Феномен быстрого распространения ислама
В течение относительно непродолжительного времени - при первых последователях Мухаммеда: Абу Бекре (632-634 гг.), Омаре (634-644 гг.), Османе (644-656 гг.), Али (656-661 гг.) не только завершился процесс объединения всех арабских племен полуострова, но и сложилось большое единое государство с единой религией и единым миропониманием членов его сообщества, не разделявшим жизнь на светскую и духовную. Рычаги всей власти концентрировались в руках тех, кого называли "халифами" (арабск. "халифа" - заместитель, преемник; имеется в виду преемник пророка Мухаммеда). Первые четыре халифа были избраны по воле мусульманской общины; они являлись верными сподвижниками Мухаммеда. В дальнейшем власть стала передаваться по наследству. Возникли династии: Омейядов (661-750 гг.) и Аббасидов (750-1258 гг.).
Быстрое распространение ислама и его упрочение на огромных территориях (см. Карту № ) было обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего это было связано с особенностями и спецификой самой религии:
1) она близка иудаизму и христианству и, частично, зороастризму; многое в Коране заимствовано из Библии - отсюда близость и доступность религии тем людям, что до прихода ислама уже исповедывали одну из упомянутых монотеистических религиозных схем;
2) основные требования ислама ("пять столпов") усваиваются достаточно легко:
- "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха!" (утверждение единственности божества),
- пять ежедневных молитв с омовением;
- выплата налога в пользу нуждающихся мусульман (зякят);
- пост во время месяца рамадан;
- паломничество в г. Мекку (хадж), хотя бы раз в жизни для тех, кто в состоянии совершить его.
3) экономическая политика была направлена на создание льготного положения мусульман по сравнению с немусульманами относительно уплаты налогов (принявшие ислам платили 1/10 урожая, а немусульмане до 2/3).
Особенности развития цивилизации при Омейядах и Аббассидах
Дополнительную прочность сложившейся общности людей придавал политический момент: слитность религии и политики. Ислам являлся сутью исламского государства. Это способствовало усилению власти халифов.
Еще одним объединяющим фактором была арабизация. Расселение воинов на завоеванных территориях приводило к тому, что дети, рождающиеся у них от местных женщин, знали арабский язык и были носителями мусульманской культуры. Кроме того, арабский язык повсюду вводился в качестве обязательного в делопроизводство. Принявшие ислам, постигали религиозные догматы и овладевали арабским языком, поскольку арабский язык - это язык священной Книги - Корана.
Начиная с Омейядов можно говорить о становлении художественной культуры ислама, интенсивно развивалось строительство, особенно интересными были возведенные мечети. Причем культовая архитектура имела свои различия в разных регионах, где распространялся ислам (см. Рис. № 1). Строительство с большим размахом продолжилось при Аббасидах. Примером развития цивилизации может служить состояние столицы Аббасидов - города Багдада. Этот огромный город, построенный всего за 4 года, отличался сказочной роскошью. Здесь находились пышные дворцы, сады с павильонами, водоемы, каналы, зверинцы и цветники; пруды наполнялись ртутью (тогда еще не знали о вредоносности ее паров). Стволы деревьев облицовывали позолоченным металлом. Основанный в 832 г. в Багдаде Дом Мудрости имел огромную библиотеку. Сюда приезжали ученые из разных стран.
ЧАСТЬ IV. О НЕКОТОРЫХ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Раздел I. Трансформация европейского мира. Возникновение индустриальной цивилизации
Таблица № Изменение жизни европейцев в условиях межцивилизационного стыка (конец XV - XVII век).
Характер изменений | Суть перемен | Название соответствующего этапа европейской истории |
1. Изменения в сознании людей (мироощущение, миропонимание). | Гуманизм и свобода личности как новые ценностные ориентации. Человек - не только "тварь божия", но и центр Царства Земного. Он может постигать окружающий мир, используя национальный язык и национальную культуру. Появление неуемной жажды знаний | Эпоха Возрождения (конец XIII - XVII вв.) |
2. Изменения в сознании (религиозные) | Появление и распространение протестантизма | Эпоха Реформации (XVI в.) |
3. Социально-экономические | Первоначальное накопление капитала. Формирование экономического суверенитета собственника | Эпоха первоначального накопления капитала (конец XV - XVII века) |
4. Технические | Изобретены и используются: o ветряная мельница с поворотным шлемом и изменяемым углом наклона крыльев, o ножная самопрялка, o каравелла, o маневренная повозка с поворотной передней тележкой, o телескоп, микроскоп, зрительная труда, термометр, барометр, часовые механизмы, o облегченная модификация средневекового плуга, o усовершенствованная доменная печь, o амальгирование серебра, o испанские галеоны, o транспортеры, насосы, молоты в горном деле, o новые красители. | На протяжении XV - XVI веков |
5. Социальные | Атомизация - углубляющееся обособление людей друг от друга в связи с распадением непосредственно личных связей и заменой их связями опосредованными, безличными, принимающими форму вещи (товар, деньги и др.). | XVI - XVII века |
6. Политические | Утверждение абсолютизма как переходной формы власти, своеобразного баланса социальных сил старого (феодального) и нового (буржуазного) миров. | XVI - XVIII века |
7. Пространственные | Великие географические открытия, резкое расширение границ известного мира. Превращение европейской цивилизации в планетарное явление. | Эпоха Великих географических открытий (XV - XVII вв.) |