Лекция 1. Самопознание как область знания
Программа курса (syllabus)
по дисциплине «Самопознание»
для специальностей: 5В012000-Профессиональное обучение,
Форма обучения: очная
Всего 2 кредита
Курс 1
Семестр 2
Лекций 15 часов
Практические занятия - 15 часов
СРО – 30 часов,
СРОП - 30 часов
Всего внеаудиторных часов - 45
Всего аудиторных часов - 45
Трудоемкость - 90
Алматы, 2012
Программа курса составлена к.пс.н. Зыковой Н.М., к.т.н. Касымбаевой Г.Н. в соответствии с учебным планом специальностей.
Рассмотрена на заседании кафедры общественных дисциплин
___________________ 2012 г. Протокол № __
Зав.кафедрой _________________ Бегалинова К.К.
Сведения о преподавателях:
Касымбаева Гульстан Нусупбековна – доцент кафедры Общественных дисциплин, в КазНТУ с 2004 г. преподает дисциплину «Педагогика и психология инженерной деятельности», «Педагогика», «Психология», «Самопознание». Стаж научно-педагогической деятельности более 20 лет. Научная деятельность связана с исследованием индивидуально-психологических проблем развития и профессионального становления личности.
Офис: кафедра общественных дисциплин
Адрес: Сатпаева 22, ГУК 812.
Тел.: 257-71-95
1. Цель дисциплины.
Цель преподавания дисциплины заключается в овладении студентами закономерностями личностного развития, особенностями поведения деятельности человека, психологическими механизмами саморегуляции поведения и деятельности, самоанализа, познания собственных сил, возможностей, путей самоуправления и другое.
Данный курс позволяет приобрести знания по теории и технологии оптимизации собственной жизнедеятельности, прививает навыки управления самосознанием, собственной активностью, а также формами эффективного общения и взаимодействия, разрешения проблем личностного и межличностного характера.
Цели:
-раскрытие гуманного потенциала смысла индивидуальной и социальной жизни;
-формирование устойчивых мотиваций самостоятельного выбора жизненного пути;
-достижение профессионального самоутверждения посредством интенсивного обучения.
Задачи курса:
- раскрыть основные положения учения «Самопознание», определить ее место и значение в личностном и профессиональном становлении личности;
- способствовать овладению знаниями по теории и технологии личностного развития, функционированию психических процессов, механизмов саморегуляции и самоконтроля;
- формировать умения и навыки социально-психологического общения и взаимодействия, выбора оптимального стиля поведения и деятельности, а также оптимальных путей нравственного, интеллектуального, физического саморазвития.
- осмысление студентами значимости взрослой жизни, помощь в осознании своего собственного жизненного пути в контексте социального целого;
- определение студентами жизненного кредо и в соответствии с ним обозначение близких и дальних целей личностного роста;
- постижение механизмов обретения оптимистичного эмоционального настроя в потоке жизни с ее проблемами и трудностями.
Пререквизиты:
Навыки и знания, необходимые для освоения изучаемой дисциплины:
- владение элементарными представлениями о психологии и педагогике,
- знакомство с содержанием философской, культурологической, анатомо-физиологической науками;
- личностная заинтересованность литературой развивающего характера, познавательная активность и позитивный настрой обучающегося.
Постреквизиты:
Знания, умения, навыки которыми должен овладеть студент по завершению изучения дисциплины:
- знать психологические методики, диагностирующие особенности поведения человека, его индивидуально-личностные позиции и мотивы;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи в личностных и межличностных конфликтных ситуациях;
- понимать роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в становлении личности человека и его адаптации к окружающим условиям;
- владеть элементарными навыками анализа психологических ситуаций, определения и решения поставленных задач;
- уметь выделять из окружающей действительности психологические явления, факты, события для самоанализа и дальнейшего использования в персональной деятельности;
- умение соотносить свои личностные притязания (планы, мечты) с реальными условиями социальной жизни, то есть свободно адаптироваться к ее изменениям, включая нестандартные ситуации и трудности, опираясь на нравственно приемлемые средства;
- умение использовать механизмыэффективного (консенсусного, толерантного) общения в поликультурной среде на основе сознательного применения норм современного этикета и развитой способности к мотивированному пониманию позиций (намерений) других людей, придерживающихся иных ценностных установок;
- выработка критического мышления, адекватного оценивания жизненных коллизий и видение вариативности решений по преодолению сложных ситуаций;
- соблюдение здорового образа жизнина основе ответственного поведения и рационального планирования режима жизнедеятельности в соответствии с характером занятий, возможностями организации досуга;
- готовность к дальнейшему личностному (семейному, профессиональному, общественному) росту и самосовершенствованию.
2. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Таблица1
Распределение рейтинговых процентов по видам контроля.
№ вариантов | Вид итогового контроля | Виды контроля | Проценты |
1. | Экзамен | Итоговый контроль | |
Рубежный контроль | |||
Текущий контроль |
Таблица 2
Календарный график сдачи всех видов контроля
по дисциплине «Самопознание»
Недели | |||||||||||||||
Вид конт роля | С, СР 1 | С, СР 2 | С, СР 3 | С, СР 4 | С, СР 5 | С, СР 6 | С, СР 7. РК | С, СР 8 | С, СР 9 | С, СР 10 | С, СР 11 | С, СР 12 | С, СР 13, Р | С, СР 14 | С, СР 15, РК |
Нед. количество | |||||||||||||||
Виды контроля:С – семинар, СР - самостоятельная работа, РК – рубежный контроль, Р – рефераты. |
Таблица 3
Оценка знаний студентов
Оценка | Буквенный эквивалент | В процентах % | В баллах |
Отлично | А | 95-100 | |
А- | 90-94 | 3,67 | |
Хорошо | В+ | 85-89 | 3,33 |
В | 80-84 | 3,0 | |
В- | 75-79 | 2,67 | |
Удовлетворительно | С+ | 70-74 | 2,33 |
С | 65-69 | 2,0 | |
С- | 60-64 | 1,67 | |
D+ | 55-59 | 1,33 | |
D | 50-54 | 1,0 | |
Неудовлетворительно | F | 0-49 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение часов по видам учебных занятий
Наименование темы | Количество академических часов | ||||
Лекции | Пр. зан | СРОП | СРО | ||
Модуль 1. Личность в аспекте самопознания | |||||
1. | Самопознание как область знания | ||||
2. | Сущность процесса самопознания личности | ||||
3. | Человек как саморазвивающийся организм | ||||
4. | Возрастные особенности развития личности | ||||
5. | Внешний и внутренний мир личности | ||||
6. | Механизмы саморегуляции и контроля | ||||
7. | Общение как деятельность | ||||
8. | Культура общения | ||||
9. | Мужественность и женственность | ||||
10. | Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины | ||||
Модуль 2. Пути к самопознанию | |||||
11. | Идеалы и ценности | ||||
12. | Мораль и нравственность | ||||
13. | Физическое здоровье | ||||
14. | Духовное здоровье | ||||
15. | Саморазвитие и самовоспитание | ||||
Всего: |
Наименование тем лекций и их содержание
Лекция 6.
Психическое здоровье. Рефлексия. Этапы развития рефлексивного механизма. Социально-психологическая рефлексия. Механизмы самоконтроля и саморегуляции. Самоуправление. Саморегуляция.
Лекция 8. Культура общения
Основной элемент общения – речь. Культура речи. Соблюдение определенных правил. Невербальная культура общения. Толерантность. Знание самого себя. Защищенность. Ответственность. Потребность в определенности. Способность к эмпатии. Чувство юмора. Авторитаризм.Черты толерантной личности. Правила толерантного общения. Правила привлечения внимания слушателей.
Задание.
1. Знакомство и самопрезентация.
2. Представление о самом себе и мнение окружающих.
Методические рекомендации:Для выполнения данных заданий необходимо произвольно составить описательный портрет своей индивидуальности (черты характера, увлечения, интересы, эмоции и др.); соотнести мнение о самом себе с мнениями окружающих.
Контрольные вопросы:
1. Как осуществляется ваша осознанная рефлексия по поводу новой социальной роли в качестве студента?
2. Выразите свои представления о ценности образования.
Осн.: 2 [55-58], 5[24-29], 6 [45-53]
Доп.: 1[25-35], 14 [4-12].
Задание.
1. Определение перспектив собственного развития, социального статуса и т.д.
2. Соотнесение личностных притязаний с реальными условиями социальной жизни.
Методические рекомендации:Для выполнения данных заданий проанализируйте – что представляете вы собой как личность, каковы перспективы вашего развития, какова ваша статусно-ролевая позиция в группе. Подберите психодиагностические тесты на выявление уровня самооценки личности. Подберите афоризмы об учении, образовании.
Контрольные вопросы:
1. Что значит обладать высокой, низкой или адекватной самооценкой?
2. Как вы думаете, меняется ли самооценка на протяжении жизни? От чего это зависит?
3. Что понимается под самоактуализацией личности (А.Маслоу)?
Осн.: 1 [11-18], 5 [12-25]
Доп.: 1 [17-28], 11 [35-43]
Задание.
1. Представление собственной индивидуальности, индивидуальных особенностей (темперамент, характер, способности).
2. Определение характера склонности к обучению.
3. Выявление влияния темперамента и индивидуальных биоритмов на рациональную организацию студенческого образа жизни.
4. Формирование имиджа и индивидуальный образ жизни.
Методические рекомендации:С помощью психодиагностического теста определите свой тип темперамента. Опишите как темперамент и индивидуальные биоритмы влияют на рациональную организацию студенческого образа жизни. Охарактеризуйте свое отношение и способности к обучению.
Контрольные вопросы:
1. Каково соотношение темперамента и характера?
2. Проанализируйте, как происходило формирование вашего характера. Какие факторы повлияли на становление вашего характера?
3. Определите особенности формирования и развития способностей человека.
4. Охарактеризуйте основные составляющие имиджа человека.
Осн.: 5 [51-65], 6 [17-25]
Доп.: 1 [72-82]
Задание.
1. Возрастная периодизация психического развития Э.Эриксона
2. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина.
Методические рекомендации:При выполнении данного задания обратитесь к литературе по возрастной психологии и психофизиологии. Самостоятельно опишите ваш желаемый статус в зрелом возрасте (профессия, место проживания, семейное положение, хобби, социальное положение, заслуги и т.д.). Предложите правила по рациональной организации собственной жизни.
Контрольные вопросы:
1. Эпигенетический принцип в подходе Э.Эриксона.
2. Сензитивный период.
Осн.: 1 [58-72], 5 [145-159]
Доп.: 5 [74-90], 6 [92-141], 12 [56-78]
Задание.
1. Определение самооценки и самоанализ личности.
2. Психические состояния, человеческие чувства и эмоции.
Методические рекомендации:Ознакомьтесь с особенностями проявления человеческих чувств и эмоций, определите основные психические состояния личности, формы протекания, причины возникновения, возможные последствия на психическое и физическое состояние.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные психические состояния личности.
2. Какое значение эмоционально-волевая регуляция имеет в структуре личности?
3. Определите зависимость эмоциональных проявлений человека от его типа темперамента и характера.
Осн.: 2 [51-85], 8 [145-159]
Доп.: 9 [79-91], 11 [156-178]
Задание.
1. Пути преодоления стрессовых ситуаций.
2. Проявление воли.
3. Контроль над собой.
Методические рекомендации:Ознакомьтесь с теорией стресса Г.Селье. Подберите примеры волевых проявлений человека, а также приемов самовоспитания воли.
Контрольные вопросы:
1. Какие последствия имеют стрессы, нервно-психические расстройства, депрессии и неврозы?
2. Предложите рекомендации по развитию способностей контролировать проявления эмоций, желаний, соблазнов и т.д.
Осн.: 4 [68-85], 5 [124-135], 8 [56-79]
Доп.: 3 [75-82], 7 [92-141]
Задание.
1. Общение - роскошь, которой надо учиться.
2. Восприятие и понимание в процессе общения.
Методические рекомендации: По психологической литературе выделите механизмы восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.
Контрольные вопросы:
1. Какое значение имеет общение в процессе самосовершенствования личности?
2. Определите моральные нормы межличностного общения.
Осн.: 4 [29-55], 5 [145-159]
Доп.: 2 [142-180], 3 [69-81], 10 [36-58]
Тема 8. Культура общения.
Задание.
1. Типы человеческих взаимоотношений: партнерство, дружба, любовь и др.
2. Гармония или конфликт?
3. Пути разрешения конфликтных ситуаций.
Методические рекомендации: Определите возможные барьеры общения, проблемы психологического, социального, этнического плана. Подберите этические правила и нормы общения между людьми, механизмы преодоления конфликтности и достижению толерантности.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под корпоративным духом и каковы формы его формирования?
2. От чего зависит первичное восприятие личности?
3. Определите рекомендации по установлению оптимального эмоционального контакта в процессе общения.
Осн.: 4 [21-59], 8 [128-143]
Доп.: 8 [12-26], 10 [76-95]
Тема 9. Мужественность и женственность.
Задание.
1. Полоролевые функции и культурные стереотипы поведения.
2. Брак и семья. Функции семьи. Семейные отношения.
Методические рекомендации:К рассмотрению первого вопроса подойдите с позиции традиционной и современной морали, сопоставьте полоролевые функции в современной и традиционной семье с учетом коренной ментальности. Попытайтесь составить свою гендерную автобиографию. Постройте модель идеальной семьи, выделите основные характеристики.
Контрольные вопросы:
1. Определите основные функции семьи.
2. Какие психологические проявления личности могут свидетельствовать о психологической готовности к созданию семьи?
Осн.: 2 [41-62], 4 [108-130]
Доп.: 8 [5-28], 10 [36-54]
Тема 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины.
Задание.
1. Семья – коллектив родственников.
2. Традиции и обычаи семьи.
Методические рекомендации: На примере литературных источников, личных наблюдений предложите рекомендации по установлению гармоничных отношений в семье и коллективе родственников, определите влияние семейных отношений на самодостаточность развития детей. Подберите афоризмы, народные сказания о роли мужчины и женщины.
Контрольные вопросы:
1. Определите влияние семьи на самореализацию и самосовершенствование человека на различных возрастных этапах его развития.
2. Охарактеризуйте формы воспитания и типы взаимодействия родителей и детей в семье.
Осн.: 2 [68-92], 4 [83-105]
Доп.: 2 [63-94], 3 [127-145]
Тема 11. Идеалы и ценности.
Задание.
1. Смысл жизни: многогранность толкований.
2. Трансформация ценностного сознания.
Методические рекомендации:При подготовке к занятию обратитесь к типологии потребностей А.Маслоу. Составьте собственную пирамиду человеческих ценностей. В определении смысла жизни обратитесь к философской, этической, культурологической литературе; определите собственные взгляды на смысл жизни.
Контрольные вопросы:
1. Какие потребности можно отнести к материальным, а какие к нематериальным?
2. С какими ценностями связаны потребности?
3. Выразите свое отношение к богатству и к бедности.
Осн.: 5 [251-283], 7 [65-87]
Доп.: 4 [93-128], 7 [95-134], 8 [27-39]
Задание.
1. Мораль и нравственность.
2. Характеристика собственного идеала.
Методические рекомендации:Составьте собственную пирамиду человеческих ценностей. В определении смысла жизни обратитесь к философской, этической, культурологической литературе; определите собственные взгляды на смысл жизни.
Контрольные вопросы:
1. Подумайте и назовите иерархию благ, которые необходимы для достойной жизни (например, здоровье, любовь, деньги, имущество и др.).
2. Определите различие между понятиями идеал, идол, фетиши.
Осн.: 2[141-183], 5 [205-252]
Доп.: 4 [127-163], 6 [72-93], 8 [36-43]
Задание.
1. Роль двигательной активности в жизни человека.
2. Структура физического здоровья.
3. Физиологические закономерности улучшения функционирования систем организма.
Методические рекомендации: При подготовке к занятию следует обратиться к литературе по физиологии, гигиены и валеологии. В практическом плане было бы целесообразным подобрать рекомендации, направленные на укреплению физического здоровья, определить нормы здорового человека.
Контрольные вопросы:
1. Как правильно организовать учебную деятельность, чтобы она способствовала укреплению здоровья?
2. Что понимают под соматическим здоровьем?
3. Какова зависимость здоровья от образа профессиональной деятельности, от наследственности, уровня психической активности и т.д.?
Осн.: 6 [11-23], 9 [120-125]
Доп.: 13 [134-152], 14 [12-41]
Тема 14.Духовное здоровье.
Задание.
1. Взаимосвязь физического здоровья и психического состояния человека.
2. Психологические основы здоровья.
Методические рекомендации: При подготовке к занятию следует обратиться к литературе по физиологии, гигиены и валеологии. В практическом плане было бы целесообразным подобрать рекомендации, направленные на укреплению физического здоровья, определить нормы здорового человека. Обратите внимание на зависимость физического здоровья от нравственного, духовного, психического и эмоционального состояния человека.
Контрольные вопросы:
1. Определите свои признаки рационального планирования режима жизнедеятельности.
2. Задумываетесь ли вы о своем здоровье, и какие особенности вашего поведения способствуют ведению здорового образа жизни?
Осн.: 5 [255-280], 6 [24-32]
Доп.: 13 [106-124], 14 [22-31], 15 [152-197]
Задание.
1. Стремления к самосовершенствованию и самореализации.
2. Условия и цели самовоспитания и саморазвития личности.
3. Самообразование как фактор личностного развития.
Методические рекомендации:При определении путей и стремлений к самосовершенствованию обратитесь к трудам великих мыслителей, философов, проанализируйте пути к самореализации. На основе анализа педагогической литературы выделите методы и приемы самовоспитания и самообразования человека. Сформулируйте собственное видение данных вопросов с позиции вашего возраста. По итогам пройденного курса попытайтесь определить, что в вашем понимании значит «быть счастливым человеком».
Контрольные вопросы:
1. Каким, по-вашему, должно быть образование в интересах будущего?
2. Как связаны понятия самовоспитание и перевоспитание?
3. Определите позиции вашей личности, требующие изменения, какие самовоспитательные действия вы применяете для совершенствования своей личности?
Осн.: 2 [151-172], 3 [155-182],7[45-63]
Доп.: 10 [157-196], 12 [150-172]
2.4 Планы занятий в рамках самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя.
СРОП 1. Самопознание как область знания.
Задания.
1. Связь самопознания с другими науками.
2. Личностная адресованность курса «Самопознания» на субъект познания – студента.
Форма проведения:Коллективная дискуссия.
Методические рекомендации:Определите связь курса самопознания с дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного плана, обоснуйте необходимость рассмотрения для вас лично выделенного круга проблем. Попытайтесь проанализировать основные принципы и направленность данной дисциплины, ее отличие от всех остальных учебных предметов в вузе. Что вы ожидаете получить от изучения данного курса?
Осн.: 2 [55-58], 5[24-29], 6 [45-53]
Доп.: 1[25-35], 14 [4-12].
СРОП 2. Сущность процесса самопознания личности.
Задания.
1. Первичная идентификация и осознанная рефлексия роли студента.
Форма проведения: Коллективная дискуссия.
Методические рекомендации:К рассмотрению данных вопросов подойдите с личностных позиций, проанализируйте свои притязания и статусно-ролевые позиции.
Осн.: 1 [11-18], 5 [12-25]
Доп.: 1 [17-28], 11 [35-43]
Задания.
1. Характеристика зрелой личности.
2. Психологические особенности человека на различных возрастных этапах.
3. Психология преклонного возраста.
Форма проведения: Коллективная дискуссия.
Методические рекомендации: При выполнении данного задания обратитесь к литературе по возрастной психологии и психофизиологии. Выделите основные закономерности развития человека на том или ином возрастном периоде. Обратите внимание на то, как меняется отношение человека к самому себе, к окружающим людям, к миру в целом в соответствии с возрастными изменениями.
Осн.: 5 [51-65], 6 [17-25]
Доп.: 1 [72-82]
Задания.
1. Подходы к возрастной периодизации психического развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский и др.)
Форма проведения: Коллективная дискуссия.
Методические рекомендации: При выполнении данного задания обратитесь к литературе по возрастной психологии и психофизиологии.
Осн.: 1 [58-72], 5 [145-159]
Доп.: 5 [74-90], 6 [92-141], 12 [56-78]
Задания.
1. Я и окружающий меня мир.
2. Я - индивидуальность.
Форма проведения: Письменная работа.
Методические рекомендации: По одной из предложенных (по выбору) напишите эссе произвольного объема и характера. Постарайтесь проанализировать свои ощущения, мысли, суждения. Объясните, почему вы думаете так, а не иначе.
Осн.: 2 [51-85], 8 [145-159]
Доп.: 9 [79-91], 11 [156-178]
Задания.
1. Мои самые первые воспоминания.
Форма проведения: Письменная работа.
Методические рекомендации: Напишите эссе произвольного объема и характера. Постарайтесь проанализировать свои ощущения, мысли, суждения. Объясните, почему вы думаете так.
Осн.: 4 [68-85], 5 [124-135], 8 [56-79]
Доп.: 3 [75-82], 7 [92-141]
Задания.
1. Что препятствует человеческому общению?
2. Стили поведения в конфликтной ситуации.
Форма проведения: Коллективное обсуждение, тренинговые упражнения.
Методические рекомендации: Приведите примеры возможных конфликтных ситуаций в группе, предложите пути выхода из конфликта. При подготовке обратитесь к литературным источникам по этике и психологии делового общения.
Осн.: 4 [29-55], 5 [145-159]
Доп.: 2 [142-180], 3 [69-81], 10 [36-58]
СРОП 8. Культура общения.
Задания.
1. Особенности поведения и общения с конфликтной личностью.
2. Бессознательное и сознательное в конфликте.
3. Конструктивный и деструктивный конфликт.
Форма проведения: Коллективное обсуждение.
Методические рекомендации:Приведите примеры возможных конфликтных ситуаций в группе, предложите пути выхода из конфликта. При подготовке обратитесь к литературным источникам по этике и психологии делового общения.
Осн.: 4 [21-59], 8 [128-143]
Доп.: 8 [12-26], 10 [76-95]
СРОП 9. Мужественность и женственность.
Задания.
1. Методы семейного воспитания.
2. Модели взаимодействия в семье.
Форма проведения: Коллективная дискуссия.
Методические рекомендации: По данной теме следует обратить внимание на психолого-педагогическую литературу по семейному воспитанию. Представляя модели взаимодействия в семье, приведите примеры, опишите ролевые позиции членов семьи, выделите возможные позиции взаимоотношений в неполной семье. Обратите внимание на факторы, влияющие на особенности взаимоотношений в семье.
Осн.: 2 [41-62], 4 [108-130]
Доп.: 8 [5-28], 10 [36-54]
СРОП 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины.
Задания.
1.Сфера духовно-эмоционального общения и социально-статусная сфера в семье.
2.Экономическая и хозяйственно-бытовая функции семьи.
Форма проведения: Коллективная дискуссия.
Методические рекомендации: Выразите свои взгляды по данным вопросам. Запишите мнение своих родителей или старших знакомых по данным вопросам.
Осн.: 2 [68-92], 4 [83-105]
Доп.: 2 [63-94], 3 [127-145]
СРОП 11. Идеалы и ценности.
Задания.
1.Составьте словарь-справочник личностных качеств, определяющих морально-нравственный облик современного человека.
Форма проведения: Письменная работа.
Методические рекомендации:Для данного вида работы необходимо проанализировать словари: философский, психологический, словарь русского языка С.И.Ожегова, откуда следует выписать толкование личностных качеств, определяющих нравственные стороны человека. Например, патриотизм, мораль, честь, достоинство, порядочность и т.д.
Осн.: 5 [251-283], 7 [65-87]
Доп.: 4 [93-128], 7 [95-134], 8 [27-39]
Задания.
1.Составьте словарь-справочник личностных качеств, определяющих морально-нравственный облик современного человека.
Форма проведения: Письменная работа.
Методические рекомендации:Для данного вида работы необходимо проанализировать словари: философский, психологический, словарь русского языка С.И.Ожегова, откуда следует выписать толкование личностных качеств, определяющих нравственные стороны человека.
Осн.: 2[141-183], 5 [205-252]
Доп.: 4 [127-163], 6 [72-93], 8 [36-43]
Задания.
1. Основные принципы формирования здорового образа жизни.
2. Организация, содержание и методика физического оздоровления в учебной и профессиональной деятельности.
Форма проведения: Коллективное обсуждение.
Методические рекомендации: Приведите примеры мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья.
Осн.: 6 [11-23], 9 [120-125]
Доп.: 13 [134-152], 14 [12-41]
СРОП 14.Духовное здоровье.
Задания.
1.Здоровье как социально-культурная ценность.
2.Здоровье и окружающая среда.
Форма проведения: Коллективное обсуждение.
Методические рекомендации: Проанализируйте факторы, влияющие на состояние здоровья человека. Обоснуйте, почему здоровье имеет социально-культурную ценность. Приведите примеры мероприятий, направленных на укрепление здоровья духовного, психологического, морального.
Осн.: 5 [255-280], 6 [24-32]
Доп.: 13 [106-124], 14 [22-31], 15 [152-197]
Задания.
1. Любовь, дружба, толерантность, ответственность и позитивное отношение к миру как важнейшие критерии зрелой личности.
2. Стремление к саморазвитию как один из важнейших критериев зрелой личности.
Форма проведения: Коллективное обсуждение.
Методические рекомендации: Подберите примеры из художественной литературы, устного народного творчества, кинофильмов, определяющих особенности проявления названных качеств.
Осн.: 2 [151-172], 3 [155-182],7[45-63]
Доп.: 10 [157-196], 12 [150-172]
2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы обучабщихся.
СРО 1. Самопознание как область знания.
Задания.
1. Проблемы духовности и нравственности в трудах мыслителей древнего Востока.
2. Размышления античных мыслителей о человеке и его сущности.
3. Внимание к человеку и его внутреннему миру в Эпоху Возрождения.
Методические рекомендации: Задание следует выполнить письменном в виде краткой аннотации на теоретические источники.
Осн.: 2 [55-58], 5[24-29], 6 [45-53]
Доп.: 1[25-35], 14 [4-12].
Задания.
1. Человек в философии Древней Индии и Китая.
2. Религия в самопонимании человека.
Методические рекомендации:Задание следует выполнить письменном в виде краткой аннотации на теоретические источники.
Осн.: 1 [11-18], 5 [12-25]
Доп.: 1 [17-28], 11 [35-43]
Задания.
1. Профессиональное становление личности.
2. Профессионально важные качества личности.
Методические рекомендации:На основе анализа психолого-педагогической, философской литературы, раскройте свое видение на данные вопросы. Проследите, что и какие факторы влияют на профессиональное становление личности.
Осн.: 5 [51-65], 6 [17-25]
Доп.: 1 [72-82]
Задания.
1. Индивидуальные склонности и способности к деятельности.
2. Личностная направленность в самопознании.
Методические рекомендации: На основе анализа психолого-педагогической, философской литературы, раскройте свое видение на данные вопросы.
Осн.: 1 [58-72], 5 [145-159]
Доп.: 5 [74-90], 6 [92-141], 12 [56-78]
Задания.
1. Эмоции и их функции в жизни человека.
2. Понятия тревоги и страха.
3. Защитные механизмы и совладающее поведение.
Методические рекомендации: Письменно опишите возможные эмоциональные состояния человека, определите формы их проявления. Определите, как человек переживает состояния, какие реакции в поведении и деятельности возможны при повышенных эмоциональных расстройствах. Перечислите механизмы защиты человека от возможных эмоциональных переживаний, стрессов, фрустраций и т.д.
Осн.: 2 [51-85], 8 [145-159]
Доп.: 9 [79-91], 11 [156-178]
Задания.
1. Состояния эмоционального расстройства.
2. Фрустрация и особенности ее проявления.
3. Депрессия и формы устранения депрессии.
Методические рекомендации: Дайте характеристику данным психическим состояниям, особенностям их проявления. Обратитесь к психологическим словарям.
Осн.: 4 [68-85], 5 [124-135], 8 [56-79]
Доп.: 3 [75-82], 7 [92-141]
Задания.
1. Диалог как способ самопознания и самореализации человека.
2. Особенности этики делового общения традиционного общества.
3. Вербальные и невербальные средства общения.
Методические рекомендации: На одну из представленных тем выполните письменное сообщение реферативного плана, предложите свои рекомендации.
Осн.: 4 [29-55], 5 [145-159]
Доп.: 2 [142-180], 3 [69-81], 10 [36-58]
СРО 8. Культура общения.
Задания.
1. Факторы детерминации человеческого поведения в процессе общения.
3. Стереотипы и формы восприятия человека человеком.
4. Синхронность в партнерских отношениях.
5. Экстравертированные и интровертированные установки партнеров по общению.
6. Моральные принципы в общении с людьми.
Методические рекомендации: На одну из представленных тем выполните письменное сообщение реферативного плана, предложите свои рекомендации.
Осн.: 4 [21-59], 8 [128-143]
Доп.: 8 [12-26], 10 [76-95]
СРО 9. Мужественность и женственность.
Задания.
1. Обозначьте некоторые проблемы и пути их разрешения по теме: Психология современной семьи.
Методические рекомендации: Отразите свое собственное видение по данному вопросу. Приведите примеры из собственных наблюдений и т.д.
Осн.: 2 [41-62], 4 [108-130]
Доп.: 8 [5-28], 10 [36-54]
СРО 10. Социально-психологические характеристики современного мужчины и женщины.
Задания.
1. Психологические аспекты готовности к семейной жизни.
2. Проблемы «отцов и детей».
3. Лидерство в семье.
Методические рекомендации: Отразите свое собственное видение по данному вопросу. Приведите примеры из собственных наблюдений и т.д.
Осн.: 2 [68-92], 4 [83-105]
Доп.: 2 [63-94], 3 [127-145]
СРО 11. Идеалы и ценности.
Задания.
1. Проблема смысла человеческого существования в трудах казахских мыслителей.
Методические рекомендации: Проведите работу с первоисточниками. Интерпретируйте литературные произведения мыслителей с позиции их нравственно-этических взглядов и убеждений.
Осн.: 5 [251-283], 7 [65-87]
Доп.: 4 [93-128], 7 [95-134], 8 [27-39]
Задания.
1. Нравственно-этические взгляды А.Кунанбаева: проблемы бога, человека, свободы выбора.
2. Проблемы человека, веры и разума в философии Ш.Кудайбердиева.
Методические рекомендации: Проведите работу с первоисточниками. Интерпретируйте литературные произведения мыслителей с позиции их нравственно-этических взглядов и убеждений.
Осн.: 2[141-183], 5 [205-252]
Доп.: 4 [127-163], 6 [72-93], 8 [36-43]
Задания.
1. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.
2. Основные формы оздоровительных физических упражнений.
Методические рекомендации: Определите значение физической культуры, а также профилактические и укрепляющие здоровье физкультурные мероприятия.
Осн.: 6 [11-23], 9 [120-125]
Доп.: 13 [134-152], 14 [12-41]
СРО 14.Духовное здоровье.
Задания.
1. Методы профилактики здоровья на различных возрастных этапах развития человека.
2. Здоровый образ жизни - что это такое?
Методические рекомендации: Определите, какие проблемы здоровья могут стоять перед человеком на том или ином возрастном периоде. Опишите меры профилактики здоровья на том или ином возрастном периоде.
Осн.: 5 [255-280], 6 [24-32]
Доп.: 13 [106-124], 14 [22-31], 15 [152-197]
Задания.
1. Формула нравственности в трактатах Абая.
2. Г.Гербарт и проблема предназначение человека.