Происхождение и развитие греческого алфавита.

Финикийские буквы  
первоначальный вид греческих букв  
вид греческих букв, когда стали писать слева направо  
греческий унициальный (уставный) алфавит IX века  
названия букв  
финикийские буквы  
первоначальный вид греческих букв  
вид греческих букв, когда стали писать слева направо  
греческий унициальный (уставный) алфавит IX века  
названия букв  

Так особую роль в истории древней Греции сыграла каменистая, засушливая, но богатая сырьем (свинец, серебро, мрамор, глина), удобно расположенная для мореходства Аттика (см. Карту № 9). Именно здесь и сложилось Афинское государство, которое стало классическим примером древнегреческого города-государства (полиса). Это обстоятельство не исключает необходимости изучения социально-политического опыта, накопленного в других региональных политических структурах (например, в Спарте), поскольку древнегреческая цивилизация и культура Аттики - естественно, не одно и тоже. Однако, когда речь идет о "полисном генотипе" современной западной цивилизации, то в первую очередь из многих конкретных типов общественного и государственного устройства, которые демонстрировал античный мир (не только греки, но и впоследствии римляне) имеются в виду Афины "золотого века" (479-431 гг. до н.э.). Их демократическое устройство было подготовлено реформами Солона и Клиcфена (VI век до н.э.).

Однако, несмотря на то, что потребности хозяйственной жизни Балканского полуострова не диктовали необходимости унитарной организации, единоличной власти монарха, как это наблюдалось в ранних восточных цивилизациях, а суть социального устройства составляли полисные структуры, мы тем не менее говорим о едином древнегреческом цивилизационном комплексе. Дело в том, что существовали объединяющие моменты, которые позволяли самим грекам чувствовать единую общность, которую они составляли. Нам же, пытающимся изучать древнегреческий мир, эти обстоятельства дают основание объединять отдельные полисы (будь то демократические или олигархические) в единое целое. Что же относится к этим объединяющим обстоятельствам?

Около 800 г. до н.э. греки вновь начали использовать письменность. Их алфавит родился на основе финикийского (см. Таблицу № 12). С 776 г. до н.э. стали проводить общегреческие Олимпийские игры. В Дельфы, которые приобрели значение общерелигиозного центра, греческие города регулярно посылали гонцов за советом не только по религиозным, но и по политическим вопросам. Ярким моментом самоидентификации древних греков явились войны с Персией (490 - 479 гг. до н.э.), которые дали им возможность почувствовать цивилизационное единство и продемонстрировать прочность и надежность их ценностных установок и социальных механизмов. Ядро древнегреческой цивилизации составили полисные ценностные установки (см. Таблицу № 13).

Карта №

Древнегреческая цивилизация

Таблица № 13.

Полисные ценностные ориентации (на примере Афин).

Характер системообразующих ценностей В чем они проявились
Социально-экономические Право собственности, прежде всего на землю, как ценность, дающая возможность быть полноправным членом общества (для отдельной личности) Античная форма собственности - соединение общинно-государственной и индивидуально-частной. Верховное право собственности всего гражданского коллектива по отношению к частной собственности (для полиса в целом).
Экономические Экономический суверенитет, основанный на автаркии (хозяйственной самодостаточности полиса). Возможность активной торговли, развития товарно-денежных отношений (чеканные монеты).
Социальные Выгодность жизни в сообществе свободных собственников и производителей. Кроме свободных полноправных граждан, в социальную структуру входили свободные, но неполноправные (переселенцы, позднее вольноотпущенники из рабов и т.д.) и несвободные бесправные (рабы).
Политические Власть как ценность. Гражданское самоуправление с разделением властей на законодательную (народное собрание), исполнительную (магистраты) и судебную (суд присяжных). Возможность для гражданина (свободного собственника) преимущественно в форме голосования в народном собрании участвовать в решении государственных вопросов. Возможность гражданина защищать полис (Отечество) в составе ополчения.
Правовые Равенство граждан перед законом, уважение к достоинству гражданина.
Религиозные Получение покровительства богов (или одного из них). Греческий пантеон состоял из 12 главных богов и богинь во главе с Зевсом. Однако более светский характер мышления, чем в древневосточных обществах.
Научные Накопление знаний в области философии, астрономии, механики, геометрии, истории, медицины, физики и др. Уважение к носителям знаний (Семь мудрецов). Что касается техники (за исключением военной, медицинского оборудования, кораблестроения), то ей уделялось мало внимания. Творческие силы общества направлялись прежде всего на решение теоретических проблем (философия) и развития искусства, прославлявшего человека. Рассудочный и рационально-идеализирующий тип мышления (в отличие от синкретичного, наивно-натуралистического типа мышления человека доцивилизационного периода).


Кризис полисной системы

В мироощущении древних греков был заложен тот чреватый негативными последствиями момент, который рано или поздно должен был дать знать о себе. Это презрение части высшего слоя общества к физическому труду, а, стало быть, и в определенной степени к людям, которые им занимаются. В условиях, когда начал происходить процесс концентрации земельной собственности в руках отдельных лиц, и как следствие сокращалось число граждан, чувство презрения элиты к рабам, которых все больше стали использовать в крупных хозяйственных единицах, дало себя знать в упадке нравов, уходе от демократичности общения. Междоусобные войны также подрывали полисную систему в IV веке до н.э. к упадку. Результатом кризиса, в конечном итоге, стало завоевание древнегреческих полисов Македонским царством в 328 году (см. Схему № 6).

ЭЛЛИНИЗМ

  V в. до н.э. персы
  328 г. до н.э.     вавилоняне
  дорийцы конец IX - начало VIII в.до н.э.   египтяне
    середина XV в. до н.э.  
  XVII в. до н.э. ахейцы XX в. до н.э.    

Эллинистическая культура

Эллинизм с цивилизационной точки зрения интересен как своеобразный синтез Запада и Востока, иными словами как взаимодействие древнегреческой культуры и культур народов Ближнего и частично Среднего Востока.

Политическая основа эллинизма была заложена завоевательными походами Александра Македонского, держава которого охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии вплоть до нижнего течения Инда. После смерти Александра (323 г. до н.э.) политическое единство завоеванного им мира перестало существовать. Но греческая культура и греческие идеи стали играть определяющую роль в жизни народов, завоеванных когда-то Македонией. А поскольку самоназвание древних греков - "эллины", то и вся культура последующего периода стала именоваться с подачи немецкого историка И.Г. Дройзена (с 30-х гг. XIX в.) эллинистической.

Отсутствие единого ядра системообразующих ценностей мира, сочетание на территории бывшего государства Александра порой прямо противоположных жизненных установок и относительная недолговечность эллинистического мира, поглощенного почти полностью более сильным Римом, не дают нам оснований назвать синтезированные культуры цивилизацией, хотя иногда в литературе этот термин ("эллинистическая цивилизация") используется. Наверное, следует говорить об эллинистическом мире или эллинистической культуре, которая продемонстрировала ряд интересных особенностей.

Эллинистический мир имел общий язык по-эллински образованных людей, администрации и командного состава армии: это был общегреческий язык (койнэ). Он был языком литературы и науки, а также обеспечивал делопроизводство и официальную переписку. Кризис полисов и произошедшее в ходе завоеваний Македонского и после них рассеивание греков по огромным территориям вне Балканского полуострова привело к изменению взглядов эллинов на мир: появились идеи космополитизма и индивидуализма. Вера в олимпийских богов постепенно вытеснялась поклонением новым божествам, сочетавшим в себе черты восточных и эллинских (своеобразный религиозный синкретизм). Для эллинистической культуры характерно также существование эсхатологических воззрений (от греч. eschatos - последний, конечный), т.е. люди задумывались о конечности судеб мира и человека. Пищу для подобных размышлений давали древнеегипетские представления о загробной жизни отдельной души, а также идеи иудаизма (монотеистической религии древних евреев, основанной на поклонении богу Яхве), который мистически осмысливал историю как процесс, направляемый богом и имеющий своеобразный конец - "новое небо и новую землю".

Кроме синтеза идей, эллинизм иногда выражался в синтезе структур. Деспотическая форма правления, характерная в то время для восточных обществ и полисные структуры, являвшиеся наследием древнегреческого классического образца развития, своеобразно "соединялись" в виде полиса, который имел автономию, находясь на территории и под покровительством высшего правителя. Однако, в условиях возникновения больших эллинистических государств греческие полисы все больше теряли свою самостоятельность.

Культурное наследие эллинизма трудно переоценить. Это время Архимеда и Эвклида, стоиков и эпикурейцев, время создания алтаря Зевса в Пергаме, статуй Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурной группы Лаокоон, время существования Александрийской библиотеки, насчитывавшей до 700 тыс. папирусных свитков), научного учреждения, называемого Мусейон. Тогда же были возведены знаменитые Фаросский маяк и Колосс Родосский.

Наши рекомендации