Воспитательная работа основывается на следующих принципах.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
План – сетка проведения тематических классных часов в 6 классе
Месяц проведения | Тема занятия |
сентября | «Россия устремленная вперед» |
сентября | «Учимся взаимодействовать». |
октября | «Их опыт и труд - наше наследие» ко Дню пожилых людей. |
октября | «Сила России в единстве народов» |
ноября | 4 ноября - День народного единства |
ноября | «Мамин день» ко Дню матери. |
декабря | «Мои права и обязанности» ко Дню Конституции |
декабря | «Нации и межнациональные отношения». |
января | «Учимся быть культурными» |
января | «Профессии моих родителей» |
февраля | «На страже Родины». |
марта | «О той, кто жизнь дарует и тепло» |
марта | «Землянам - чистую планету». |
апреля | «Первый космонавт» ко Дню Космонавтики. |
апрель | «Обычаи и традиции моей страны» |
мая | «Этот день мы приближали, как могли» ко Дню Победы. |
мая | «Семья в жизни человека». |
План – сетка проведения занятий по ПДД, ПБ в 6 классе
Месяц проведения | Тема занятия |
сентября | ПДД. Что нового я узнал о ПДД за летние каникулы ПБ. Что такое чрезвычайная ситуация? |
октября | ПДД. На наших улицах и дорогах ПБ. Город как источник опасности. |
ноября | ПДД. Движение группами по улицам и дорогам ПБ. Системы обеспечения безопасности. Сигналы оповещения. |
декабря | ПДД. Труд водителя ПБ. Системы оповещения при пожаре. |
января | ПДД. Гололёд на дорогах ПБ. Средства пожаротушения. |
февраля | ПДД. Предупредительные сигналы водителей. ПБ. Пожар в общественном транспорте. |
марта | ПДД. Оборудование автомобилей специальными сигналами ПБ. Эвакуация при пожаре. |
апреля | ПДД. ПБ. Оказание первой медицинской помощи |
мая | ПДД. Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах ПБ. Безопасное поведение школьника. |