Досуговая деятельность в формировании культуры художественного творчества

Досуговая деятельность является одним из полюсов человеческой деятельности и в целом носит двухфазовый характер, проявляющийся в полярности: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид актив­ности – восстанавливающий вид активности» и т.п.

Представле­ние об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное на­значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми по­требностями, которые человек реализует в ее процессе. Как известно, по­требности человека условно делятся на три типа:

– первичные, или врожденные (физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.); физические (в чистом возду­хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни); материальные (­в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.);

– социальные (потребности в общении, социальном обслужива­нии, транспортном передвижении и др.);

– культурные (потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.).

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра­зования, общим развитием личности. В отличие от первичных запро­сов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич­ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций, ­новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др. [110].

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей: либо в

тесном взаимосвязи, либо в некоторой последовательности.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

– непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

– осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания;

– оценка, которая возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци­ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра­нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе­ма, самореализации.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят не делом. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массо­вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос [93].

Укажем еще одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обра­щаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачи­вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека­ют его в наибольшей степени.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.

Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекается с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и искусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристрастия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельности современных культурно - досуговых центров.

Конкурентные отношения вызывают необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых досуговых технологий, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи является организация досуга подростков. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурно-досуговых учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодежи. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы [94].

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, предлагать новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствование деятельности по организации досуга представляет собой актуальную задачу, и ее решение должно идти активно по всем направлениям, будь то совершенствование хозяйственного механизма, или разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, или содержание деятельности, планирование и управление учреждениями сферы досуга [99].

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Досуг можно определить как:

– созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта;

– деятельность, не связанная с работой;

– свободное время, время выбора;

Досуг, интегрирующий три предыдущих определения, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивается в терминах, описывающих человеческое поведение (включает в себя понятия времени и отношения к времени).

Макс Каплан считает, что досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление [164]. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Досуг является благоприятной почвой для испытания молодежью человеческих потребностей в отдыхе. В процессе досуга подростку, например, гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.

Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь подростку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый

досуг (асоциальный, личностно значимый) [72].

Реальный досуг никогда не находится в разрыве с личностью и обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг – это прежде всего насилие либо над собой, либо над обществом, и как результат – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Основываясь на вышесказанном, можно вывести следующие основные характеристики досуга:

– досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

– досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

– досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

– досуг формирует и развивает личность;

– досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

– досуг стимулирует творческую инициативу;

– досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

– досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

– досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;

– досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное

удовольствие;

– досуг способствует самовоспитанию личности;

Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора роде занятий и пространственно-временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности, например, подростков в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники, являются благоприятной сферой для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

Существуют следующие принципы досуговой деятельности:

1.Принцип всеобщности и доступности (возможности приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, досуговых запросов и интересов);

2.Принцип самодеятельности (реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника). Самодеятельность как сущностное свойство личности обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.

3.Принцип индивидуального подхода (предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга). Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4.Принцип систематичности и целенаправленности (предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей). Это процесс органичного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5.Принцип преемственности (предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений). Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

Человек сравнительно легко способен формулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, то есть о его целостном предназначении и месте в жизни. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досуговых учреждений и т.д.

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее совершенствование зависят не только от умелой организации, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность подростков в сфере свободного времени основывается на добровольности, личной инициативе, на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития культуры художественного творчества, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности, организаторы досуга и проводят такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят не столь добровольный характер.

С целью выявления предпочтений по проведению досуга автором был

проведен опрос на тему «Досуговая деятельность подростков». Всего было опрошено 120 человек в возрасте от 12 до 15 лет, среди которых были участники хореографического коллектива «Пестрая компания» и детской музыкальной школы № 30 Советского района г. Казани. Нами была поставлена цель – определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.

Выдвигалась следующая гипотеза: более 60% подростков предпочитает пассивный отдых, подростки мужского пола любят проводить время за компьютером, большая часть – просто гуляет с друзьями или проводит свободное время в ночных клубах. На рис. 1.8 представлены данные опроса, согласно которым 21% подростков предпочитает проводить время у телевизора, 20% респондентов отдают предпочтение общению с друзьями, 16% подростков проводят свой досуг за компьютером, 11% из них играют в компьютерные игры. Позитивным является тот факт, что 14% подростков проводит досуг за чтением книг и 12% предпочитает заниматься спортом (приложение 3).

Как следует из данных, представленных на рис.1.9, досуг подростков вне дома более разнообразен: от дискотек до посещений кинотеатров, библиотек, спортивных секций, курсов иностранного языка, факультативных занятий в учебных заведениях и т.д. Наибольший процент (14%) приходится на посещение дискотек, 12% подростков предпочитает проводить досуг в общении со сверстниками.

Данные опроса свидетельствуют о том, что основная масса современной молодежи подросткового возраста предпочитает развлечения чаще пассивные, чем активные. Лишь незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Жизнь подсказывает, что досуг подростков всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного

воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и

Досуговая деятельность в формировании культуры художественного творчества - student2.ru

Рис. 1.8. Структура досуговой деятельности подростков

Досуговая деятельность в формировании культуры художественного творчества - student2.ru

Рис. 1.9. Предпочтения молодежи по проведению досуга вне дома.

поступают, добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

Как известно, среди наиболее популярных у подростков видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции, группы здоровья.

Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры–зрелища, КВН. С ростом духовных потребностей подростков, уровня их образования, культуры наиболее характерной особенностью подросткового досуга является возрастание доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы современного молодежного досуга?

Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике не все так просто. В силу этого на первый план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.

Сфера подросткового досуга имеет свои особенности. Досуг подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ему социально-психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Подростков влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам подростков относится преобладание поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп подростков. Совершенствование организации культурных форм подросткового досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Эффективность деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций во многом зависит от того, насколько они готовы действовать в современных экономических условиях, понять и определить свое место в обществе, найти своего потребителя. Это представляется возможным благодаря проектной деятельности, расширению перечня платных услуг, поиску дополнительных источников финансирования, внедрению комплексных методов оценки результатов деятельности. Социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства – по сути своей маркетинговая деятельность, связанная с более тонкой субстанцией, как искусство, творчество, традиции, увлечения, интересы, талант и т.д. И чем шире так называемая клиентская база в лице зрителей, слушателей, поклонников, волонтеров, участников художественно-творческих коллективов, тем больше вероятность, что не будет потерян нравственный стержень общества, сохранится исконно народная культура, а современные направления в искусстве будут способствовать формированию общей культуры личности. Воспитание, привитие навыков нравственности и культуры и в семье, и в масштабах общества – дело затратное, материально невыгодное, да и результаты не сиюминутные.

Несмотря на старания энтузиастов – работников культуры и искусства до настоящей эффективности социально-культурной деятельности, результат которой может измеряться только духовно-нравственным состоянием общества, еще очень далеко. Предпринимательство можно рассматривать как вынужденную меру для поддержания материальной базы учреждения культуры, но никак не основным экономическим инструментом, способным содействовать совершенствованию социально-культурной деятельности.

Зарабатывать от реализации досуговых услуг удается не всем учреждениям культуры, если учесть, что большая часть населения в городах и сельской местности не имеет работы, следовательно, не платежеспособна.

Выводы по главе I

1. В условиях инновационных процессов, происходящих сегодня в обществе и его социокультурной модернизации, проблемам формирования культуры художественного творчества следует уделять особое внимание, поскольку творчество как высшее проявление человеческой деятельности, направленное на преобразование действительности, способствует созданию новых социально значимых культурных ценностей.

2. Проведена классификация категории «творчество» по различным признакам, необходимость которой заключается в выявлении сущности творчества и принятии решений по управлению процессом формирования и развития творчества в различных средах.

3. Для формирования культуры художественного творчества наиболее подходящим является подростковый возраст (от 12 до 15 лет), находясь в котором индивид наиболее подвержен как внешним (восприятию культурных ценностей), так и внутренним проявлениям (новаторство), в сумме определяющим развитие человека как личности и творца, формирующего культуру общества в целом.

4. Язык танца представляет собой синтез потенциалов искусства постановщика-хореографа и участников самодеятельного хореографического коллектива, реализующих его замысел средствами хореографии; является средством интерпретации творчества и одним из факторов формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного коллектива.

5. Потенциалу самодеятельной хореографической культуры присущи сбалансированность между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Самодеятельная хореографическая культура отвечает потребностям подростков в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации и психологической разрядке.

6. Сущность досуга проявляется в творческом поведении (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора роде занятий и пространственно-временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

7. Досуг дает возможность подростку развивать многие стороны своей

личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

8. Задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежит принцип доступности организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

9. Применительно к диссертационному исследованию под термином «формирование культуры художественного творчества» следует понимать процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей человека как личности и творца всей культуры общества средствами хореографии в социокультурной деятельности самодеятельных хореографических коллективов.

Наши рекомендации