Виды народных игр используемых в работе
Все русские народные подвижные игры можно условно разделить на сюжетные, например «Гуси-гуси», «Краски», «Филин и пташки», «Скачет зайка», «Солнышко» и др, и бессюжетные, например «Салки», «Ловишки», «Пятнашки», «Челночок», «Перебежки» и др. Сюжетные подвижные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений об окружающем мире, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (заботливость наседки, ловкость и быстрота коршуна и т. п., служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер: дети изображают зайчиков, лошадок, карасей, а воспитатель или один ребенок берет на себя главную роль – лисы, щуки, волка. Сюжетные подвижные игры можно использовать во всех возрастных группах детского сада, а в младших группах они особенно популярны. Сюжетные подвижныеигры проводятся обычно со всей группой, и это позволяет использовать игры в различные режимные моменты: на прогулке, в свободное время, в процессе непосредственно образовательной деятельности дошкольников, а также решать задачи по совершенствованию различных видов движений (прыжки, бег, ползание и другие).
В младшем дошкольном возрасте воспитатель принимает самое активное участие в игре. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно организовать игру, но всегда рады, если воспитатель играет вместе с детьми. Меньшие возможности в сюжетных народных подвижных играх имеются для упражнений детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывания мяча. Малыши слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации еще более затрудняют детей. Целесообразно проводить обучение этим движениям в форме упражнений. Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений должно проходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движения без лишней торопливости, например, мышки бегают легко, пока кот спит, зайчики скачут, пока волка нет. Подача сигнала к смене действий является сильным раздражителем, отвлекающим внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае, от детей не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого им персонажа.
Бессюжетные народные подвижные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (салок, ловишек, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с другими движениями. Такие игры доступны детям среднего и старшего дошкольного возраста, так как требуют от детей больше самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Игровые действия в бессюжетных подвижных играх связаны не с разрыванием сюжета, где возможно сочетание различных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, поэтому эти игры больше распространены в старшем дошкольном возрасте. С малышами можно провести самые элементарные формы таких игр, например «Догоните меня», «Догони собачку», «Все скорее ко мне». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее назначенное место «домик», где воспитатель будет их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в тоже время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научаться ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве.
При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Затем вводятся игры с более сложным заданием на внимание, ориентировку в пространстве. Например, в игре «Угадай, откуда звон?», дети должны двигаться туда, где звенит колокольчик, что способствует развитию слуха ребенка и требует от него умения регулировать свои действия. В таких бессюжетных играх как «Береги игрушку», «Не опоздай», к детям предъявляют требования: выполнять действия как можно быстрее, найти свое место, взять свою игрушку. В этих простейших играх от ребенка требуется проявление быстроты и ловкости. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (мячи, палки, камешки, костяшки, в современных вариантах игр - это кегли, большие и малые обручи, мячи. В этих играх дети выполняют более сложные движения: метание в цель, прокатывание, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в таких игровых упражнениях как «Прокати мяч в воротца», «Выше, выше, высоко» и других. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с предметами (мешочками, мячами, малыми обручами, у них развивается глазомер, координация движений. Бессюжетные народные подвижные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные. Однако детям эти игры тоже очень нравятся, потому что воспитатель в них – активный участник и помощник в выполнении различных движений.
Русские народные игры различают по двигательному содержанию: игры с бегом («Стадо», «Перебежки с выручалкой», «Коршун» и др., игры с прыжками («Воробушки и кот», «Петушиный бой», «Мешочек», «Попрыгунчики» и др., с метанием («Охотник», «Зайчик», «Сторож» и др).
Русские народные подвижные игры различаются по степени физической нагрузки на игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся игры, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они, в основном, на беге и прыжках («Ловишки», «Лошадки», «Перебежки»). В играх средней подвижности характер движений более спокойный («Мячик кверху», «Выбей мяч из круга» и др). Игры малой подвижности отличаются низкой двигательной активностью («Краски», «Телефон», «Колечко». «Заря – заряница» и др.).
Из большего количества народных подвижных игр можно выделить игры - забавы, которым присущи необычные двигательные задания. К таким играм можно отнести «Бег в мешках», «Бой петушков», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Бег в высоких валенках», «Штурм зимней крепости» и др. Игры – забавы доставляют детям много радости.
Если просмотреть перечень подвижных игр, рекомендованных для использования в детском саду, («Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, то приходишь к мысли, что большинство подвижных игр изначально были народными, но, со временем, претерпели изменения и в новом варианте утратили народные традиции. Это такие игры, как, «Затейники», «Не оставайся на полу», «Пожарные на ученье», «Наседка и коршун», «Поймай комара», «Летает - не летает» и многие другие. Из них практически исчезли традиционные игровые тексты, которые являются важным звеном в игре.