Творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива
Хореографическое искусство с его чувственной природой, подлинно творческим духом обладает действенной силой, способной подарить радость многогранного художественного творчества участникам самодеятельного хореографического коллектива. В этой связи творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива может помочь решению проблемы формирования культуры художественного творчества, так как хореографическое искусство есть свободное проявление внутренних резервов, основанное на любви к данному виду деятельности [15].
Творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива включает в себя три компонента:
1. педагоги-хореографы – субъекты, владеющие суммой знаний и способные донести их до участников, формируя у них культурные ценности языком хореографии;
2. участники самодеятельного коллектива – объекты, способные принимать и воспринимать передаваемые им культурные ценности;
3. педагогические условия – инфраструктура, способствующая формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного коллектива.
Формирование культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе происходит посредством взаимодействия педагогов-хореографов и участников через обучение основам искусства хореографии. И это взаимодействие многоаспектно.
Многообразные функции руководителя самодеятельного хореографического коллектива или же педагога-хореографа требуют от него как развитых общеэстетических, специальных хореографических, так и творческих способностей. Одним из факторов, влияющих на развитие творческих способностей, является признание самими участниками ценности
творчества.
Развитие творчества участников самодеятельного коллектива предполагает использование в художественном процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах [115].
Соотнося процессы творчества и обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех участников коллектива качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве в процессе обучения хореографии, то необходимо иметь в виду как творчество педагога, так и творчество участника.
Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций на базе уже известных методов и приёмов обучения, либо в руководстве самостоятельной и творческой деятельностью участников в процессе создания хореографических номеров. В первую очередь педагогу необходимо развивать у участников фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом – доброжелательное отношение к участнику, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно.
Анализируя процесс обучения участников коллектива хореографии, можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности, результатом которой является рождение новых культурных ценностей.
Пристальное внимание учёных к художественной самодеятельности народа как к этнокультурному явлению стало наблюдаться с ХIХ века. Однако активное развитие художественной самодеятельности относится ко второму десятилетию ХХ века.
В развитии художественной самодеятельности можно выделить несколько этапов [51].
Первый этап (1917-1932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными коллективами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.
Второй этап (1933-1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков.
Третий этап (1960-1991 гг.). Произошёл качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, множество творческих объединений получили звание "Народный". Выросло количество участников, занимающихся любительским творчеством. Появились новые направления самодеятельного искусства – авторская пеня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества.
Четвёртый этап (с 1991 г. по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.
В работе самодеятельных коллективов всё более важной становится
функция развития творческих способностей личности, усиление культурно-эстетических аспектов воспитания. Новой определяющей функцией становится установка на самоорганизацию, самоориентацию, на отношения, поиск собственного "Я".
В сфере художественной самодеятельности происходит параллельное развитие творческих направлений, видов, жанров на основе разных традиций и разных уровней художественного восприятия – профессионального, бытового, классического, фольклорного, массового, элитарного, авангардного и т.д.
Целями деятельности самодеятельных коллективов являются:
– восстановление, сохранение, развитие и распространение традиционной культуры;
– привитие участникам коллективов культурных традиций разных народов, традиций отечественной и зарубежной культуры;
– создание, сохранение и распространение культурных ценностей и широкое привлечение к участию в творчестве разных социальных групп;
– популяризация произведений, получивших общественное признание;
– приобретение знаний и навыков в различных видах художественного творчества и гармоничное развитие творческих способностей личности, создание условий для ее самореализации;
– организация свободного досуга и удовлетворение культурных потребностей человека.
Самодеятельный коллектив имеет право осуществлять концертную, театральную, выставочную деятельность, участвовать в фестивалях, смотрах, конкурсах и других культурных мероприятиях, участвовать в выполнении социально-творческих заказов.
Для сохранения и развития самодеятельного художественного творчества необходимы следующие условия:
– изучение и использование в практической деятельности учреждений культуры историко-культурных традиций;
– формирование устойчивых интересов к различным формам
художественного творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения, не вовлечённых в активные формы самодеятельного художественного творчества;
– обновление содержания деятельности любительских объединений, клубов по интересам на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в т. ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).
Художественное творчество – яркое явление культуры. Оно надёжно и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей человека, являются истинными центрами гармоничного воспитания личности, её культурно-эстетического развития [40].
Понятие «коллектив» нашло отражение в научных трудах ученых философов, социологов, психологов, педагогов (в том числе и в сфере досуга). В наиболее обобщенном и широком смысле коллектив (collectivus - собирательный) – это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной задачи [45].
Полем диссертационного исследования является самодеятельный хореографический коллектив во всем своем многообразии, а также его педагогические функции в художественно-культурном воспитании личности. Это может быть центр самодеятельного творчества или музыкальная школа, клуб или другие организации, в деятельности которых присутствуют кружки по интересам, выступающие как инфраструктурные факторы приобщения членов к музыкально-художественно-хореографическим ценностям. Психолого-педагогический процесс приобщения членов хореографического коллектива к культурным ценностям следует рассматривать в условиях художественно-творческой деятельности перечисленных выше коллективов. Этот процесс связан с самопроявлением отдельной личности, ее индивидуальными возможностями в деятельности досугового самодеятельного хореографического коллектива.
Практически все образовательные и досуговые учреждения не могут ограничиться только развитием отдельных (пусть даже многочисленных) творческих способностей. Они призваны формировать творческую личность во всей ее целостности, руководствуясь тем, что творческими возможностями обладает каждый нормальный индивид, а проявление творчества служит показателем высокой активности человека, инновационной направленности его личности.
В отраслевой научной литературе представлено различное понимание понятия «коллектив», авторы многих работ не свободны от простого заимствования идей и воззрений, характерных для социально-психологической теории [53].
Например, приводится трактовка коллектива как высшего уровня развития группы, достигаемого после прохождения ряда стадий. Далее дается описание этапов развития коллектива, в котором коллектив мыслится уже на самом первом этапе, а не на последнем, предполагающем достижение высшего уровня развития. Или, например, при обозначении признаков коллектива смешиваются психологические и педагогические признаки [59].
В различных контекстах встречаются три значения понятия «коллектив»:
1. Коллектив – любая группа непосредственного общения и взаимодействия людей, объединившихся по какому-либо социально-психологическому признаку (совместная деятельность, досуг, общие интересы и т.п.), имеющая определенную численность и количественные ограничения. Например: трудовая бригада, спортивная команда, актерская труппа, музыкальный или танцевальный ансамбль и т.п. Такое значение в большей степени характерно для обыденного языка (например: педагогический коллектив, танцевальный коллектив и т.п.). Понятие «коллектив» оказывается тождественным понятиям «объединение», «организация», «сообщество», «общность», «группа». Именно терминами-«дублерами» в настоящее время часто подменяется понятие «коллектив» в педагогических работах;
2.Коллектив – высший уровень развития группы, согласно которому
коллективом может стать группа, прошедшая определенные стадии развития и достигшая высшей степени проявления ценностно-ориентационного единства, сплоченности и организованности (А.В.Петровский, В.В.Шпалинский, Я.Л.Коломинский, Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин и др.). Данное определение является основой для педагогической теории коллектива;
3.Коллектив – особым образом организованная группа, способная развиваться в течение всего периода своего существования. На наш взгляд, третье определение подчеркивает важность понятия «коллектив» для педагогики.
Итак, специфика коллектива для педагогики состоит в том, что ее объектом является не любая группа людей или организация, и даже не любой коллектив, а лишь такой, который может быть обозначен как коллектив, обладающий способностью к развитию.
Что касается предмета педагогики коллектива, то его можно обозначить как педагогические возможности коллектива, обладающего способностью к развитию, имея в виду условия, средства и способы их реализации.
Таким образом, основополагающая идея педагогики в данном случае заключается в том, что организуемый и управляемый педагогом коллектив, обладающий способностью к развитию, является наиболее целесообразной формой жизнедеятельности участников, действенным, эффективным средством формирования культуры художественного творчества участников хореографического коллектива.
Социокультурная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются:
– отношение к человеку как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению;
– отношение к педагогу как к посреднику между человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей;
– отношение к образованию как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их творческого самовыражения;
– отношение к самодеятельному коллективу как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.
Вся социокультурная деятельность рассматривается как поле для творческого самовыражения субъектов образовательного процесса, где в роли субъектов выступают участники самодеятельного коллектива и педагоги-хореографии. Этот процесс взаимодействия инициируется педагогами, которые в данном случае выступают в роли агентов передачи социокультурной деятельности. Каждый из них имеет свой механизм взаимодействия.
В хореографическом коллективе «Пестрая компания» (г. Казань) такими механизмами являются: обязательные занятия у станка для участников, сгруппированных по возрасту; занятия, развивающие творческую направленность; индивидуальные занятия с солистами самодеятельного коллектива; подготовка концертных номеров.
Вокально-хореографический центр «Пестрая компания», возникший в 1993 г. в г. Нижнекамске, с 2005 г. функционирует на базе казанской средней школы № 175 (м/р Азино) как досуговый центр.
Художественным руководителем центра «Пестрая компания» является Алла Романенко, лауреат международных балетмейстерских конкурсов, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.
В процессе социокультурной деятельности хореографического коллектива «Пестрая компания» происходит культурная трансмиссия, которая осуществляется в трех направлениях:
Вертикальная трансмиссия – процесс прямой передачи культурных ценностей в общении;
Горизонтальная трансмиссия – обмен культурными ценностями между
участниками в процессе общения;
“Непрямая” трансмиссия – передача культурных ценностей в процессе обучения с помощью предмета и техники преподавания.
Педагоги-хореографы в этом случае выполняют различные функции: обучающие, развивающие, воспитывающие и т. д. (рис 1.5).
Рис.1.5.Формирование творческого самовыражения участников самодеятельного коллектива
Вся модель социокультурной деятельности ориентирована на творческое самовыражение субъектов и объектов процесса образования. Для этого необходимо проследить механизм организации взаимодействия педагога-хореографа и участника при выполнении различных видов культурной трансмиссии. Каждый педагог создает проблемное поле в соответствии с выбранной темой занятия по развитию творческой направленности личности. Осознавая его актуальность, педагог ставит перед собой цель и задачи предстоящей работы. Педагог организует взаимодействие, обязательно используя все виды культурной трансмиссии (рис.1.6).
Данная модель организации социокультурной деятельности позволяет рассмотреть обучающий процесс как культурную трансмиссию, процесс инкультурации и социализации субъектов коллектива. Он и является неотъемлемой частью педагогической практики педагогов в хореографическом коллективе «Пестрая компания» (г. Казань).
Рис.1.6. Модель организации социокультурной деятельности в самодеятельном хореографическом коллективе
В условиях демократизации общественных отношений, изменений в социально-экономической сфере, культуре и образовании особое значение приобретает вопрос гармоничного развития подрастающего поколения.
В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие задачи, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Все это требует разработки новых методов работы с подрастающим поколением и ведет за собой нетрадиционность подходов к гармоничному развитию как основе последующего формирования творческой личности.
Так, например, на занятиях по музыкальной ритмике педагог-хореограф и
концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым давая толчок для развития творческой активности у участника.
Педагог-хореограф учит внимательней вслушиваться, всматриваться в
окружающий мир с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с участниками самодеятельного коллектива способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения, раскрытия творческого потенциала, возможностей и реализации их желаний. Участники получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог-хореограф просит участников понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать их в танце ритмическими движениями, игровыми средствами или представить предметы – живые или неживые.
Несмотря на большое количество студий танцев в системе досуга, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Особо ярко это проявляется и актуализируется в подростковом возрасте, когда происходит переоценка ценностей. В подростковом возрасте осознаётся потребность в творческом развитии, что может быть успешно осуществлено в хореографическом коллективе. У старших подростков меняются самооценка, отношение к качествам собственной личности, своим обязанностям, отношениям между людьми. У подростков ярко выражается интерес к творческой деятельности. Подростковый возраст является важным этапом в развитии мировоззрения, культурно-нравственных и, в частности, творческих качеств. Формируются целеустремленность, эстетические чувства и вкус. Подростковый возраст – благодатная пора для творческого развития личности. Значительную роль в творческом развитии подростков играет искусство, профессиональное и самодеятельное художественное творчество.
Начиная заниматься танцами в подростковом возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Именно танец, являясь чем-то большим, чем просто движения под музыку, представляет собой способ работы над собой, помогает подростку добиваться успехов в любой сфере деятельности. Танец воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, помогая подростку проявлять вовне то, что находится внутри него. В подростковом возрасте занятия хореографией дарят участнику коллектива радость движения, общения, обогащают внутренний мир и помогают познать себя.
Таким образом, в самодеятельном хореографическом коллективе творческий потенциал подростка развивается средствами хореографии и музыки, способствуя гармоничному развитию, независимо от наличия у него специальных физических, хореографических и музыкальных данных. Чем раньше подросток начнет заниматься хореографией, ритмикой, тем больше у него возможности приобрести определенные навыки, с помощью которых он сможет выразить свое настроение средствами хореографии. Главное на занятиях – создать благотворную среду для раскрытия потенциальных способностей и возможностей подростка. В этой связи главной целью педагога-хореографа является работа с личностью, которой следует передать свой жизненный и душевный опыт; формирование личности, развитой всесторонне и гармонично. Данная цель предусматривает решение определенных задач, к числу которых следует отнести:
–развитие творческого потенциала личности;
–развитие координации движений и ориентировки в пространстве;
–развитие чувства ритма, танцевальной выразительности;
–воспитание художественного вкуса;
–развитие способностей видеть и понимать гармонию и красоту;
–развитие культуры художественного творчества;
–развитие системного мышления;
–развитие искусства фантазирования.
Таким образом, именно наличие цели стратегически определяет
направления культурного и творческого развития участников средствами хореографии. Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие культуры художественного творчества участников.
Требование номер два – наличие комплекса реальных планов достижения поставленной цели. Стремление к цели без плана – стремление хаотичное. Больше всего оно похоже на абстрактные мечты, не подкрепленные ни волевым настроем, ни реальными делами. Наличие достойной цели, поставленной на пределе возможностей и сил человека, непременно требует мобилизации всех его ресурсов, времени и сил. Ведь взрослый человек вынужден распределять свое время между достижением цели, обычной работой, семьей, воспитанием детей, заботой о родителях.
Третье требование – это высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Само по себе наличие плана может помочь только в том случае, когда есть волевой настрой на его постоянное и неуклонное выполнение. Обеспечение такой работоспособности на протяжении длительного времени само по себе является для большинства людей труднейшей задачей. Огромное количество препятствий, соблазнов встают на пути выполнения поставленных планов. Важнейшим и эффективным средством обеспечения планомерной работы является учет проведенной работы. Отсутствие такого учета позволяет многое себе прощать. Наличие учета заставляет трезво глядеть на происходящее. Качества, необходимые творческой личности: техника решения, умение держать удар, результативность.
Четвертое необходимое требование – это хорошая техника решения задач. Даже наличие больших резервов времени не гарантирует решения задачи
без техники решения специальных задач, без освоенных приемов мастерства. Писатель или поэт обязательно должен знать грамматику того языка, на котором он пишет, знать в совершенстве. В противном случае не будет легкости выбора требуемых языковых конструкций. Аналогичная ситуация с инженером, ведущим проектирование сложного устройства. В арсенале обязаны быть все возможности, все достижения инженерной науки, иначе конструкция может оказаться морально устаревшей еще до своего появления на свет.
Пятое качество – умение "держать удар". Испытания человека, предлагающего новое, не завершаются в момент, когда найдено новое решение, новый принцип. Скорее, они только начинаются. Новая точка зрения, принципиально новое решение не могут войти в жизнь общества без борьбы. Умение «держать удар» – это умение противостоять мнению авторитетов, косности и привычке основной массы людей к привычному, устоявшемуся. Новое пугает, требует от специалистов переучиваться, сводит на нет казавшиеся незыблемыми авторитеты.
Шестое требование – результативность. Достижение ранее поставленной цели не должно приводить к остановке работы. Как уже ранее говорилось, цели должны быть связаны друг с другом, каждая решенная задача должна открывать новые горизонты.
В современной социокультурной ситуации в сфере самодеятельного
творчества возникло существенное противоречие между потребностями участников самодеятельных хореографических коллективов в разносторонности социализации и самореализации в самодеятельном творчестве как дополнительном по отношению к другим областям жизнедеятельности человека и специальной, узко-технологической реализацией художественных интересов руководителей самодеятельных коллективов, ориентированных на успех.
Проблема развития творческого потенциала личности и культуры его художественного творчества неизменно считается одной из самых актуальных
в социокультурной и педагогической науке. Ее значимость еще более возрастает в связи с тем, что в новых условиях произошла переоценка представлений о наиболее важных и социально значимых качествах личности в сторону повышения творчества, определяющего всеобщее движение к прогрессу в любой области жизни социума. Сегодня культурно-досуговая деятельность представляет собой автономную и в тоже время специфически уникальную образовательную сферу, в которой заложена философия, направленная на творческое личностное развитие каждого человека, на удовлетворение его эмоциональных, познавательных, социальных, духовных, эстетических потребностей. В этой системе сложилась новая парадигма субъект-субъектных отношений всех участников социокультурного процесса, где ценностными приоритетами являются поддержка и развитие творческой направленности личности, саморазвитие личности, создание условий для сотворчества.
Одним из главных противоречий, тормозящих развитие творческого потенциала в досуговой сфере, является предоставление в основном унифицированных программ и методик, не способствующих наиболее полному формированию культуры художественного творчества.
Анализ программ хореографических самодеятельных коллективов в аспекте формирования и развития культуры художественного творчества выявил ряд проблем, связанных со слабой методологической базой мониторинга уровней творческого потенциала личности, отсутствие четких методических ориентиров на стимулирование творчества, потребность в реализации научно-обоснованных моделей, позволяющих проектировать целенаправленное развитие культуры художественного творчества, слабую диагностическую базу результатов деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
В связи с новой социокультурной ситуацией появилась необходимость в обновлении и конкретизации целей воспитания культуры творческого саморазвития личности.
Важным фактором выступает отсутствие разработанных форм и методов работы с подростками, неразработанность таких подходов, как дифференциация и индивидуализация.
Неудовлетворительная материальная база, отсутствие должного финансирования выступают в качестве барьеров для педагогов-хореографов и их воспитанников. Поэтому высока потребность в разработке новых оригинальных авторских программ развития культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива.
Актуальность развития культуры художественного творчества в условиях самодеятельного хореографического коллектива обусловлена тем, что по статистике большая часть выдающихся, талантливых людей обучалась не в «элитарных», а в «обычных» – массовых учебных заведениях, а в досуговое время занималась в кружках или коллективах, выбор которых осуществлялся в первую очередь близостью к месту проживания. Есть основания предполагать, что данная тенденция сохранится несмотря на то, что досуговые занятия ориентированы на достижение повышенного уровня образования в определенной сфере деятельности.
Так, например, на рис. 1.7 представлены данные опроса участников хореографического коллектива «Пестрая компания» на предмет мотивирующего фактора при выборе самодеятельного хореографического коллектива, а именно – коллектива «Пестрая компания», а также обусловленности выбора хореографии как средства свободного времяпрепровождения (приложение 1).
Согласно полученным данным, важнейшими мотивами подростков при вхождении в самодеятельный коллектив были отмечены интерес к творческой деятельности коллектива (32%) и желание реализовать свои способности (29%).
На третьем месте среди мотивов вступления в коллектив художественной самодеятельности стоит авторитет руководителя коллектива (12%), на четвертом – необходимость занять свое свободное время (11%).
Полученные данные позволили нам сгруппировать мотивы выбора подростков на 5 групп:
1) мотивы самореализации в искусстве (возможность проявления своих
способностей в искусстве, профессионального роста и др.);
2) культурно-познавательные (возможность получения новых знаний в
области искусства, развития некоторых практических навыков и др.);
Рис. 1.7. Мотивы, обусловившие выбор подростков
3) мотивы признания (возможность выступить на сцене, получить известность и др.);
4) мотивы социальной полезности профессии (возможность приобщения к прекрасному, радость от искусства, вклад в развитие культуры общества);
5) коммуникативные (возможность общения с интересными людьми, расширения круга друзей);
Опрос показал, что изначально в коллективы художественной самодеятельности поступают дети, имеющие разные музыкальные способности, устойчивую положительную мотивацию к занятиям хореографией, готовые к творческому труду. Поэтому, с одной стороны, деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на создание условий для оптимального развития детей с творческим потенциалом, а также просто способных, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческого потенциала. При этом в качестве обязательного условия реализации занятий по хореографии является станок, то есть обязательная программа, при усвоении которого у участников вырабатывается выворотность, гибкость, формируется осанка и другие внешние факторы, необходимые для создания в дальнейшем творческого образа в танце.
Исполнительское мастерство народного самодеятельного коллектива зависит от продолжительности функционирования коллектива, активности жизнедеятельности (частоты выступлений на культурно-досуговых мероприятиях). Из этого вытекает важное условие продуктивной деятельности самодеятельного хореографического коллектива – стабильность его жизнедеятельности. Коллектив «живет» долго и может развиваться, если в него периодически приходят новые участники, но в то же время сохраняется основа коллектива – участники с большим творческим опытом.
Таким образом, самодеятельный хореографический коллектив – это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех участников, межличностные отношения которых опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Проведенный опрос участников хореографического коллектива «Пестрая компания» (приложение 2) показал, что абсолютное большинство респондентов (93%) отмечают, что атмосфера и отношения в их коллективе являются дружескими, что говорит о сплоченности коллективов. Это облегчает работу в самодеятельном коллективе как с дружной и единой командой. Дружественная атмосфера в коллективе позволяет ему существовать долго и стабильно, а его участникам – плодотворно работать и раскрывать свои способности. Однако 7% респондентов назвали отношения внутри коллектива сдержанными или натянутыми. То есть следует обратить внимание на внутреннюю обстановку, поскольку в противном случае коллектив может столкнуться со многими организационными и творческими проблемами, либо просто распасться.
Общественно-полезная деятельность немыслима без самостоятельности и
активности участников. Участники сами выбирают объект для занятий,
добровольно участвуют в организационной и творческой работе, в ее планировании, распределении обязанностей, контроле и оценке деятельности. Руководитель коллектива направляет эту энергию в нужное русло. Не будет этих требований – не будет и развитого коллектива, возможности которого можно использовать для всестороннего развития личности, то есть как инструмента для целенаправленного влияния через коллектив, в результате чего возникают новые ценности в социальной, художественно-эстетической области. В ходе целенаправленной и многоплановой деятельности самодеятельного хореографического коллектива природные задатки к творчеству, которыми в различной мере наделены все участники, развиваются в творческие способности. Организация творческих занятий, деятельное включение их в многократную работу среди участников придают творчеству новое качество – социально-творческое, культурно-преобразующее, то есть формируют не только культуру личности, но и культуру общества.