Средневековые ремесленные цехи.
Примерные вопросы занятия.
І. Цехи периода расцвета цехового строя.
1. Ремесленные статуты как исторический источник.
2. Причины объединения ремесленников в цехи.
3. Функции цеха.
4. Цеховая иерархия.
5. Положение учеников и подмастерьев.
6. Регламентация производства и её цели.
ІІ. Цехи периода упадка цехового строя.
1. Расслоение внутри цехов.
2. Расслоение между цехами.
3. «Замыкание» цеха».
4. Технический прогресс и цех.
5. Возникновение новых форм производства.
Источники
1. Немецкий город XIV-XV вв. М., 1936.
2. Практикум по истории Средних веков. Ч. 1 . М. 1988
3. Средневековое городское право XII-XIII вв. Саратов, 1989.
4. Статуты из "Книги ремесел Парижа". //Средние века. М., 1957. Вып. X
Литература
1. Городская жизнь в средневековой Европе. М. 1987.
2. Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV столетиях . Казань 1911
3. Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии X – XII вв.М. , Л. 1960
4. Стоклицкая – Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X – XV веков . М. 1960
5. Харитонов Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи. //Художественный язык Средневековья. М., 1982.
Великая хартия вольностей
Примерные вопросы занятия.
1. История создания и принятия «Великой хартии вольностей».
2. Отражение в «Хартии» интересов различных социальных групп.
3. «Хартия» о политическом устройстве Англии.
4. Правовые новации «Хартии».
5. Значение «Великой хартии вольностей».
Источники
- Антология мировой политической мысли. В 5 т. М. 1997. Т. 5 .
3. Великая хартия вольностей / Под ред. Д.М. Петрушевского . М. 1918
4. Практикум по истории Средних веков. М. 1988 Ч. 1 .
Литература
1. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI – XIII вв. М. 1962
2. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента ( из истории английского общества и государства XIII в. ) . М. 1960
3. Мартон А.Л. История Англии . М. 1950
4. Штокмар В.В. История Англии в Средние века . М. 1977
13. Западноевропейская средневековая школа и университет.
Примерные вопросы занятия.
1. Источники по истории средневековой школы и университета.
2. Содержание и структура образования в школе и университете.
3. Особенности средневековых методов и методик преподавания.
4. Социальное и имущественное положение преподавателей.
5. Средневековые студенты.
6. Интеллектуал в средневековом социуме.
Источники
- Абеляр П. История моих бедствий . М., 1959.
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья . Т. 1 – 2 . М. 1994
- Документы по истории университетов Европы XIV-XV вв. Воронеж., 1973.
- Опыт тысячелетия . М. 1996
- Послушник и школяр, наставник и магистр. М. 1996
Литература
1. Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.
2. Гофф, Жак Ле. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003.
3. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М. 1989.
4. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.
5. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе . М. 2000
2.4. Контрольные тестовые задания
Вопросы к коллоквиуму № 1 по исторической географии
1. Локализовать на контурной карте континенты : Евразия , Америка
части света: Азия , Европа , Африка
2. Локализовать на контурной карте: острова
· Балеарские острова | · Британия |
· Ирландия | · Корсика |
· Крит | · Кипр |
· Родос | · Сардиния |
· Сицилия | · Цейлон |
· Японские острова | · Исландия |
3. Локализовать на контурной карте полуострова:
· Аппенинский | · Аравийский |
· Балканский | · Бретань ( Арморика) |
· Крым | · Малая Азия |
· Нормандия | · Пиренейский ( Иберийский ) |
· Ютландия | · Скандинавия |
4. Локализовать на контурной карте территории без привязки к временным границам:
· Аквитания | · Англия |
· Бавария | · Гасконь |
· Египет | · Индия |
· Испания | · Италия |
· Китай | · Ламбардия |
· Нейстрия | · Нормандия |
· Паннония | · Франция |
5. Локализовать на контурной карте реки:
· Висла | · Волга |
· Ганг | · Гаронна |
· Днепр | · Дон |
· Дунай | · Дуэро |
· Евфрат | · Луара |
· Неман | · Инд |
· Нил | · Одер |
· По | · Рейн |
· Рона | · Сена |
· Тахо | · Темза |
· Тигр | · Хуанхе |
· Эльба ( Лаба ) | · Эбро |
· Янцзы | · Тибр |
6. Локализовать на контурной карте горы:
· Альпы | · Аппенины |
· Гималаи | · Карпаты |
· Пиренеи | · Тибет |
7. Локализовать на контурной карте города:
· Адрианополь | · Антиохия |
· Афины | · Ахен |
· Багдад | · Венеция |
· Генуя | · Женева |
· Иерусалим | · Йорк |
· Карфаген | · Кельн |
· Константинополь | · Кордова |
· Лондон | · Медина |
· Мекка | · Мессина |
· Неаполь | · Орлеан |
· Павия | · Париж (Лютеция ) |
· Равенна | · Рим |
· Пуатье | · Трир |
· Верден | · Бирка |
· Старая Упсала | · Аугсбург |
· Толедо | · Тулуза |
· Милан | · Палермо |
· Руан | · Марсель |
9. Локализовать на контурной карте пути переселения:
· аваров | · аланов |
· англов | · бриттов |
· бургундов | · вандалов |
· вестготов | · гуннов |
· остготов | · саксов |
· славян | · свевов |
· скоттов | · франков |
· ютов | · венгров |
Коллоквиум по хронологии
Коллоквиум по хронологии сдается в первом и во втором полугодии.
Проверка знаний по хронологии осуществляется в виде компьютерного тестирования. В первом полугодии студенты должны выучить даты до начала XII века, во втором до конца XV века. Помощь при подготовке может оказать список важнейших дат средневековья в учебнике: История средних веков: учебник в 2 т./Под ред. С.П. Карпова. М. 2005 (или более позднее издание). Вопросы теста проверяют знание последовательности событий и знание конкретных дат.