Глава I. Появление первых представлений о цивилизациях
Причины неизбежности плюрализма в понимании цивилизаций
Прежде всего сложность самого объекта изучения рождает многообразие подходов в оценке его. Далее: долгая, трудная и еще не закончившаяся и по сей день история создания теории цивилизаций. Люди как носители ценностных установок той или иной цивилизации осознавали свою принадлежность к ней и изучали ее, естественно, внося серьезную долю субъективизма. В дальнейшем люди более поздних цивилизаций, также несущие на себе печать времени, но уже своего, многое переосмысливали с высоты иного исторического опыта.
Каждый исследователь, ставивший перед собой задачу охарактеризовать ту или иную локальную цивилизацию или цивилизационные процессы в целом, использовал выбранную им парадигму (парадигма в социологии - модель постановки проблем и их решений; термин, введенный в науковедение американским историком науки и философом Куном). Кроме того, за решение указанной задачи брались и берутся самые разные специалисты: историки, социологи, политологи, экономисты, культурологи, лингвисты, психологи, философы и др. Причем каждый из них основывается в анализе на соответствующем его науке понятийном аппарате, использует соответствующую лексику.
§ 2. О зарождении и использовании термина "цивилизация"
Свое начало слово "цивилизация" берет от латинских терминов civilis - "гражданский", civitas - "община, город-государство", civis - "гражданин".
Впервые древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в "Никомаховой этике" противопоставил понятию "civilis" понятие "naturalis". Мыслители античности (а именно, стоики) развили эту дихотомию. начиная с эпохи Возрождения стали использовать глагол "цивилизовать" в значении "переходить к гражданскому культурному состоянию". Английский философ - просветитель Дж. Локк (1632-1704) и его современник - голландский философ Б.Спиноза (1632-1677) подчеркивали, что высшимзаконом государства должен быть естественный закон. Просветители продолжали применять термин "цивилизовать" (например, его использовал французский философ П. Гольбах (1783-1789)).
Генезис теории цивилизаций
Создателем первой целостной теории цивилизаций исследователи склонны считать шотландского просветителя А.Фергюсона, написавшего в 1767 году свой "Очерк истории гражданского общества". Он показал генезис и становление цивилизации как закономерный процесс, связанный с развитием промышленности и торговли, накоплением богатств и появлением у людей досуга, позволившего обратить взор на науки, а также заняться совершенстованием нравов. Цивилизация по Фергюсону - это способ обеспечения имущественных и личных прав людей в государстве в условиях высокого развития промышленности, торговли, литературы и искусства. Он же обратил внимание на существование цивилизаций в античном мире, на китайскую цивилизацию, на исламскую (времен средневековья). Тем самым в рассуждениях просветителей соединялись принципы разума и человеческой природы и в определенной степени преодолевалась намеченная Аристотелем дихотомия.
Термин "цивилизация" как центральное понятие, отражающее смысл истории, впервые ввел французский философ Мирабо - старший в своем трактате "Друг людей" (1756-1757). И это не случайно: начинается вторая половина XVIII в. - время пристального интереса к общественной жизни, ее истокам и смыслу. Французские просветители называли цивилизованным идеальное общество, основанное на началах Разума и Справедливости (поэтому и термин "цивилизация" использовался ими в единственном числе).
Правда, Ф. Вольтер (1694-1778) в "Опыте о нравах" (1758 г.) выделил великие эпохи цивилизаций, вспомнив, например, Александра Македонского, римского императора Августа и некоторых других знаменитых исторических деятелей, но не объяснил, каковы истоки этих эпох. Развитие же цивилизации философы этой полосы связывали с развитием культуры (Вольтер, Тюрго и др.). В качестве важнейшего свойства цивилизации многие из них называли прогресс (от лат. progressus - движение вперед, от несовершенного к совершенному).
Так французский историк и экономист А.Р. Тюрго (1727-1781) выделил три этапа в развитии общества: 1) миром движут сверхчеловеческие силы; 2) религия подвергается критике; 3) идет разработка научных законов. Причем по мере развития общества "темп прогресса" нарастает.
Просветители понимали развитие как прямолинейный прогресс.
В то же время, наряду с этой, существовала иная, циклическая точка зрения. Еще древние греки представляли историю как повторение регулярно возвращающихся и, как правило, приводящих к исходной точке событий. На Востоке идеи цикличности восходят к "Книге назидательных примеров", автором которой являлся ученый из Туниса Ибн-Хальдун Абд-ар-Рахман (однако, работа Ибн-Хальдуна оставалась неизвестной западным исследователям вплоть до начала XIX века).
И хотя христианство принесло в себе и надолго утвердило линейный взгляд на исторический процесс, идея круговорота мелькала в трудах некоторых мыслителей эпохи Возрождения (например, у Макиавелли, когда он обосновывал необходимость смены форм правления). Однако, теория цикличности берет свое начало с Дж. Вико (1668-1774), который в "Основаниях новой науки об общей природе наций" еще в первой половине XVIII в. подробно развернул идею круговорота, представив всю историю как сменяющие друг друга эпохи: богов (детство), героев (юность) и людей (зрелость, высшая точка цивилизации). Таким образом он провозгласил единство истории и цикличность ее развития. обозначив "три типа времен: религиозные, героические и гражданские". Общество в своем развитии совершает законченный круг или цикл (от древнегреческого kyklos - круг). Выход общества в новый виток развития согласно Вико не означает простого повторения того, что уже когда-то происходило на предшествующем этапе развития. Новый цикл может нести в себе и новое содержание.
У некоторых просветителей идея локальных структур вполне увязывалась с признанием стадий в развитии цивилизаций. Например, немецкий философ И.Г. Гердер (1744-1804) рисовал широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и другие страны Древнего Востока) до XIV в., вместе с тем считая высшим принципом этого развития осуществление гуманности, т.е. разума и справедливости, поэтапно достигаемого в историческом процессе.
Однако, уже тогда, в конце XVIII в. было намечено различие между цивилизацией и культурой. И сделал это немецкий философ И.Кант (1724-1804). С его критики цивилизации как механической и искусственной и в то же время похвалы культуре как органически развивающемуся и естественному в своих основах началу идет традиция противопоставления цивилизации и культуры, позднее закрепившаяся в немецкой историографии.