Возрастная структура участников хореографического коллектива

    Классификацион-ный признак Центр Аллы Юрьевны Романенко, г.Казань Частная школа Helderse Balletschool, Нидерланды
Название возрастных групп Кол-во, чел. % к итого Название возрастных групп Кол-во, чел. % к итого
младенческий возраст (от рож-дения до года) - - - - - -
преддошкольный возраст (от года до 3-х лет) - - - «DieZwerge» «Гномики» 2,9
дошкольный возраст (от 3-х до 6-ти лет) «Эстетика -1» (от 3 до 4 лет) 61,43 «DieElfen» «Эльфы»   24,56
«Эстетика-2» ( от 3 до 5 лет)
«Смешарики» (от 5 до 6 лет)
«Топ–топ» (от 5 до 6 лет)
младший школь-ный возраст (от 6-ти до 11-ти лет) «Леденцы» (от 6 до 8) 30,95 «DieSchneeflocken» «Снежинки»   30,99
«Простоквашино» (от 8 до 9)
«Мелки» (от 9-11 лет)
средний школь-ный возраст (подростковый) (от 12 до 15 лет) «Провинциалы»   6,66 «RosaderWalzer» «Розовой вальс»   31,58
старший школь-ный возраст (юношеский) (от 16 до 17 лет) «HEKST»   0,95 «DieBlumen» «Цветы»   9,94
Итого:      

*Составлено автором на основании данных эксперимента

и в сопровождении более не нуждаются, поскольку проживают в достаточной близости от центра. И вот здесь начинаются проблемы. Если ребята в возрасте от 6 до 9 лет продолжают посещать занятия хореографии, то количество ребят в возрасте от 9 до 12 лет и от 12 до 15 лет заметно уменьшается, а ребят старшего школьного возраста от 15 до 17 лет практически уже не остается.

Сегодня в центре занимаются только 2 девушки этого возраста. В свое время они были лауреатами разных смотров-конкурсов, а сегодня уже сами помогают педагогам-хореографам в работе с детьми младшего дошкольного и младшего школьного возраста. Опрос, проведенный нами в ходе исследования, показал, что на посещение ребятами занятий влияет также расписание занятий в общеобразовательной школе, например вторая смена. Пропуски занятий, конечно, влияют на дальнейшее посещение ребятами центра.

Если рассматривать возрастную структуру детей частной школы Helderse Balletschool (Нидерланды), то можно увидеть ее равномерность. Следует отметить, что в школе есть участники в возрасте от 2,5 лет до 3-х лет (маленькие гномы). Они развиты в музыкальном плане и уже участвуют в спектаклях. Опрос участников частной школы Helderse Balletschool, проведенный в 2008 году, показал, что у участников нет проблем с посещаемостью занятий, у них есть одно – любовь к танцевальному искусству, хореографии.

Некоторое различие в классификационных признаках и распределениях по возрасту объясняется тем, что к 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма – опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от своих сверстниц - девочек на год-полтора.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра – психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста, нужно строить занятия хореографического коллектива.

7-11 лет (1-3 класс) – в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны физиологии детей этого возраста – быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограничено и увеличиваться постепенно (от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут). Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

11-14 лет (4-8 класс) – в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (от 5 до 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности, которое исходит из желания быть и считаться взрослым.

Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность – родная сестра подлости» [11]. Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, подростки долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается. Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

15-17 лет (9-11 классы) – в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры и мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным ученикам доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в

особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям, распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

При реализации четвертого условия были разработаны модель формирования культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива (рис. 2.1.) и механизм ее реализации (рис.2.2.).

В основе предлагаемой модели – положения, выводы и рекомендации, зафиксированные в процессе теоретического анализа, а также эмпирические данные, полученные в ходе комплексного обследования ряда действующих хореографических коллективов г. Казани Республики Татарстан.

Модель формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива включает в себя целевой, содержательный, деятельностно-ориентированный и организационно-методический блоки.

Модель ориентирована на достижение цели – формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, реализующееся в досуговой деятельности и способствующее развитию культуры художественного творчества общества.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

–формирование художественно-творческих, художественно-коммуникационных, организационно-управленческих, художественно-образовательных, культурно-эстетических знаний, умений и навыков участников самодеятельного хореографического коллектива;

–развитие познавательного интереса к культуре художественного творчества и культурно-воспитательная работа в процессе репетиционных занятий и концертных выступлений;

–разработка программ и проектов, содержание которых адекватно

развитию культуры художественного творчества в досуговой деятельности.

Возрастная структура участников хореографического коллектива - student2.ru

Рис. 2.1. Модель формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива

 
  Возрастная структура участников хореографического коллектива - student2.ru

106

При разработке модели нами принимались во внимание важные противоречия, проявляющиеся в процессе формирования культуры художественного творчества средствами хореографии в условиях досуговой, культурно-творческой деятельности: между требованием внешней среды и внутренними стремлениями участников; между подготовленностью участника и новыми требованиями педагога-хореографа; между личными притязаниями руководителей и участников самодеятельного хореографического коллектива и возможностями тех и других; между сложившимися культурными ценностными установками и новыми фактами об объектах окружающего мира; между целенаправленным воспитательным воздействием и стихийными влияниями социальной среды; между достигнутым уровнем развития и отстающим от него реальным образом жизни.

Механизм реализации модели по формированию культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива (рис.2.2) предполагает проведение диагностики потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива, пришедшего в самодеятельный хореографический коллектив с целью приобретения танцевальных навыков в условиях досуга. Диагностика проводится педагогами-хореографами посредством оценки по бальной системе (например, 100- балльной) физических, музыкальных, профессиональных навыков, восприимчивости, темперамента и т.д. и занесения полученных данных на диагностическую карту участника хореографического коллектива (табл.2.2.).

Расчет потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива (ПУСХК) производится по формуле:

ПУСХКвх = ФД+М+ПН+В+Т/n•100 (1),

где ФД – физические данные участника, бал.;

М – музыкальность, бал.;

ПН – профессиональные навыки, бал.;

В – восприимчивость (обучаемость), бал.;

Т – темперамент, бал.;

n – количество диагностируемых параметров;

100 – диагностика по 100-бальной шкале.

Таблица 2.2.

Пример заполнения диагностической карты участника самодеятельного хореографического коллектива

ФИО Возраст Танцева льный опыт Дата заполнения: 01. 09. 2011 г. …… ПУСХКвх., единиц
Физические данные, бал. Музыка льность, бал. Темпе рамент, бал. Профессиональные навыки Восприимчиво сть, бал.
Мухина Анна нет, муз.школа, класс скрипки   0,44
Петров Антон в д/с   0,28
АгишеваМадина нет   0,14

*Составлено автором на основании данных констатирующего эксперимента

На основании диагностики формируются группы. Так, например, согласно показателям, представленным в табл. 2.2, рекомендуется формировать три группы, в которых педагоги-хореографы, готовые к воспитанию культуры художественного творчества, будут применять педагогические условия, исходя из контингента и его готовности и предрасположенности к восприятию культуры художественного творчества.

Выбор педагогических условий определяется задачами, решаемыми педагогами-хореографами на каждом этапе формирования культуры художественного творчества. Это могут быть следующие задачи:

– художественно-творческие;

– художественно-коммуникационные;

– организационно-управленческие;

– художественно-образовательные;

– культурно-эстетические.

Педагоги-хореографы используют в своей работе для достижения высокого уровня сформированности культуры художественного творчества соответствующие методы (диалог, сотрудничество, показ, рассказ, соревнование, поощрение, включение в творческую деятельность), методики (традиционная, инновационная), средства (художественные, технические) и формы (исполнительские, игровые, развлекательные, познавательные).

Предложенная модель нашла отражение в основных положениях программы «Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива» (приложение 5).

На рисунке 2.3. представлен алгоритм механизма реализации модели формирования культуры художественного творчества. На основании комплексной диагностики потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива, проводимой педагогами-хореографами в течение определенного времени (мониторинг может осуществляться с разной периодичностью) и сравнения полученных данных с входными параметрами диагностики учащегося можно определить потенциал участника самодеятельного хореографического коллектива.

Как видим, сравнение динамики потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива до и после проведения мероприятий по формированию культуры художественного творчества (табл. 2.2 и 2.3) показало, что у Мухиной Анны потенциал вырос на 0,16 единиц (16%), у Петрова Антона на 0,18 един. (18%), у Агишевой Мадины на 0,01 един. (на 1%).

Согласно предлагаемой нами модели, комплексная диагностика на входе выражается количественно:

ПУСХКвх=0,1-0,5

На выходе, по истечении времени, после реализации мероприятий по формированию культуры художественного творчества:

ПУСХКвых =0,6-0,95

Эффективность модели по формированию культуры художественного творчества определяется по формуле:

ПУСХКвых - ПУСХКвх =0,45-0,5

Таким образом, согласно модели, только у Мухиной Анны потенциал достиг желаемого уровня и имеет тенденцию к росту.

 
  Возрастная структура участников хореографического коллектива - student2.ru

110

Таблица 2.3.

Пример диагностической оценки изменения потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива

ФИО Возраст, лет Танцева льный опыт Дата заполнения: 01. 03. 2012 г. …… ПУСХКвх., единиц
Физические данные, бал. Музыка льность, бал. Темпе рамен, бал. Профессиональные навыки Восприимчиво сть, бал.
Мухина Анна нет, муз.школа, класс скрипки   0,6
Петров Антон в д/с   0,46
АгишеваМадина нет   0,15

*Составлено автором на основании данных формирующего эксперимента

У Агишевой Мадины потенциал за полгода практически не изменился. Следует, что для нее необходимо поменять педагогические условия, выбрать наиболее подходящие для достижения поставленных целей, как это иллюстрируется алгоритмом реализации механизма модели по формированию культуры художественного творчества участника самодеятельного хореографического коллектива (рис. 2.3).

То же самое относится и к разработке программ по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, содержание которых должно быть адекватно развитию культуры художественного творчества в досуговой деятельности и содержать критерии культуры художественного творчества, такие как интеллектуально-познавательные (развивающие), коммуникативно-поведенческие (воспитательные) и эмоционально-эмпатийные (творческие). Если программа отвечает критериям эффективности, то следует поддерживать достигнутый уровень и дальнейшее развитие культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Если же программа не отвечает критериям эффективности, то следует совершенствовать содержательный уровень программы включением в нее

инновационной составляющей художественного творчества.

Механизм реализации педагогической модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива и результаты ее апробации в самодеятельном хореографическом коллективе

В процессе констатирующего эксперимента обследовались коллективы художественной самодеятельности г. Казани. На основе выводов и положений, содержащихся в трудах известных педагогов, культурологов и теоретиков социально-культурной деятельности (А.В. Сасыхов, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, Г.И. Фролова и др.) был выполнен комплексный анализ организационно-педагогических условий, в которых функционируют действующие в настоящее время хореографические коллективы. При этом акцент во всех случаях делался на развитие творческой направленности личности в условиях самодеятельного коллектива. В параграфе приводится развёрнутая характеристика позитивных достижений и нерешенных проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время самодеятельные хореографические коллективы в плане реализации программ и проектов по формированию культуры художественного творчества их участников. В результате были сформулированы шаги и меры, необходимые для оптимизации деятельности педагогов-хореографов и организации в них творческой работы в целях развития культуры художественного творчества.

Необходимость системного подхода к проблеме формирования культуры художественного творчества продиктована тем обстоятельством, что танец раскрывает духовные силы личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и творчеству.

С одной стороны, танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и улучшая осанку, с другой стороны –

танец способствует воспитанию гармонично развитой личности, позволяет

развивать ее творческую направленность.

Все более очевидными становятся стратегические преимущества коллективов художественной самодеятельности, в практическую деятельность которых включены методы, способы и приемы, способствующие развитию творческого потенциала личности: в частности, имеют программы развития творческой личности и педагогов, которые, вложив в развитие этого направления ресурсы, активно развивают творческую направленность участников художественной самодеятельности [116].

Более двух лет успешно развивается программа развития творческой личности в частной хореографической школе Helderse Balletschool Martine Goedegebuure в Нидерландах и приносит не только заметный доход, но и способствует развитию личности в интеллектуальном, эмоциональном и деятельностном планах. Как показал опыт работы автора педагогом-репетитором в данной школе, существенную роль в достижении результатов сыграла активная позиция руководителя школы Martine Goedegebuure, которая, являясь инноватором, понимала, что без внедрения в практику творческих пятиминуток перед началом занятий по хореографии, без четко определенных целей и стратегического развития хореографической школы успеха в области развития творческой направленности личности не достичь.

По мнению большинства авторов, занимающихся проблемами формирования культуры художественного творчества, важнейшей задачей является развитие в личности творческого начала, в чем бы оно не проявлялось – в математике или в музыке, в физике или в танцах [101]. Там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени, одновременно повышается результат. Вот почему необходимо вводить элементы творчества при проведении занятий по хореографии, а не только при

постановке танца, где творчество в большинстве степени и проявляется [81].

Опыт работы в частной школе Helderse Balletschoul Martine Goedegebuure послужит предпосылкой к разработке механизма развития культуры

художественного творчества, апробация которого осуществлялась в условиях

хореографического коллектива «Пестрая компания».

Рассмотрим две главные стратегии механизма формирования творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива:

– активизации творческой деятельности личности;

– воплощение ее в рисунок танца посредством невербальных коммуникаций, результатом которых может стать успех самодеятельного хореографического коллектива на смотрах, конкурсах и фестивалях.

Активизации творческой деятельности личности. Вопросам активизации творческой деятельности посвящено немало работ, в которых обсуждается широкий арсенал методов материального и морального стимулирования личности. Однако не всегда стимулирование может рассматриваться как единая система мер, поэтому эти методы часто либо совсем не применяются, либо не приносят должного эффекта [89].

Специфика результата творческой деятельности требует сочетания мероприятий по развитию творческой направленности личности с методами экономического стимулирования, учитывающими интересы личности, педагога и общества.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации наиболее эффективным методом стимулирования проявления творчества является создание условий, когда творческая личность будет проявлять свои творческие способности и реализовывать их в танце (концепция управления "выиграл - выиграл").

Воплощение творческой деятельности личности в рисунок танца посредством невербальных коммуникаций, результатом которых может стать успех самодеятельного хореографического коллектива на смотрах, конкурсах и фестивалях. В основе этого процесса должно лежать воспитание у личности отношения к творчеству как к товару, который можно оценить и реализовать и даже продать. При этом творческая личность должна видеть как выгоду коллектива и общества, так и свою личную выгоду в коммерциализации творческого потенциала.

Участие творческой личности в получении эффекта от реализации

творчества в номерах художественной самодеятельности, в выступлениях, в призовых мест на фестивалях самодеятельного искусства и других мероприятиях. Вспомогательным элементом активизации творческой активности личности могут быть сольные партии в постановках и выступлениях, получение наград различного уровня. Механизмы реализации творческой направленности личности как составной части самодеятельного хореографического искусства неразрывно связаны с понятием «творческий потенциал личности» и далее – «творческий потенциал общества».

Методологически наиболее правильным понятием «творческий потенциал личности» является следующая ситуация: коллективу художественной самодеятельности нужны творческие исполнители, а обществу в целом нужды творческие личности, способные проявить творчество в любых областях. Коллектив и общество готовы нести затраты на проведение мероприятий по развитию творческой направленности личности.

Важным достоинством такого понимания является нацеленность на результат.

Однако творческий потенциал личности – это не просто врожденный элемент личности.

Формирование культуры художественного творчества представляет собой процесс, который начинается с момента формирования замысла, подготовки и постепенного осуществления изменений, постановки задачи, требующей решения и создания образа. Рассмотрение формирования культуры художественного творчества как процесса помогает вскрыть механизмы этого процесса, использование которых сделает его более эффективным.

Творческая деятельность развивает чувства личности. Осуществляя процесс творчества, человек испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций человека, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность образовательной деятельности человека. Творческая деятельность развивает личность, помогает усваивать моральные и нравственные нормы – добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, человек отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство личности. Через эту деятельность формируется эстетическое отношение человека к миру, оценка прекрасного.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию творчество занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания и развития человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Все дети, независимо от возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и стихи и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от места, времени и личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в творческой деятельности. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенным ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, сочиняет стихи с корявыми рифмами, рисует картинки, на которых изображены фантастические существа, танцует, не попадая в такт музыке, смешно координируя свое тело и изображая явление или образ, только ему одному понятный. Как часто бывает, взрослые, не понимая этих проявлений творчества, сами тормозят дальнейшее развитие творческой направленности личности, совершая при этом большую педагогическую ошибку. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искрение творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, никогда не станет ни художником, ни поэтом, ни танцором, но возможно станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. Вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Об огромной роли искусства, художественного творчества, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уж затем, через много лет, решалась наукой и техникой.

Развитие или воспитание в человеке творческого начала является важной и актуальной проблемой в настоящее время – время инновационных преобразований. Эта проблема тесным образом связана с проблемами эстетического воспитания. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему по инструкции положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что ему положено – «отсюда и досюда». К большему и лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе, ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает.

Но такое формальное отношение к своему труду не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, так как иногда приходится слышать более чем странное мнение, что существуют профессии «творческие» и «нетворческие». Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало.

Поэтому важнейшей задачей культурно-эстетического воспитания в

самодеятельном хореографическом коллективе является развитие в участниках творческого начала, культуры художественного творчества в танцах и постановках. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

В Центре Аллы Юрьевны Романенко с ритмикой и танцем участники знакомятся с момента первого посещения, независимо от возраста участника. Особенность хореографического искусства в том, что его природа синтетична. Она включает в себя элементы других искусств – музыки, живописи, скульптуры.

Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, то есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты – всему этому учит танец.

Для развития творческих способностей на уроке хореографии музыке отводится большое место. С первых занятий детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

Обычно музыка вызывает у детей любого возраста яркую двигательную реакцию. Однако большинство не умеет или не решается проявлять ее в

движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно

двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.

Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализированно передающими их индивидуальное восприятие.

Готовясь к уроку вместе с аккомпаниатором, хореограф тщательно подбираем музыку для прослушивания. Эту музыку он предлагает ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп музыкального произведения. В некоторых случаях после прослушивания того или иного музыкального отрывка стоит спросить у детей об их ассоциациях, при этом внимательно слушать их ответы. Отмечено, что в одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и персонаж, и определенное настроение, чувства, явления природы. То есть музыка рождает совершенно разные ассоциации. Задача хореографа в это время – «не спугнуть» их открытость. На этом этапе работы хореографу не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, боясь открыться и ошибиться. Рекомендуется на занятиях использовать и такой метод: ребятам предлагается разделиться на две группы: одна группа будет исполнителями, а другая – зрителями. Для исполнителей дается задание. Например: под звучащую музыку ребята должны представить себе летний день, луг и себя на этом лугу. Кем только они себя не представляют, все зависит от их фантазии: и цветочек, и бабочка, и муравей, несущий соломинку, кто-то видит себя идущим по лугу и собирающим цветы, кто-то ловит бабочек и т. д. Вторая группа, которая сидит и наблюдает, должна догадаться: что они изображают? Затем подгруппы меняются, задание меняется тоже, теперь это подводный мир или гладь лесного

озера.

Работая над техническим совершенствованием движения с младшими

школьниками используют всевозможные образы: «пяточки дружат, а носочки поругались» (1 позиция ног). При постановке корпуса можно предложить участникам «поставить» стакан с водой себе на голову и делать все движения, стараясь «не уронить» стакан и «не расплескать» воду. При объяснении позиции рук можно сравнивать их с бутоном тюльпана, который тянется к солнышку и открывает свои лепестки; расслабление и напряжение мышц – это тряпичные и деревянные куклы и т. д. и т. п. Можно исходить от обратного: хореограф сам показывает движение и выясняет, на что это движение похоже. Как показывает опыт, у детской фантазии нет предела. Часто в своей работе педагоги-хореографы используют танцевальные этюды для отработки тех или иных движений: при отработке прыжков соте – этюд «комарики», при отработке присядок – этюд «мячики», для отработки движения по развитию подвижности бедра – этюд «прачки» и т. д. Параллельно участники самодеятельного коллектива занимаются и актерским мастерством.

С возрастом задания усложняются. После изучения нескольких новых движений ребятам дается задание составить комбинацию в том или ином характере. Очень нравится участникам оживлять картинки, придумывать небольшие этюды на заданную тему или на заданную музыку на основе пройденного материала. Приятно видеть результаты этой работы в детских постановках, которые они делают на капустниках и праздничных вечерах. Самые красивые постановки демонстрируются на конкурсах художественной самодеятельности различного уровня.

Для танцующих участников коллектива в центре созданы группы солистов. Здесь ребята совершенствуют свое

Наши рекомендации