Количество локальных цивилизаций в мировой истории. Длительность их существования
Теоретики цивилизационных процессов пытались подсчитать, сколько локальных цивилизаций имело место в истории человечества. Эти подсчеты всякий раз приводили к разным результатам: от 4,8,12, 21 до 36 и более. И это в определенной степени объяснимо в силу уникальности любой цивилизации и сложности постижения их сущности. По-видимому, смысл уяснения исторического процесса заключается не в точном подсчете более или менее устойчивых социоэтнокультурных единиц, сколько в понимании сути наиболее значимых из этих структур. Что касается длительности существования каждой из них, то и в этом случае мы не видим одинаковости. Продолжительность жизнедеятельности локальной цивилизации в среднем по имеющимся подсчетам от 1000 до 1500 лет.
Типология цивилизаций
В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному (см. Таблицу № 1).
Таблица № 1
Типы цивилизаций
Критерий определения типа цивилизации | Типы цивилизаций |
По времени существования | Древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные |
По географическому положению: - тот или иной регион - цивилизации "на великих реках" | Цивилизация Междуречья, цивилизации Мезоамерики и т.п. Древнекитайская цивилизация (Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. |
По религиозно-нравственным ценностным ориентациям | Исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская и т.п. |
По типу хозяйственной деятельности | Аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная) |
По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур | Более открытые, менее открытые |
По уровню межцивилизационных взаимодействий | Локальные, особенные, мировая |
По особенностям цивилизационного развития | Традиционные, нетрадиционные; устойчивые, неустойчивые (отсюда - условное деление на Запад и Восток) |
По направленности развития | Непрогрессивные, циклические, прогрессивные |
Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью ряда указанных в Таблице № 1 терминов.
Цивилизация и ее параметры
Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров:
1) производительные силы (техника и технология);
2) разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка); взаимодействие "город-деревня";
3) политическая организация (одно государство или совокупность государств в рамках одной цивилизации); возможность человека участвовать в общественной жизни;
4) менталитет людей, составляющих изучаемое общество; "мера человеческого в человеке".
При анализе любой локальной цивилизации этот перечень параметров обретает конкретно-историческое насыщение - и только тогда цивилизация предстает перед исследователем во всем многообразии форм жизнедеятельности (люди, обстановка, в которой они живут, общаются, трудятся, приумножают богатство общества, вносят свой вклад в общественную жизнь, создают шедевры духовной и материальной культуры и т.п.).
Глава II. Соотношение понятия "цивилизация" с иными базовыми обществоведческими понятиями
Цивилизация и общество
Содержание понятий "цивилизация" и "общество" очень тесно переплетается, ибо можно рассматривать цивилизацию как способ бытия и развития общества. Однако, цивилизация и общество - не одно и то же. Общество (в отличие от природы) есть система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Если первые этапы в истории человеческих обществ считать доцивилизационным периодом, то это и есть первый момент разграничения в содержании рассматриваемых понятий. Кроме того, совокупность локальных цивилизаций не исчерпывала всех общественных структур, существовавших на Земле, и в последующие после генезиса первых цивилизаций времена.
Цивилизация и культура
Культуру можно рассматривать как процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, на выявление возможностей и способностей человека. Как всеобъемлющий процесс она охватывает все времена и этносы; он может проходить с разной степенью интенсивности, и в доцивилизационный период, и внутри отдельных локальных цивилизаций (даже на этапе разложения цивилизационного комплекса какие-то элементы культурной жизни могут переживать бурный расцвет).
Цивилизация в определенном смысле слова может рассматриваться как результат, а не процесс. Особенно показателен в этом контексте этап кульминации цивилизации, когда она демонстрирует свои возможности в полной мере. Как единый социальный организм, части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии, цивилизация показывает насколько она в состоянии реализовать и сделать общим, полезным достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. От реалий жизни в разные времена зависело, воспринималось ли людьми различие между цивилизацией и культурой и, если воспринималось, то с какой степенью остроты. В антропологическом смысле можно сказать, что цивилизация есть особенная сфера жизненного мира или культуры.
Поскольку социальный опыт не передается человеку генетическим способом, то цивилизация должна обеспечить передачу всех накопленных культурных достижений разных сфер жизнедеятельности через процесс образования, обучения и воспитания. Ценностные установки любой цивилизации не воспроизводятся автоматически. Опять-таки только в результате усилий многих людей (воспитывающих, образующих, обучающих) можно сохранить мотивационную культуру общества, а стало быть воспроизвести на этапе последующего поколения цивилизационное ядро.
Цивилизация и этнос
Этнос (по Л.Н. Гумилеву) - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности (подсознательной взаимной симпатии или антипатии членов этнических коллективов) и отличающихся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Цивилизация - это другой тип объединения людей. Он социален в отличии от этноса, который представляет собой прежде всего природную общность. Но все люди, являющиеся носителями той или иной культуры и принадлежащие к той или иной цивилизации, в то же время ассоциируют себя с определенным этносом (по происхождению, языку, традициям, обычаям и т.д.). Стало быть этническая основа формирующейся цивилизации, составляющие ее этнокомпоненты, стереотипы поведения того или иного этноса чрезвычайно важны для формирования облика цивилизации и ее развития. К тому же, как правило, цивилизации многоэтничны. Поэтому межэтнические взаимодействия при рассмотрении сущности цивилизации следует иметь в виду для того, чтобы получить целостную картину человеческого общения в широком смысле слова.
Цивилизация и язык
Язык - это инструментарий интеллектуального освоения мира. Все цивилизационные процессы находят выражение в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации, а стало быть и сохранения самой цивилизации. В языке находят отражение не только изменения в жизни людей данной локальной цивилизации, но и межцивилизационные взаимодействия (и синхронные, и диахронные).
В ходе познания того или иного цивилизационного комплекса большинство источников, на основании которых мы строим свое представление о нем, - это письменные источники. Через язык источника мы судим о мироощущении человека. Изучая процессы возникновения и развития языков, являющиеся социально обусловленными, исследователь получает прекрасную возможность проникновения в духовную жизнь того или иного общества. Речевая культура также представляет собой богатейший материал для понимания человека.
§ 5. Цивилизация и менталитет. Некоторые обобщения и методические рекомендации
Менталитет как тип мышления представляет собой важнейший цивилизационный фактор. Ментальностью (по А.Я. Гуревичу) называют тот мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы интеллектуального и эффективного освоения мира, тот "духовный инструментарий", при помощи которого люди расчленяют и организуют картину мира. если духовную жизнь общества представлять только через философские, религиозные, политические, эстетические доктрины, т.е. через достояние интеллектуальной элиты, то это значительно обеднит представления о цивилизациях. Все люди, а не только элита, имеют свой образ мира; он может быть непродуманным и неосознанным, но именно он побуждает человека поступать так, а не иначе, именно он составляет внутренний смысл поведения человека того или иного цивилизационного комплекса. Личность с ее ментальностью (способом видения мира, типом мышления и, - что очень важно, ибо менталитет активен, поведенческим стереотипом) определяет характер конкретно-повседневной жизни общества.
Некоторые обобщения и методические рекомендации
Из рассмотренного ясно, что изучение отдельных цивилизаций - процесс трудоемкий, но результативный, поскольку только глубокое внедрение в особенности развития каждой цивилизации дает возможность постижения истории и современности нашего многоликого мира в целом.
Изучая любую локальную цивилизацию, необходимо:
1) определить ее временно-пространственные рамки;
2) изучить отношение человека данного общества к природе; (механизмы взаимодействия)
3) понять развитость сферы материальной деятельности человека и ее результаты;
4) уяснить уровень развития сферы сознания и материализации культурных достижений в этой сфере;
5) обратить внимание на традиции и новации;
6) на основании выделенных специфических особенностей изучаемой локальной цивилизации проанализировать уровень возможностей реализации потребностей человека в данной социоструктуре.
Раздел II. Разнообразие подходов к понятию "цивилизация"