Глава I. Что такое цивилизация?

О.Н. Сенюткина

История цивилизаций

Учебно-методическое пособие


Нижний Новгород

Печатается по решению редакционно-издательского совета НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.

УДК 930. 8 (0.75.83)

Учебно-методическое пособие по курсу “История цивилизаций”.

О.Н. Сенюткина. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет. 2002. 140 с.

Данное пособие содержит материалы к лекционному курсу по истории цивилизаций.

Рецензенты:

докт. ист. наук С.К. Сизов.

докт. ист. наук Е.А. Молев.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Введение

ЧАСТЬ I. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Раздел I. Понятие "цивилизация"

Глава I. Что такое цивилизация?

§ 1. Определение цивилизации. Цивилизационные факторы

§ 2. Источники изучения цивилизаций

§ 3. О межцивилизационных взаимодействиях

§ 4. Цивилизация как социоэтнокультурная единица

§ 5. Ядро локальной цивилизации

§ 6. Этапы в развитии цивилизаций

§ 7. Количество локальных цивилизаций в мировой истории. Длительность их существования

§ 8. Типология цивилизаций

§ 9. Цивилизация и ее параметры

Глава II. Соотношение понятия "цивилизация" с иными базовыми обществоведческими понятиями

§ 1. Цивилизация и общество

§ 2. Цивилизация и культура

§ 3. Цивилизация и этнос

§ 4. Цивилизация и язык

§ 5. Цивилизация и менталитет. Некоторые обобщения и методические рекомендации

Раздел II. Разнообразие подходов к понятию "цивилизация"

Глава I. Появление первых представлений о цивилизациях

§ 1. Причины неизбежности плюрализма в понимании цивилизаций

§ 2. О зарождении и использовании термина "цивилизация"

§ 3. Генезис теории цивилизаций

Глава II. Понимание цивилизации в XIX веке

§ 1. Расширение представлений о локальных цивилизациях

§ 2. Интеллектуальная эволюция цивилизации согласно О.Конту

§ 3. Цивилизация как форма воплощения творческой силы Духа (Г. Гегель)

§ 4. Роль материального фактора в жизни общества

§ 5. Природная среда и цивилизация

§ 6. Демографический фактор и цивилизация

§ 7. Идея культурно-исторических типов. Н.Я. Данилевский

Глава III. Понимание цивилизации в XX веке

§ 1. Изменение акцентов в понимании цивилизации

§ 2. М. Вебер и проблематика ценностей

§ 3. Теория цикличности в интерпретации О. Шпенглера

§ 4. А. Тойнби как теоретик цивилизационных процессов

§ 5. К. Ясперс и его понимание единства истории

§ 6. Школа "Анналов" и ее взгляд на развитие общества и личности

§ 7. "Веберовский ренессанс" 70-х гг

Глава IV. Современный научный подход к понятию "цивилизация"

§ 1. "Исследования цивилизаций" ("Civilization studies") как отрасль современного общественного знания

§ 2. Современные определения цивилизации и ее параметров; типология цивилизаций

§ 3. Цивилизационный и мироцелостный подходы к пониманию истории

§ 4. Цивилизации и стадиальность

§ 5. Цивилизационный метод и его критика в отечественном обществоведении. Некоторые обобщения и методические рекомендации

ЧАСТЬ II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МИРА

Раздел I. Предыстория цивилизаций

Глава I. Предпосылки формирования цивилизаций

§ 1. Возможности современного человека в процессе познания генезиса цивилизаций

§ 2. Природная среда и ее роль в появлении локальных цивилизаций

§ 3. Экономический базис цивилизации

§ 4. Детерминизм или индетерминизм?

§ 5. Духовные предпосылки генезиса цивилизации

§ 6. Формирование ядра цивилизации. Некоторые обобщения и методические рекомендации

Раздел II. Особенности древнейших восточных цивилизаций

Глава I. Цивилизация Междуречья (Месопотамии)

§ 1. Временно-пространственные рамки цивилизации Междуречья

§ 2. Первый виток в развитии цивилизации Междуречья

§ 3. Аккадцы и их роль в развитии цивилизации

§ 4. Вавилон и его возвышение

§ 5. Кульминация Месопотамской цивилизации в период расцвета Ассирии

§ 6. Последний этап в истории цивилизации Двуречья

Глава II. Древнеегипетская цивилизация

§ 1. Специфические черты древнеегипетской цивилизации

§ 2. Кульминационные точки в развитии цивилизации долины Нила

Глава III. Древнейшие цивилизации Дальнего Востока. Некоторые обобщения и методические рекомендации

Раздел III. Античный европейский мир

Глава I. Древнегреческая цивилизация

§ 1. Чем интересна Древняя Греция с точки зрения развития цивилизационных процессов

§ 2. Крито-Микенская субцивилизация

§ 3. "Темные века" в истории Древней Греции

§ 4. Собственно древнегреческая цивилизация

§ 5. Кризис полисной системы

§ 6. Эллинистическая культура

Глава II. Древнеримская цивилизация

§ 1. Временные рамки древнеримской цивилизации

§ 2. Пространственные параметры древнеримской цивилизации

§ 3. Ценности древнеримской цивилизации

§ 4. Разрушение целостности римского мира. Некоторые обобщения и методические рекомендации

ЧАСТЬ III. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЕГО ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ФОРМАХ

Раздел I Европейская средневековая христианская цивилизация

Раздел II. Российская цивилизация (IX-XVII вв.)

Глава I. Киевская Русь

§ 1. Природные условия генезиса российской цивилизации

§ 2. Этническая основа формирующейся цивилизации

§ 3. Материальная база

§ 4. Формирование Киевской Руси как субцивилизации и ее распад

Глава II. Московская Русь - Россия как второй виток в истории развития российской цивилизации

Раздел III. Исламская цивилизация на первом витке своего развития

Глава I. Генезис исламской цивилизации

§ 1. Временные рамки существования средневековой исламской общности людей

§ 2. Ее пространственные рамки

§ 3. Природно-климатический фактор в жизни семитских племен Аравии

§ 4. Экономическая и социальная основы возникновения исламской цивилизации

§ 5. Мекка и ее роль в становлении новой цивилизации

§ 6. Роль личности Мухаммеда в объединении этносов Аравии и дальнейшем становлении исламского мира

§ 7. Причины и истоки генезиса цивилизаций

Глава II. Развитие и утверждение мусульманской цивилизации

§ 1. Феномен быстрого распространения ислама

§ 2. Особенности развития цивилизации при Омейядах и Аббассидах

ЧАСТЬ IV. О НЕКОТОРЫХ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Раздел I. Трансформация европейского мира. Возникновение индустриальной цивилизации

Раздел II. Современные цивилизации

ЧАСТЬ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА

Раздел I. Некоторые вводные материалы в помощь студенту-заочнику

Глава I Основные задачи курса "История цивилизаций" в рамках лингвистического вуза

Глава II. Основное содержание курса

§ 1. Учебная программа

§ 2. Хронологическая таблица

§ 3. Основная литература по курсу "История цивилизаций", рекомендуемая к изучению

Раздел II. Основные формы работы студента в процессе изучения материала по курсу "История цивилизаций"

Глава I. Рабочая программа курса

Глава II. Как работать во время лекционного занятия

Глава III. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

§ 1. Как составить конспект при подготовке к семинарскому занятию

§ 2. Планы семинарских занятий и рекомендуемая к ним литература

§ 3. Составление конспекта. Некоторые практические рекомендации

Глава IV. Работа над учебным рефератом

§ 1. Тематика рефератов

§ 2. Требования к написанию рефератов

Глава V. Формы контроля за работой студента

§ 1. Требования к зачету по курсу "История цивилизаций"

§ 2. Требования к экзамену по курсу "История цивилизаций"

§ 3. Перечень экзаменационных вопросов по курсу "История цивилизаций"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предисловие

Учебный курс "История цивилизаций" занимает, на наш взгляд, достойное место среди других дисциплин общегуманитарного цикла. Дело в том, что реалии жизни XX века толкают человечество к новым, более разумным отношениям между цивилизациями. Именно курс "История цивилизаций" позволяет дать студентам основы понимания современного состояния общества и его проблем. Знание основ курса помогает понять место и возможности современного человека в стремительно меняющемся сегодня мире, глубоко осознать тенденции современного развития человечества через постижение особенностей отдельных локальных цивилизаций. Именно этот курс способствует усилению антропоцентризма в понимании исторического процесса, в определенной степени утерянного отечественной историографией в советские времена. В противовес постмодернизму, отрицающему универсализм истории и ведущему к хаотизации знаний человека по истории человечества, взгляд на мир через призму взаимодействия цивилизаций позволяет упорядочить наше понимание общественного развития.

Но в настоящее время этот важный курс, введенный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в 1995 г. в качестве базового обязательного, не обеспечен соответствующим учебником. Поэтому, пока учебники пишутся, цель автора данного пособия (преподавателя вуза, ведущего названный курс) помочь студентам сориентироваться в основных проблемах истории цивилизаций. Опираясь на достигнутое обществоведами, автор пытается дать собственное видение и понимание основных проблем курса, излагая в сжатом виде узловые позиции учебного материала.

Автор стремится дать обучаемым современное представление о специфике зарождения и развития наиболее значимых локальных цивилизаций, а также об особенностях межцивилизационных взаимодействий. Материалы и факты черпались из разной литературы (учебники, пособия, хрестоматии, справочники, статьи, обзоры и др.), использованы и собственные исследовательские материалы. Кроме образовательных, учебный материал курса имеет еще и воспитательную цель: в ходе знакомства с мировой историей у студентов появляется возможность научиться самим быть более цивилизованными, и тем самым в какой-то степени сделать и все человечество более цивилизованным.

Введение

Общественному развитию объективно присущи две тенденции: одна к единству, другая - к многообразию. В XX веке тенденция к единству стала преобладающей. Как писал русский ученый В.И. Вернадский: "...Впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты. Как раз закончились сложные, частью в течение ряда поколений независимо и замкнуто шедшие исторические процессы, которые в конце концов в нашем XX столетии создали единое, неразрывно связанное целое. Событие, совершившиеся в глубине Индии или Австралии, может резко и глубоко отразиться в Европе или Америке и произвести там следствия неисчислимого для человеческой истории значения. И, может быть, главное - материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры - неуклонно и быстро углубляется и усиливается. Общение становится все интенсивнее, разнообразнее и постояннее".

Однако втягивание людей в мировые процессы далеко не всегда означает улучшения жизненной ситуации. Взаимодействие цивилизаций сегодня далеко от идеала. Отсюда стремление гуманитариев всего мира - искать механизмы межцивилизационных взаимодействий на гуманной общечеловеческой основе. Движение человечества к грамотному межцивилизационному общению невозможно без понимания истории обособленных локальных цивилизаций и вариантов их взаимодействия в прошлом. Поэтому смысл учебного курса "История цивилизаций" как раз и заключается в том, чтобы заложить основу для грамотного взгляда на современный мир, такого взгляда, который соответствовал бы нынешнему состоянию развития общественных наук.

ЧАСТЬ I. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Раздел I. Понятие "цивилизация"

Ядро локальной цивилизации

Ценности определяют фундаментальные нормы жизни людей, именно они прежде всего показывают глубинные отличия одной цивилизации от другой. Поэтому именно ценности можно считать ядром локальной цивилизации, ее важнейшей глубинной сущностью. Высшие, усвоенные всеми людьми данной общности (или, во всяком случае, большинством из них) ценности, составляющие цивилизационное ядро, могут быть разными по характеру; нравственные, религиозные, правовые, экономические, политические, эстетические, научные, какие-либо иные. От состояния цивилизационного ядра (какие ценности являются приоритетными в данном обществе, в каком соотношении они находятся между собой) во многом зависит состояние данного общества в целом.

Схема № 1.

Модель цивилизации (по А.М. Ушкову)

политическая и юридическая оболочка

система высших духовных ценностей, "система верований", ядро отличительной культуры

область экономики, науки и техники

Человеческие потребности

(по А. Маслоу)

       
      Потребности
    Потребности в самореализации
  Социальные в самооценке в самооценке
Потребности потребности    
Основные физиологические потребности безопасности      
Голод, жажда, и т.д. Надежность, защищенность от опасности Принадлежность к группе, общественная деятельность, любовь Самоуважение, статус, признание Развитие личность, самоусовершенствование

Свои потребности человек удовлетворяет в конкретном потоке жизни. У отдельных людей они могут быть разумны или неразумны. Неразумные потребности (отсутствие меры) - с этической точки зрения - зло для общества. С другой стороны, уровень реализации разумных потребностей может служить критерием цивилизованности общества.

Невозможно найти абсолютную точку отсчета генезиса цивилизации, поэтому приходится принимать за нее тот или иной условный момент во времени и пространстве. На ступени генезиса осознаются и усваиваются всеобщие принципы (долг, закон, мера, деньги, рынок и т.д.) и формы организации жизни людей. Все более крепнут центростремительные силы. Развитие цивилизации происходит в условиях взаимодействия человека и природы, взаимодействия людей друг с другом. Если следовать Н.Д. Кондратьеву, который выделял три типа закономерностей общественного развития: статические, динамические и генетические, то на этапе зарождения цивилизации многое определяет генетический тип закономерностей (действует закономерность наследственности, изменчивости и отбора в динамике социальных систем). В условиях меняющегося мира постоянно меняется сам человек. Его изменения происходят в зависимости от возраста, пола, воспитания, образования, религии, накапливаемого социального опыта, способностей к творческой деятельности. А кроме того, в зависимости от уровня развития цивилизации, носителем ценностных ориентаций которой он является. Именно в рамках той или иной цивилизационной единицы идет процесс социализации, результатом которого становится человек ценностно ориентированный, знающий, умеющий действовать.

В условиях развития цивилизации всеобщие формы и принципы организации жизни людей закрепляются, демонстрируя свою устойчивость и полезность для данной общественной структуры и конкретных людей на этапе кульминации. На этапе кульминации общество не только выживает, оказываясь способным прокормить людей, но и создает достаточно стабильные возможности реализации других, более возвышенных потребностей составляющих его членов.

Показателем того, что цивилизация сформировалась, может служить и тот факт, что люди осознают свою принадлежность к ней (момент самоиндентификации).

Стабильное воспроизведение цивилизации во времени и пространстве (стагнация) происходит благодаря сохранению ценностей, поддержанию соответствующих им социальных институтов. При этом в сложившийся социальный организм умело внедряются новации в виде развивающихся идей, форм самосознания, совершенствующихся социальных форм и пр. Покой или устойчивое равновесие обеспечивается действием закономерностей статистического типа. Меняются (некардинально) функциональные связи или перераспределяются их роли. Это и значит, что цивилизация развивается на этапе стагнации. Скорость изменения функциональных связей определяет темп развития цивилизации, в ходе которого могут меняться пространственные ее рамки.

Изменившиеся функциональные связи внутри социума вызывают кризис цивилизации. Так потеря ценностных ориентаций, ослабление социальных институтов, а стало быть усиление центробежных сил ведет к разложению целостной структуры и создает основу для возможной гибели цивилизации. На этапе разложения происходит ослабление традиционной, органичной деликатной связи между цивилизационными факторами и явлениями повседневной жизни. Взаимодействуют и конкурируют две тенденции - конструктивная и деструктивная, что придает неустойчивость цивилизации. А в случае победы деструктивной тенденции кризис усиливается. Кризис может привести к краху, либо ускорить формирование новых цивилизационных параметров. В случае движения цивилизации к гибели ее может ускорить тот или иной внешний фактор. Но в любом случае внутренние факторы развития цивилизации остаются, как правило, определяющими.

Катастрофа и межцивилизационный переход как возможности сосуществуют, однако они функционально противоположны и исключают друг друга. Межцивилизационный переход предполагает радикальную смену всех подсистем социума (меняется тип хозяйственной жизни, социальная организация и менталитет). Действует динамический тип закономерностей, происходят неравномерные изменения, рождающие качественные сдвиги, которые можно назвать революцией в широком смысле слова. Так или иначе цивилизация исчезает в прежнем качественном состоянии. Происходит ее гибель.

Типология цивилизаций

В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному (см. Таблицу № 1).

Таблица № 1

Типы цивилизаций

Критерий определения типа цивилизации Типы цивилизаций
По времени существования Древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные
По географическому положению: - тот или иной регион - цивилизации "на великих реках" Цивилизация Междуречья, цивилизации Мезоамерики и т.п. Древнекитайская цивилизация (Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п.
По религиозно-нравственным ценностным ориентациям Исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская и т.п.
По типу хозяйственной деятельности Аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная)
По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур Более открытые, менее открытые
По уровню межцивилизационных взаимодействий Локальные, особенные, мировая
По особенностям цивилизационного развития Традиционные, нетрадиционные; устойчивые, неустойчивые (отсюда - условное деление на Запад и Восток)
По направленности развития Непрогрессивные, циклические, прогрессивные

Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью ряда указанных в Таблице № 1 терминов.

Цивилизация и ее параметры

Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров:

1) производительные силы (техника и технология);

2) разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка); взаимодействие "город-деревня";

3) политическая организация (одно государство или совокупность государств в рамках одной цивилизации); возможность человека участвовать в общественной жизни;

4) менталитет людей, составляющих изучаемое общество; "мера человеческого в человеке".

При анализе любой локальной цивилизации этот перечень параметров обретает конкретно-историческое насыщение - и только тогда цивилизация предстает перед исследователем во всем многообразии форм жизнедеятельности (люди, обстановка, в которой они живут, общаются, трудятся, приумножают богатство общества, вносят свой вклад в общественную жизнь, создают шедевры духовной и материальной культуры и т.п.).

Глава II. Соотношение понятия "цивилизация" с иными базовыми обществоведческими понятиями

Цивилизация и общество

Содержание понятий "цивилизация" и "общество" очень тесно переплетается, ибо можно рассматривать цивилизацию как способ бытия и развития общества. Однако, цивилизация и общество - не одно и то же. Общество (в отличие от природы) есть система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Если первые этапы в истории человеческих обществ считать доцивилизационным периодом, то это и есть первый момент разграничения в содержании рассматриваемых понятий. Кроме того, совокупность локальных цивилизаций не исчерпывала всех общественных структур, существовавших на Земле, и в последующие после генезиса первых цивилизаций времена.

Цивилизация и культура

Культуру можно рассматривать как процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, на выявление возможностей и способностей человека. Как всеобъемлющий процесс она охватывает все времена и этносы; он может проходить с разной степенью интенсивности, и в доцивилизационный период, и внутри отдельных локальных цивилизаций (даже на этапе разложения цивилизационного комплекса какие-то элементы культурной жизни могут переживать бурный расцвет).

Цивилизация в определенном смысле слова может рассматриваться как результат, а не процесс. Особенно показателен в этом контексте этап кульминации цивилизации, когда она демонстрирует свои возможности в полной мере. Как единый социальный организм, части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии, цивилизация показывает насколько она в состоянии реализовать и сделать общим, полезным достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. От реалий жизни в разные времена зависело, воспринималось ли людьми различие между цивилизацией и культурой и, если воспринималось, то с какой степенью остроты. В антропологическом смысле можно сказать, что цивилизация есть особенная сфера жизненного мира или культуры.

Поскольку социальный опыт не передается человеку генетическим способом, то цивилизация должна обеспечить передачу всех накопленных культурных достижений разных сфер жизнедеятельности через процесс образования, обучения и воспитания. Ценностные установки любой цивилизации не воспроизводятся автоматически. Опять-таки только в результате усилий многих людей (воспитывающих, образующих, обучающих) можно сохранить мотивационную культуру общества, а стало быть воспроизвести на этапе последующего поколения цивилизационное ядро.

Цивилизация и этнос

Этнос (по Л.Н. Гумилеву) - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности (подсознательной взаимной симпатии или антипатии членов этнических коллективов) и отличающихся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Цивилизация - это другой тип объединения людей. Он социален в отличии от этноса, который представляет собой прежде всего природную общность. Но все люди, являющиеся носителями той или иной культуры и принадлежащие к той или иной цивилизации, в то же время ассоциируют себя с определенным этносом (по происхождению, языку, традициям, обычаям и т.д.). Стало быть этническая основа формирующейся цивилизации, составляющие ее этнокомпоненты, стереотипы поведения того или иного этноса чрезвычайно важны для формирования облика цивилизации и ее развития. К тому же, как правило, цивилизации многоэтничны. Поэтому межэтнические взаимодействия при рассмотрении сущности цивилизации следует иметь в виду для того, чтобы получить целостную картину человеческого общения в широком смысле слова.

Цивилизация и язык

Язык - это инструментарий интеллектуального освоения мира. Все цивилизационные процессы находят выражение в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации, а стало быть и сохранения самой цивилизации. В языке находят отражение не только изменения в жизни людей данной локальной цивилизации, но и межцивилизационные взаимодействия (и синхронные, и диахронные).

В ходе познания того или иного цивилизационного комплекса большинство источников, на основании которых мы строим свое представление о нем, - это письменные источники. Через язык источника мы судим о мироощущении человека. Изучая процессы возникновения и развития языков, являющиеся социально обусловленными, исследователь получает прекрасную возможность проникновения в духовную жизнь того или иного общества. Речевая культура также представляет собой богатейший материал для понимания человека.

§ 5. Цивилизация и менталитет. Некоторые обобщения и методические рекомендации

Менталитет как тип мышления представляет собой важнейший цивилизационный фактор. Ментальностью (по А.Я. Гуревичу) называют тот мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы интеллектуального и эффективного освоения мира, тот "духовный инструментарий", при помощи которого люди расчленяют и организуют картину мира. если духовную жизнь общества представлять только через философские, религиозные, политические, эстетические доктрины, т.е. через достояние интеллектуальной элиты, то это значительно обеднит представления о цивилизациях. Все люди, а не только элита, имеют свой образ мира; он может быть непродуманным и неосознанным, но именно он побуждает человека поступать так, а не иначе, именно он составляет внутренний смысл поведения человека того или иного цивилизационного комплекса. Личность с ее ментальностью (способом видения мира, типом мышления и, - что очень важно, ибо менталитет активен, поведенческим стереотипом) определяет характер конкретно-повседневной жизни общества.

Некоторые обобщения и методические рекомендации

Из рассмотренного ясно, что изучение отдельных цивилизаций - процесс трудоемкий, но результативный, поскольку только глубокое внедрение в особенности развития каждой цивилизации дает возможность постижения истории и современности нашего многоликого мира в целом.

Изучая любую локальную цивилизацию, необходимо:

1) определить ее временно-пространственные рамки;

2) изучить отношение человека данного общества к природе; (механизмы взаимодействия)

3) понять развитость сферы материальной деятельности человека и ее результаты;

4) уяснить уровень развития сферы сознания и материализации культурных достижений в этой сфере;

5) обратить внимание на традиции и новации;

6) на основании выделенных специфических особенностей изучаемой локальной цивилизации проанализировать уровень возможностей реализации потребностей человека в данной социоструктуре.

Раздел II. Разнообразие подходов к понятию "цивилизация"

Генезис теории цивилизаций

Создателем первой целостной теории цивилизаций исследователи склонны считать шотландского просветителя А.Фергюсона, написавшего в 1767 году свой "Очерк истории гражданского общества". Он показал генезис и становление цивилизации как закономерный процесс, связанный с развитием промышленности и торговли, накоплением богатств и появлением у людей досуга, позволившего обратить взор на науки, а также заняться совершенстованием нравов. Цивилизация по Фергюсону - это способ обеспечения имущественных и личных прав людей в государстве в условиях высокого развития промышленности, торговли, литературы и искусства. Он же обратил внимание на существование цивилизаций в античном мире, на китайскую цивилизацию, на исламскую (времен средневековья). Тем самым в рассуждениях просветителей соединялись принципы разума и человеческой природы и в определенной степени преодолевалась намеченная Аристотелем дихотомия.

Термин "цивилизация" как центральное понятие, отражающее смысл истории, впервые ввел французский философ Мирабо - старший в своем трактате "Друг людей" (1756-1757). И это не случайно: начинается вторая половина XVIII в. - время пристального интереса к общественной жизни, ее истокам и смыслу. Французские просветители называли цивилизованным идеальное общество, основанное на началах Разума и Справедливости (поэтому и термин "цивилизация" использовался ими в единственном числе).

Правда, Ф. Вольтер (1694-1778) в "Опыте о нравах" (1758 г.) выделил великие эпохи цивилизаций, вспомнив, например, Александра Македонского, римского императора Августа и некоторых других знаменитых исторических деятелей, но не объяснил, каковы истоки этих эпох. Развитие же цивилизации философы этой полосы связывали с развитием культуры (Вольтер, Тюрго и др.). В качестве важнейшего свойства цивилизации многие из них называли прогресс (от лат. progressus - движение вперед, от несовершенного к совершенному).

Так французский историк и экономист А.Р. Тюрго (1727-1781) выделил три этапа в развитии общества: 1) миром движут сверхчеловеческие силы; 2) религия подвергается критике; 3) идет разработка научных законов. Причем по мере развития общества "темп прогресса" нарастает.

Просветители понимали развитие как прямолинейный прогресс.

В то же время, наряду с этой, существовала иная, циклическая точка зрения. Еще древние греки представляли историю как повторение регулярно возвращающихся и, как правило, приводящих к исходной точке событий. На Востоке идеи цикличности восходят к "Книге назидательных примеров", автором которой являлся ученый из Туниса Ибн-Хальдун Абд-ар-Рахман (однако, работа Ибн-Хальдуна оставалась неизвестной западным исследователям вплоть до начала XIX века).

И хотя христианство принесло в себе и надолго утвердило линейный взгляд на исторический процесс, идея круговорота мелькала в трудах некоторых мыслителей эпохи Возрождения (например, у Макиавелли, когда он обосновывал необходимость смены форм правления). Однако, теория цикличности берет свое начало с Дж. Вико (1668-1774), который в "Основаниях новой науки об общей природе наций" еще в первой половине XVIII в. подробно развернул идею круговорота, представив всю историю как сменяющие друг друга эпохи: богов (детство), героев (юность) и людей (зрелость, высшая точка цивилизации). Таким образом он провозгласил единство истории и цикличность ее развития. обозначив "три типа времен: религиозные, героические и гражданские". Общество в своем развитии совершает законченный круг или цикл (от древнегреческого kyklos - круг). Выход общества в новый виток развития согласно Вико не означает простого повторения того, что уже когда-то происходило на предшествующем этапе развития. Новый цикл может нести в себе и новое содержание.

У некоторых просветителей идея локальных структур вполне увязывалась с признанием стадий в развитии цивилизаций. Например, немецкий философ И.Г. Гердер (1744-1804) рисовал широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и другие страны Древнего Востока) до XIV в., вместе с тем считая высшим принципом этого развития осуществление гуманности, т.е. разума и справедливости, поэтапно достигаемого в историческом процессе.

Однако, уже тогда, в конце XVIII в. было намечено различие между цивилизацией и культурой. И сделал это немецкий философ И.Кант (1724-1804). С его критики цивилизации как механической и искусственной и в то же время похвалы культуре как органически развивающемуся и естественному в своих основах началу идет традиция противопоставления цивилизации и культуры, позднее закрепившаяся в немецкой историографии.

Цивилизации и стадиальность

Продолжается работа исследователей над проблемой стадиальности. Выясняется вопрос, совместим ли цивилизационный подход к объяснению всемирной истории с принципом стадиального развития человечества. Сторонники стадиальности конструируют возможные этапы с учетом специфических черт, присущих тому или иному обществу (см., например, Таблицу № 5).

Многие современные авторы на Западе продолжают линию постмарксиста, западного философа Д. Белла (род. в 1919 г.), автора концепции "постиндустриального общества", который представил развитие общества через призму технологии и знания и выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. В том же ключе американский социолог Л. Уайт дает определение цивилизации, утверждая, что цивилизация - это общество, обусловленное техникой, социальной организацией и философией.

Исследованием позднего капитализма в духе неомарксизма занимаются последователи Франкфуртской школы, например, современный социальный философ Юргем Хабермас (род. в 1929 г.). Американский публицист и футуролог Олвин Тоффлер (род. в 1928 г.) объясняет современное кризисное цивилизационное состояние переходом к новой цивилизации, которую он называет новой цивилизацией "третьей волны" (первой, по его мнению, была аграрная цивилизация, а второй - цивилизация индустриальная).

Пытаясь уяснить различия между Западом и Востоком (в цивилизационном смысле этих понятий), американский историк Д. Тредголд выделяет и обозначает основные черты восточных обществ:

1) политический монизм (сосредоточение власти в одном центре);

2) социальный монизм (права людей определяются центральной властью);

3) слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантированна властью;

4) произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон;

5) отсутствие понимания личности как абсолютной ценности.

С другой стороны, есть исследователи, которые считают дихотомию "Запад - Восток" во многом надуманной и склоняются к рассмотрению современных цивилизаций как уникальных и вместе с тем не противостоящих друг другу и берущих начало от единого общечеловеческого корня.

Современные историки и философы восточных обществ, как правило, также отстаивают мысль о значимости всех цивилизаций в общекультурном человеческом потоке.

Таблица № 5.

Карта № 2.

Область Плодородного Полумесяца (ок. 6000 г.до н.э.)

1. Распространение дикого ячменя

2. Распространение дикой пшеницы

Второй вариант предполагает осуществление неолитической революции как необходимого условия генезиса цивилизации. Этот вариант демонстрируют все древнейшие цивилизации мира: Месопотамская, древнеегипетская, древнеиндийская, древнекитайская и др.

И наконец, при позднем по сравнению с другими народами прохождении через неолит возможен вариант не создания собственной цивилизации, а включение народа в зону силового поля уже существующей цивилизации.

Таблица № 10.

Как развивалась клинопись

Клинописный знак

Наши рекомендации

Рыба