-педагогическую литературу по семейному воспитанию. Представляя модели взаимодействия в семье, приведите примеры, опишите ролевые позиции членов семьи, выделите возможные позиции взаимоотношений в неполной семье. Обратите внимание на факторы, влияющие на особенности взаимоотношений в семье.

Осн.: 2 [41-62], 4 [108-130]

Доп.: 8 [5-28], 10 [36-54]

СРОП 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины.

Задания.

1.Сфера духовно-эмоционального общения и социально-статусная сфера в семье.

2.Экономическая и хозяйственно-бытовая функции семьи.

Форма проведения: Коллективная дискуссия.

Методические рекомендации: Выразите свои взгляды по данным вопросам. Запишите мнение своих родителей или старших знакомых по данным вопросам.

Осн.: 2 [68-92], 4 [83-105]

Доп.: 2 [63-94], 3 [127-145]

СРОП 11. Идеалы и ценности.

Задания.

1.Составьте словарь-справочник личностных качеств, определяющих морально-нравственный облик современного человека.

Форма проведения: Письменная работа.

Методические рекомендации:Для данного вида работы необходимо проанализировать словари: философский, психологический, словарь русского языка С.И.Ожегова, откуда следует выписать толкование личностных качеств, определяющих нравственные стороны человека. Например, патриотизм, мораль, честь, достоинство, порядочность и т.д.

Осн.: 5 [251-283], 7 [65-87]

Доп.: 4 [93-128], 7 [95-134], 8 [27-39]

Задания.

1.Составьте словарь-справочник личностных качеств, определяющих морально-нравственный облик современного человека.

Форма проведения: Письменная работа.

Методические рекомендации:Для данного вида работы необходимо проанализировать словари: философский, психологический, словарь русского языка С.И.Ожегова, откуда следует выписать толкование личностных качеств, определяющих нравственные стороны человека.

Осн.: 2[141-183], 5 [205-252]

Доп.: 4 [127-163], 6 [72-93], 8 [36-43]

Задания.

1. Основные принципы формирования здорового образа жизни.

2. Организация, содержание и методика физического оздоровления в учебной и профессиональной деятельности.

Форма проведения: Коллективное обсуждение.

Методические рекомендации: Приведите примеры мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья.

Осн.: 6 [11-23], 9 [120-125]

Доп.: 13 [134-152], 14 [12-41]

СРОП 14.Духовное здоровье.

Задания.

1.Здоровье как социально-культурная ценность.

2.Здоровье и окружающая среда.

Форма проведения: Коллективное обсуждение.

Методические рекомендации: Проанализируйте факторы, влияющие на состояние здоровья человека. Обоснуйте, почему здоровье имеет социально-культурную ценность. Приведите примеры мероприятий, направленных на укрепление здоровья духовного, психологического, морального.

Осн.: 5 [255-280], 6 [24-32]

Доп.: 13 [106-124], 14 [22-31], 15 [152-197]

Задания.

1. Любовь, дружба, толерантность, ответственность и позитивное отношение к миру как важнейшие критерии зрелой личности.

2. Стремление к саморазвитию как один из важнейших критериев зрелой личности.

Форма проведения: Коллективное обсуждение.

Методические рекомендации: Подберите примеры из художественной литературы, устного народного творчества, кинофильмов, определяющих особенности проявления названных качеств.

Осн.: 2 [151-172], 3 [155-182],7[45-63]

Доп.: 10 [157-196], 12 [150-172]

2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы обучабщихся.

СРО 1. Самопознание как область знания.

Задания.

1. Проблемы духовности и нравственности в трудах мыслителей древнего Востока.

2. Размышления античных мыслителей о человеке и его сущности.

3. Внимание к человеку и его внутреннему миру в Эпоху Возрождения.

Методические рекомендации: Задание следует выполнить письменном в виде краткой аннотации на теоретические источники.

Осн.: 2 [55-58], 5[24-29], 6 [45-53]

Доп.: 1[25-35], 14 [4-12].

Задания.

1. Человек в философии Древней Индии и Китая.

2. Религия в самопонимании человека.

Методические рекомендации:Задание следует выполнить письменном в виде краткой аннотации на теоретические источники.

Осн.: 1 [11-18], 5 [12-25]

Доп.: 1 [17-28], 11 [35-43]

Задания.

1. Профессиональное становление личности.

2. Профессионально важные качества личности.

Методические рекомендации:На основе анализа психолого-педагогической, философской литературы, раскройте свое видение на данные вопросы. Проследите, что и какие факторы влияют на профессиональное становление личности.

Осн.: 5 [51-65], 6 [17-25]

Доп.: 1 [72-82]

Задания.

1. Индивидуальные склонности и способности к деятельности.

2. Личностная направленность в самопознании.

Методические рекомендации: На основе анализа психолого-педагогической, философской литературы, раскройте свое видение на данные вопросы.

Осн.: 1 [58-72], 5 [145-159]

Доп.: 5 [74-90], 6 [92-141], 12 [56-78]

Задания.

1. Эмоции и их функции в жизни человека.

2. Понятия тревоги и страха.

3. Защитные механизмы и совладающее поведение.

Методические рекомендации: Письменно опишите возможные эмоциональные состояния человека, определите формы их проявления. Определите, как человек переживает состояния, какие реакции в поведении и деятельности возможны при повышенных эмоциональных расстройствах. Перечислите механизмы защиты человека от возможных эмоциональных переживаний, стрессов, фрустраций и т.д.

Осн.: 2 [51-85], 8 [145-159]

Доп.: 9 [79-91], 11 [156-178]

Задания.

1. Состояния эмоционального расстройства.

2. Фрустрация и особенности ее проявления.

3. Депрессия и формы устранения депрессии.

Методические рекомендации: Дайте характеристику данным психическим состояниям, особенностям их проявления. Обратитесь к психологическим словарям.

Осн.: 4 [68-85], 5 [124-135], 8 [56-79]

Доп.: 3 [75-82], 7 [92-141]

Задания.

1. Диалог как способ самопознания и самореализации человека.

2. Особенности этики делового общения традиционного общества.

3. Вербальные и невербальные средства общения.

Методические рекомендации: На одну из представленных тем выполните письменное сообщение реферативного плана, предложите свои рекомендации.

Осн.: 4 [29-55], 5 [145-159]

Доп.: 2 [142-180], 3 [69-81], 10 [36-58]

СРО 8. Культура общения.

Задания.

1. Факторы детерминации человеческого поведения в процессе общения.

3. Стереотипы и формы восприятия человека человеком.

4. Синхронность в партнерских отношениях.

5. Экстравертированные и интровертированные установки партнеров по общению.

6. Моральные принципы в общении с людьми.

Методические рекомендации: На одну из представленных тем выполните письменное сообщение реферативного плана, предложите свои рекомендации.

Осн.: 4 [21-59], 8 [128-143]

Доп.: 8 [12-26], 10 [76-95]

СРО 9. Мужественность и женственность.

Задания.

1. Обозначьте некоторые проблемы и пути их разрешения по теме: Психология современной семьи.

Методические рекомендации: Отразите свое собственное видение по данному вопросу. Приведите примеры из собственных наблюдений и т.д.

Осн.: 2 [41-62], 4 [108-130]

Доп.: 8 [5-28], 10 [36-54]

СРО 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины.

Задания.

1. Психологические аспекты готовности к семейной жизни.

2. Проблемы «отцов и детей».

3. Лидерство в семье.

Методические рекомендации: Отразите свое собственное видение по данному вопросу. Приведите примеры из собственных наблюдений и т.д.

Осн.: 2 [68-92], 4 [83-105]

Доп.: 2 [63-94], 3 [127-145]

СРО 11. Идеалы и ценности.

Задания.

1. Проблема смысла человеческого существования в трудах казахских мыслителей.

Методические рекомендации: Проведите работу с первоисточниками. Интерпретируйте литературные произведения мыслителей с позиции их нравственно-этических взглядов и убеждений.

Осн.: 5 [251-283], 7 [65-87]

Доп.: 4 [93-128], 7 [95-134], 8 [27-39]

Задания.

1. Нравственно-этические взгляды А.Кунанбаева: проблемы бога, человека, свободы выбора.

2. Проблемы человека, веры и разума в философии Ш.Кудайбердиева.

Методические рекомендации: Проведите работу с первоисточниками. Интерпретируйте литературные произведения мыслителей с позиции их нравственно-этических взглядов и убеждений.

Осн.: 2[141-183], 5 [205-252]

Доп.: 4 [127-163], 6 [72-93], 8 [36-43]

Задания.

1. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

2. Основные формы оздоровительных физических упражнений.

Методические рекомендации: Определите значение физической культуры, а также профилактические и укрепляющие здоровье физкультурные мероприятия.

Осн.: 6 [11-23], 9 [120-125]

Доп.: 13 [134-152], 14 [12-41]

СРО 14.Духовное здоровье.

Задания.

1. Методы профилактики здоровья на различных возрастных этапах развития человека.

2. Здоровый образ жизни - что это такое?

Методические рекомендации: Определите, какие проблемы здоровья могут стоять перед человеком на том или ином возрастном периоде. Опишите меры профилактики здоровья на том или ином возрастном периоде.

Осн.: 5 [255-280], 6 [24-32]

Доп.: 13 [106-124], 14 [22-31], 15 [152-197]

Задания.

1. Формула нравственности в трактатах Абая.

2. Г.Гербарт и проблема предназначение человека.

Наши рекомендации