Средневековые ремесленные цехи.

Примерные вопросы занятия.

І. Цехи периода расцвета цехового строя.

1. Ремесленные статуты как исторический источник.

2. Причины объединения ремесленников в цехи.

3. Функции цеха.

4. Цеховая иерархия.

5. Положение учеников и подмастерьев.

6. Регламентация производства и её цели.

ІІ. Цехи периода упадка цехового строя.

1. Расслоение внутри цехов.

2. Расслоение между цехами.

3. «Замыкание» цеха».

4. Технический прогресс и цех.

5. Возникновение новых форм производства.

Источники

1. Немецкий город XIV-XV вв. М., 1936.

2. Практикум по истории Средних веков. Ч. 1 . М. 1988

3. Средневековое городское право XII-XIII вв. Саратов, 1989.

4. Статуты из "Книги ремесел Парижа". //Средние века. М., 1957. Вып. X

Литература

1. Городская жизнь в средневековой Европе. М. 1987.

2. Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV столетиях . Казань 1911

3. Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии X – XII вв.М. , Л. 1960

4. Стоклицкая – Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X – XV веков . М. 1960

5. Харитонов Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи. //Художественный язык Средневековья. М., 1982.

Великая хартия вольностей

Примерные вопросы занятия.

1. История создания и принятия «Великой хартии вольностей».

2. Отражение в «Хартии» интересов различных социальных групп.

3. «Хартия» о политическом устройстве Англии.

4. Правовые новации «Хартии».

5. Значение «Великой хартии вольностей».

Источники

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. М. 1997. Т. 5 .

3. Великая хартия вольностей / Под ред. Д.М. Петрушевского . М. 1918

4. Практикум по истории Средних веков. М. 1988 Ч. 1 .

Литература

1. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI – XIII вв. М. 1962

2. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента ( из истории английского общества и государства XIII в. ) . М. 1960

3. Мартон А.Л. История Англии . М. 1950

4. Штокмар В.В. История Англии в Средние века . М. 1977

13. Западноевропейская средневековая школа и университет.

Примерные вопросы занятия.

1. Источники по истории средневековой школы и университета.

2. Содержание и структура образования в школе и университете.

3. Особенности средневековых методов и методик преподавания.

4. Социальное и имущественное положение преподавателей.

5. Средневековые студенты.

6. Интеллектуал в средневековом социуме.

Источники

  1. Абеляр П. История моих бедствий . М., 1959.
  2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья . Т. 1 – 2 . М. 1994
  3. Документы по истории университетов Европы XIV-XV вв. Воронеж., 1973.
  4. Опыт тысячелетия . М. 1996
  5. Послушник и школяр, наставник и магистр. М. 1996


Литература

1. Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

2. Гофф, Жак Ле. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003.

3. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М. 1989.

4. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

5. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе . М. 2000

2.4. Контрольные тестовые задания

Вопросы к коллоквиуму № 1 по исторической географии

1. Локализовать на контурной карте континенты : Евразия , Америка

части света: Азия , Европа , Африка

2. Локализовать на контурной карте: острова

· Балеарские острова · Британия
· Ирландия · Корсика
· Крит · Кипр
· Родос · Сардиния
· Сицилия · Цейлон
· Японские острова · Исландия

3. Локализовать на контурной карте полуострова:

· Аппенинский · Аравийский
· Балканский · Бретань ( Арморика)
· Крым · Малая Азия
· Нормандия · Пиренейский ( Иберийский )
· Ютландия · Скандинавия

4. Локализовать на контурной карте территории без привязки к временным границам:

· Аквитания · Англия
· Бавария · Гасконь
· Египет · Индия
· Испания · Италия
· Китай · Ламбардия
· Нейстрия · Нормандия
· Паннония · Франция

5. Локализовать на контурной карте реки:

· Висла · Волга
· Ганг · Гаронна
· Днепр · Дон
· Дунай · Дуэро
· Евфрат · Луара
· Неман · Инд
· Нил · Одер
· По · Рейн
· Рона · Сена
· Тахо · Темза
· Тигр · Хуанхе
· Эльба ( Лаба ) · Эбро
· Янцзы · Тибр

6. Локализовать на контурной карте горы:

· Альпы · Аппенины
· Гималаи · Карпаты
· Пиренеи · Тибет


7. Локализовать на контурной карте города:

· Адрианополь · Антиохия
· Афины · Ахен
· Багдад · Венеция
· Генуя · Женева
· Иерусалим · Йорк
· Карфаген · Кельн
· Константинополь · Кордова
· Лондон · Медина
· Мекка · Мессина
· Неаполь · Орлеан
· Павия · Париж (Лютеция )
· Равенна · Рим
· Пуатье · Трир
· Верден · Бирка
· Старая Упсала · Аугсбург
· Толедо · Тулуза
· Милан · Палермо
· Руан · Марсель
   

9. Локализовать на контурной карте пути переселения:

· аваров · аланов
· англов · бриттов
· бургундов · вандалов
· вестготов · гуннов
· остготов · саксов
· славян · свевов
· скоттов · франков
· ютов · венгров

Коллоквиум по хронологии

Коллоквиум по хронологии сдается в первом и во втором полугодии.

Проверка знаний по хронологии осуществляется в виде компьютерного тестирования. В первом полугодии студенты должны выучить даты до начала XII века, во втором до конца XV века. Помощь при подготовке может оказать список важнейших дат средневековья в учебнике: История средних веков: учебник в 2 т./Под ред. С.П. Карпова. М. 2005 (или более позднее издание). Вопросы теста проверяют знание последовательности событий и знание конкретных дат.

Наши рекомендации