Происхождение фамилии Хвостов
Родовое имя Хвостовых относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от «мирских» имен. Нецерковные прозвания нередко полностью подменяли собой имена крестильные не только в повседневном общении, но и в официальных документах.
Фамилия была образована от личного именования предка Хвост. Данное прозвание восходит к слову «хвост», которое в лексике русских говоров употреблялось в значении «что остается позади, тащится сзади, в роде привеска». В связи с этим «мирское» именование Хвост, по обыкновению, получал родившийся последним - поздний ребенок в большой семье. Кроме того, Хвостом зачастую именовали и младшего по возрасту или должности члена некой группы, бригады, отряда, во всем исполнявшего роль помощника, перенимавшего у товарищей или наставников знания и опыт. Подобным именем могли наречь также робкого, стеснительного малыша, ни на шаг не отходившего от родителей.
Вместе с тем, прозвище Хвост могло закрепиться и за удачливым охотником-промысловиком, который в подтверждение своей доблести носил на шапке или воротнике хвост добытого зверя. Однако прозвище Хвост могло указывать и на известного ловеласа, лишившего покоя всех молодиц селенья.
В то же время «хвостом» нередко именовали «пересказчика, переносчика». Исходя из этого, можно предположить, что Хвостом звали талантливого рассказчика, непревзойденного знатока народных легенд и преданий, слушая которого односельчане забывали о времени и хозяйственных делах. Указанным прозвищем могли наградить и особо разговорчивого мужчину, всегда делившегося со знакомыми последними новостями, либо человека, речь которого пестрила «приговорками» - шутками-прибаутками, пословицами и поговорками.
Прозвание Хвост уже с X века являлось довольно популярным среди представителей разных сословных групп, к примеру, в архивных документах значатся воевода Владимира Святого Волчий Хвост (984 год) и крестьянин Фофаник Хвост (1495 год).
Известен старинный дворянский (впоследствии графский) род Хвостовых, родоначальником которого являлся Аманда Басавол, приехавший из Пруссии в 1267 году и назначенный наместником московским. Праправнук Басавола - Алексей Петрович, по прозвищу Хвост, был на Москве тысяцким в 1357 году.
Род Хвостовых внесен в Родословные книги Владимирской, Новгородской и Костромской губерний. Описание герба дворян Хвостовых включено во II часть Гербовника, а графов - в VIII часть.
Существуют также несколько отдельных родов Хвостовых, сведения о представителях которых содержатся в Родословных книгах Киевской, Курской, Харьковской, Екатеринославской и Тверской губерний.
Происхождение фамилии Щукин
Обладатель фамилии Щукин по праву может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.
Фамилия Щукин образована от нецерковного имени Щука, которое было очень частым на Руси в XV-XVII-вв. К примеру, в «Ономастиконе» С.Б.Веселовского имя Щука и образованные от него фамилии встречаются многократно: Федор Юрьевич Щука Кутузов, окольничий, 1531, князь Иван Михайлович Шамин-Шумаровский, из рода князей Ярославских, имел второе имя Щука; Марья Щука, холопка, 1603; Щукины в Астрахани, Москве, Костроме, Торопце.
Надо сказать, что до введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире. Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя её частью. Давая младенцу такие имена, как, например, Волк, Белка, Соловей, Калина, Щука, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён избранный представитель животного или растительного мира. Тем более, что издревле Щука считалась символом силы, уверенности и скорости.
Щука являлась и весьма популярным персонажем русского фольклора. Известны, например такие пословицы: «На то и щука, чтобы карась не дремал», «Щука умерла, да зубы остались». В качестве персонажа щука фигурирует в сказках («По щучьему веленью») и баснях (И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»). В произведениях устного народного творчества её образ наделялся чертами хищника и, как видно из сказки, магической силой.
Однако с течением времени мирские имена утратили свое прежнее, сакральное значение и стали употребляться в качестве прозвищ. В народно-разговорной речи Щукой стали называть лукавого и пронырливого человека.
Кроме того, фамилия могла быть совсем не связана с природным миром и древними языческими представлениями. Под Москвой, например, известно село Щукино, выходцем из которого мог быть и основатель рода Щукиных.
Известны два крупных дворянских рода Щукиных. Один из них происходит от выходца из польской шляхты Якова Щуки (конец XVI в.) и записан в VI ч. родословной книги Московской губернии; герб его внесен во II ч. Общего Гербовника. Другой род, восходящий к началу XVII в., происходит от "славного воинскими подвигами" Ивана Петровича Щукина и записан в VI ч. родословной книги Калужской губ. Существует еще несколько родов более позднего происхождения.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, о точном месте и времени возникновения фамилии Щукин в настоящее время говорить сложно. Однако с уверенностью можно сказать, что она принадлежит к числу древнейших русских семейных именований и может немало рассказать о жизни и быте наших далеких предков.