Цивилизация как социоэтнокультурная единица
Цивилизация как форма и способ объединения и взаимодействия людей представляет собой целостную, сцементированную социальную единицу, динамично развивающуюся во времени и пространстве. Как правило, цивилизационную общность составляют разные этносы, которые взаимодействуя обогащают друг друга, вместе участвуя в жизненных процессах разных общественных подсистем:
- экономической (материальное производство и распределение);
- социальной (деятельность отдельных социальных групп и слоев);
- политической (деятельность государств и общественных организаций);
- духовной (сфера сознания).
Цивилизация как структурная единица удерживает свою целостность за счет действия факторов, отличающихся длительной инвариантностью (инвариантность - свойство величин оставаться неизменными). Из таких величин, которые обозначены выше как цивилизационные факторы, наибольшую значимость имеют ценностные ориентации людей. Речь, безусловно, идет о высших системообразующих ценностях, которые и составляют ядро локальной цивилизации. Ценности вырабатываются как специфически социальные определения объектов окружающего мира; в этих оценках содержатся положительные или отрицательные моменты для человека и общества в целом.
Ядро локальной цивилизации
Ценности определяют фундаментальные нормы жизни людей, именно они прежде всего показывают глубинные отличия одной цивилизации от другой. Поэтому именно ценности можно считать ядром локальной цивилизации, ее важнейшей глубинной сущностью. Высшие, усвоенные всеми людьми данной общности (или, во всяком случае, большинством из них) ценности, составляющие цивилизационное ядро, могут быть разными по характеру; нравственные, религиозные, правовые, экономические, политические, эстетические, научные, какие-либо иные. От состояния цивилизационного ядра (какие ценности являются приоритетными в данном обществе, в каком соотношении они находятся между собой) во многом зависит состояние данного общества в целом.
Схема № 1.
Модель цивилизации (по А.М. Ушкову)
политическая и юридическая оболочка
система высших духовных ценностей, "система верований", ядро отличительной культуры
область экономики, науки и техники
Этапы в развитии цивилизаций
Стадиальность в развитии истории можно представить в виде традиционно выделяемых: древности, средневековья, а также периода нового и новейшего времени. Кроме того, стадиальность выражается и в том, какие этапы проходит в своем развитии локальная цивилизация. Это генезис, развитие, кульминация, стагнация, разложение и гибель. Общество не может не развиваться, ибо человек, исходя из имеющихся у него потребностей, постоянно стремится реализовать свои интересы. Сама цивилизация рождается как результат человеческих потребностей (см. Схему № 2). Удовлетворение каждой потребности влечет за собой появление массы правил, норм, привычек, обычаев, ритуалов, создание материальных объектов (жилища, орудия труда, храмы и т.д.).
Рождающийся специфический тип того или иного цивилизационного комплекса зависит от многих обстоятельств разного характера:
- от того, как человек осваивает пространство, использует время;
- в какие семейно-брачные отношения вступают друг с другом люди;
- каков механизм взаимодействия поколений;
- как распределяются социальные роли в обществе;
- каким образом люди стремятся поддерживать единство формирующейся структуры.
Схема № 2.
Человеческие потребности
(по А. Маслоу)
Потребности | ||||
Потребности | в самореализации | |||
Социальные | в самооценке | в самооценке | ||
Потребности | потребности | |||
Основные физиологические потребности | безопасности | |||
Голод, жажда, и т.д. | Надежность, защищенность от опасности | Принадлежность к группе, общественная деятельность, любовь | Самоуважение, статус, признание | Развитие личность, самоусовершенствование |
Свои потребности человек удовлетворяет в конкретном потоке жизни. У отдельных людей они могут быть разумны или неразумны. Неразумные потребности (отсутствие меры) - с этической точки зрения - зло для общества. С другой стороны, уровень реализации разумных потребностей может служить критерием цивилизованности общества.
Невозможно найти абсолютную точку отсчета генезиса цивилизации, поэтому приходится принимать за нее тот или иной условный момент во времени и пространстве. На ступени генезиса осознаются и усваиваются всеобщие принципы (долг, закон, мера, деньги, рынок и т.д.) и формы организации жизни людей. Все более крепнут центростремительные силы. Развитие цивилизации происходит в условиях взаимодействия человека и природы, взаимодействия людей друг с другом. Если следовать Н.Д. Кондратьеву, который выделял три типа закономерностей общественного развития: статические, динамические и генетические, то на этапе зарождения цивилизации многое определяет генетический тип закономерностей (действует закономерность наследственности, изменчивости и отбора в динамике социальных систем). В условиях меняющегося мира постоянно меняется сам человек. Его изменения происходят в зависимости от возраста, пола, воспитания, образования, религии, накапливаемого социального опыта, способностей к творческой деятельности. А кроме того, в зависимости от уровня развития цивилизации, носителем ценностных ориентаций которой он является. Именно в рамках той или иной цивилизационной единицы идет процесс социализации, результатом которого становится человек ценностно ориентированный, знающий, умеющий действовать.
В условиях развития цивилизации всеобщие формы и принципы организации жизни людей закрепляются, демонстрируя свою устойчивость и полезность для данной общественной структуры и конкретных людей на этапе кульминации. На этапе кульминации общество не только выживает, оказываясь способным прокормить людей, но и создает достаточно стабильные возможности реализации других, более возвышенных потребностей составляющих его членов.
Показателем того, что цивилизация сформировалась, может служить и тот факт, что люди осознают свою принадлежность к ней (момент самоиндентификации).
Стабильное воспроизведение цивилизации во времени и пространстве (стагнация) происходит благодаря сохранению ценностей, поддержанию соответствующих им социальных институтов. При этом в сложившийся социальный организм умело внедряются новации в виде развивающихся идей, форм самосознания, совершенствующихся социальных форм и пр. Покой или устойчивое равновесие обеспечивается действием закономерностей статистического типа. Меняются (некардинально) функциональные связи или перераспределяются их роли. Это и значит, что цивилизация развивается на этапе стагнации. Скорость изменения функциональных связей определяет темп развития цивилизации, в ходе которого могут меняться пространственные ее рамки.
Изменившиеся функциональные связи внутри социума вызывают кризис цивилизации. Так потеря ценностных ориентаций, ослабление социальных институтов, а стало быть усиление центробежных сил ведет к разложению целостной структуры и создает основу для возможной гибели цивилизации. На этапе разложения происходит ослабление традиционной, органичной деликатной связи между цивилизационными факторами и явлениями повседневной жизни. Взаимодействуют и конкурируют две тенденции - конструктивная и деструктивная, что придает неустойчивость цивилизации. А в случае победы деструктивной тенденции кризис усиливается. Кризис может привести к краху, либо ускорить формирование новых цивилизационных параметров. В случае движения цивилизации к гибели ее может ускорить тот или иной внешний фактор. Но в любом случае внутренние факторы развития цивилизации остаются, как правило, определяющими.
Катастрофа и межцивилизационный переход как возможности сосуществуют, однако они функционально противоположны и исключают друг друга. Межцивилизационный переход предполагает радикальную смену всех подсистем социума (меняется тип хозяйственной жизни, социальная организация и менталитет). Действует динамический тип закономерностей, происходят неравномерные изменения, рождающие качественные сдвиги, которые можно назвать революцией в широком смысле слова. Так или иначе цивилизация исчезает в прежнем качественном состоянии. Происходит ее гибель.